СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок самопознания 6 класс «В стремлении к красоте»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный план урока по самопознанию "В стремлении к красоте"

Просмотр содержимого документа
«Урок самопознания 6 класс «В стремлении к красоте»»

План урока по самопознанию

Школа

КГУ «Гимназия № 15»

Дата


Урок 7

Тема: «В стремлении к красоте»

Ценность:

Внутренний покой

Качества:

Видеть красоту во всем, стремление быть лучше, внутренняя гармония. Радость доброжелательность, отзывчивость.

Педагог:

Константинова Нина Васильевна

Класс:

6 класс

Кол-во учащихся


Цель:

расширять представление о красоте человека через осмысление понятия «красота души».

Задачи:

– раскрытие значения понятия «красота человека»;

– развитие стремления стать красивым человеком в ис­тинном смысле этого понятия;

– воспитание эстетического восприятия действительности.

Ресурсы:

Компьютер, интерактивная доска, музыка для релаксации «Звуки природы», презентация к уроку, песня


Ход урока

1. Орг. Момент.

Позитивный настрой.

2. Беседа с учащимися после минут тишины.




6 мин

Под спокойную позитивную музыку учитель читает текст.

Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза.

Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.

Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести меня только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.

Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли.

Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временно непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду… Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете… Свет внутри меня… Я есть Свет». Побудьте ещё немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...

Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной. Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо.

-Понравилась ли вам «минута тишины»?

-что вы испытали?

-Что запомнили?

-Что вы представили?

- Что вы почувствовали?

2. Проверка домашнего задания

4 мин

Заслушать рассказ учащихся о человеке, общение с которым благотворно влияет на вас. по желанию

3. Позитивное высказывание (цитата)

Беседа по содержанию цитаты

5 мин

Цитата урока: электронный учебник

«Добродетель не что иное, как внутренняя красота, красота же – не что иное, как внешняя добродетель»

Фрэнсис Бэкон

Как вы понимаете смысл данного изречения?

Хором повторяют девочки.

Хором повторяют мальчики.

Хором повторяют все.

4. Рассказывание истории (беседа). Подарок


Беседа по содержанию.






































































































































































Физическая минутка

15 мин





























































































































































































3 мин

Электронный учебник «Внутренняя красота»

Разбуженный соловьями

Юрий Яковлев

Когда в лагере говорили «Селюжёнок», ребята усмехались в предчувствии новых происшествий, а для взрослых это слово звучало как сигнал тревоги и предвестник неприятностей. Этот сигнал-предвестник начинал звучать с самого утра и не утихал до отбоя. Во всех уголках лагеря только и слышалось:

– Селюжёнок, заправь койку!

– Селюжёнок, вымой уши!

– Селюжёнок, перестань барабанить ложкой по тарелке!

Какие только грозные предупреждения и сердитые возгласы не следовали за словом «Селюжёнок»! За неделю лагерной жизни на него был истрачен весь запас восклицательных знаков.

Лицо у Селюжёнка непроницаемое. Слова не то что отскакивали от него, как горох, они как бы проходили насквозь, не оставляя никаких следов. Когда мальчика ругали, он не морщился, не дергал плечом и не опускал глаза – он улыбался своим мыслям. Взрослым казалось, что мальчишка насмехается над их словами. Они теряли самообладание, надрывали голоса. Но Селюжёнок был надежно защищен от их гнева своей невозмутимостью.

Селюжёнок тащил всё, что плохо лежало. Он хватал ленточки для кос, карандаши, носовые платки, перочинные ножи. Он был похож на сороку, которая несет в своё гнездо ненужные для неё вещи. Сорочьим гнездом была тумбочка Селюжёнка. Нет, он никогда не ел чужие сладости и не присваивал деньги. Все, что попадалось ему в руки, оставалось без всякого применения и не приносило никаких благ.

Никто не знал, что творится в душе у этого маленького колючего человечка. Нельзя было определить, весел он или печален, доволен жизнью или обижен. Он был всегда одним и тем же. Он был неразрешимой загадкой, задачкой, которая всегда не сходится с ответом.

Чашу терпения взрослого населения лагеря переполнил случай с пластилином. В один прекрасный день руководительница изокружка обнаружила, что в студии пропал большой кусок зеленого пластилина: весь запас кружка лепки. Сомнений не было: это мог сделать только Селюжёнок. Расстроенная Татьяна Павловна в отчаянии прибежала к начальнику лагеря. Она не назвала имя похитителя пластилина, но начальник лагеря безошибочно определил, о ком шла речь.

– Позвать Селюжёнка! – крикнул он дежурному, и настроение его сразу начало портиться.

Через несколько минут на пороге кабинета уже стоял виновник очередного происшествия. Он стоял и молча смотрел на начальника.

– Селюжёнок! – в голосе начальника лагеря звучали недобрые нотки. – Что ты молчишь? Отвечай, зачем ты взял пластилин?

– Я не брал, – спокойно ответил Селюжёнок.

– Смотри! У тебя все руки в пластилине!

– Это не пластилин. Это грязь.

– Я тебя последний раз спрашиваю: ты брал пластилин?

В этом вопросе не было никакого смысла. Всё было ясно. Селюжёнок молчал. Он стоял перед разгневанным начальником и следил глазами за мухой, которая ползла по стене. В эту минуту у похитителя пластилина не было более важного дела.

– Иди! – закричал начальник.

Селюжёнок попрощался глазами с мухой и направился к двери.

  1. Почему автор называет Селюжёнка «неразрешимой загадкой»?

  2. Какие чувства вызывает у вас описание Селюжёнка, данное автором?

  3. Мог ли Селюжёнок взять пластилин? Почему вы так думаете?

  4. Встречались ли вам похожие на Селюжёнка сверстники?

ІІ

Он спал крепко, как обычно спят люди с чистой совестью. Во сне он ничем не отличался от других ребят. Селюжёнок засыпал, и в лагере выключался источник беспокойства и неприятностей. Взрослые облегченно вздыхали.

В эту ночь, в нарушение всех правил, Селюжёнок вдруг проснулся. Не тревожные думы подняли среди ночи похитителя пластилина. Он проснулся от свиста.

Селюжёнок сел на постели и огляделся. Никого рядом не было. А свист не утихал. Это был не простой свист. Он то замирал, то звучал с новой силой. В нём билась и клокотала картавая горошина. А порой слышалось частое пощёлкивание, будто кто-то рубил свист на мелкие кусочки.

Это пели соловьи.

Селюжёнок рассердился на птиц, которые не давали ему спать. Он на ощупь отыскал брюки, натянул их и бесшумно подошел к окну. В кармане лежал тяжелый камень. Селюжёнок зажал его в кулак и легко перемахнул через подоконник.

Соловьиный оркестр умолк. Теперь пел только один соловей. К нему с камнем в руке шёл Селюжёнок.

Теперь соловей пел так громко, что было удивительно, как он не разбудил всех ребят. Селюжёнок подошёл к дереву и запрокинул голову. Напрягая зрение, он стал всматриваться в густые тёмные ветки. Соловей пел рядом, но его не было видно, словно он надел шапку-невидимку. Звуки падали из его горлышка чистыми, хрустальными каплями. И хотелось подставить руку, чтобы поймать хоть одну такую каплю. Поющие капли сливались в одну серебристую нить, которая тянулась к разбуженному мальчику.

Селюжёнок стоял под деревом, затаив дыхание. Он забыл про камень и не шевелился, потому что боялся неосторожным движением порвать серебряную нить.

Он стоял до тех пор, пока краешек неба не стал светлеть. Соловей разбудил мальчика, а сам уснул. Но его свист всё ещё звенел в ушах. Может быть, Селюжёнок выучил соловьиную песню наизусть и теперь напевает сам себе?

Селюжёнок обрадовался рассвету: теперь ему удастся хоть взглянуть на соловья. Но сколько он ни вглядывался в сплетение ветвей, увидеть соловья так и не смог.

Он вспомнил о камне и почувствовал, что камень в его кулаке потеплел и стал мягким. Он разжал кулак и удивился: это был вовсе не камень, а кусок зеленого похищенного пластилина. Остаток. Селюжёнок взвесил его на ладони и стал мять. Пластилин стал совсем податливым. И мальчику неожиданно пришло в голову слепить соловья. Он принялся за дело. Сначала его пальцы были неловкими, деревянными, но постепенно потеплели, разошлись и стали передавать пластилину то, что им приказывал мальчик.

Он лепил соловья таким, каким, ему казалось, должен быть исполнитель беспокойных ночных песен. Соловей оживал в руках мальчика. Он был зеленым. У него была узкая голова и большие распростёртые крылья.

Селюжёнок посмотрел на соловья и улыбнулся. Ему показалось, что он сделал открытие – своими руками создал птицу-певца, и она молчит лишь потому, что время песен прошло и небо поднялось с земли высоко, до самых облаков.

Прочитайте ІІ часть рассказа. Ответьте на вопросы:

  1. Как автор описывает пение соловья?

  2. Какое впечатление произвело на Селюжёнка пение соловья?

  3. Почему камень в руках Селюжёнка потеплел и стал мягким?

  4. Как пение соловья побудило мальчика к творческому открытию?

  5. Случалось ли вам встречаться с подобной красотой? Расскажите об этом.

III

Утром Селюжёнок показал соловья руководителю изокружка Татьяне Павловне. Сначала она готова была схватить маленького похитителя пластилина за плечи и вытолкать его из мастерской, но потом взяла из рук мальчика его работу и стала внимательно её рассматривать, словно искала в ней то, что было незаметно с первого взгляда.

Она всё еще не могла разобраться, что же всё-таки произошло с этим мальчиком, чьё имя внушало всем лагерным работникам неприязнь. Но она догадалась, что ночные соловьи разбудили в душе мальчика нечто такое, о чём никто даже не подозревал. Она сказала:

– Ты приходи, будешь учиться лепить.

Никто не заметил, что произошло с Селюжёнком с той ночи, когда его разбудили соловьи. Вот если бы у него изменились глаза, или нос, или уши, это бы сразу заметили. А когда меняется что-то внутри, разглядеть трудно.

Да, собственно, ничего в нём не изменилось, просто у человека появился в жизни интерес. Ему расхотелось тащить всё, что попадается под руки. Он сбросил с себя старую, негодную шкурку и стал самим собой.

Ежедневно он приходил в художественную студию, садился за стол и лепил собак, оленей, козликов.

Вскоре в лагере открылась выставка работ юных художников. Любопытные зрители толпились в художественной студии и нетерпеливо разглядывали работы своих товарищей. Никогда ещё в студии не было так шумно. Здесь вспыхивали горячие споры об искусстве, и каждый отряд горой стоял за своих художников.

И вдруг кто-то крикнул:

– Смотрите, Селюжёнок вылепил соловья!

Это известие произвело на ребят ошеломляющее впечатление. Все сразу изменили своим любимым художникам и бросились к столу, где на фанерной подставке стояло зеленое существо с огромными крыльями. Под этим странным существом было написано: «Соловей. Вылепил Селюжёнок из 4 отряда». Ребята сбились в кучу. Всем не терпелось посмотреть, что такое мог вылепить похититель пластилина.

Зрители рассматривали соловья, как величайшее чудо, как смелое открытие.

– Похож! – кричали одни. – Правда, похож?

– Как живой! – откликались другие.

Никто из ребят никогда не видел живого соловья, и все были убеждены, что соловей в самом деле зелёный и большекрылый.

Селюжёнок стоял в сторонке и с удивлением слушал, что говорят ребята, и ему казалось, что речь идёт не о нём, а совсем о другом Селюжёнке. И тот, другой, нравился ему ещё больше.

В эту ночь его снова разбудил соловьиный свист. Мальчик открыл глаза и долго слушал, как выводит свои серебристые трели невидимый певец. И вдруг он подумал, что нечестно слушать соловья одному. Он соскользнул с постели и одного за другим стал будить ребят.

– Слушайте, соловей поёт!

Не прошло и пяти минут, как все уже были на ногах. Ребята теснились у окон и, сдерживая дыхание, слушали соловья. Никто, естественно, не мог разглядеть в темноте поющей птицы, но все почему-то представляли себе соловья зелёным и большекрылым. А самому Селюжёнку казалось, что это ожил и запел его соловей, слепленный бессонной ночью из пластилина.

Как изменился Селюжёнок?

Почему Селюжёнку расхотелось тащить всё, что попадается под руку?

Как повлияла на Селюжёнка встреча с прекрасным?

Что, по-вашему, удивило ребят на выставке? Обоснуйте свой выбор:

а) «пластилиновая зеленая большекрылая фигура соловья»?

б) смелое открытие похитителя пластилина?

в) участие Селюжёнка в выставке?

Почему Селюжёнок разбудил всех детей?

Какова взаимосвязь между умением видеть красоту и внешней красотой человека?

Веселая зарядка

Творческая деятельность. Групповая работа.

10

мин

Составьте словесный портрет Селюжёнка в одном из предложенных эпизодов:

в момент вашего первого знакомства с ним;

в момент, когда он заслушался пением соловья;

в момент его творческого вдохновения.

6. Групповое пение


5 мин

Электронный учебник песня «Живет на свете красота»

Автор текста (слов):

Пляцковский М. 

Композитор (музыка):

Антонов Ю. 

Живет повсюду красота,
Живет не где нибудь, а рядом,
Всегда открыта нашим взглядам,
Всегда доступна и чиста.
Живет повсюду красота
В любом цветке, в любой травинке,
И даже в маленькой росинке,
Что дремлет в складочке листа.
А
Живет повсюду красота,
Живет в закатах и рассветах,
В лугах, туманами одетых,
В звезде, манящей, как мечта.
Живет повсюду красота,
Сердца нам радуя и грея.
И всех нас делает добрее
Она, наверно, неспроста.

7. Домашнее задание

1 мин

Предлагается выполнить задание 2 в тетради.

Попробуйте в течение дня искать и видеть прекрасное. Напишите о том, что вы открыли и поняли за этот день.

8. Заключительная минута тишины

1 мин

И в завершении урока закройте глаза и мысленно ответьте на вопросы.

Чем мы занимались на уроке?

Что мы узнали на уроке?

Какие моменты урока были наиболее интересными и запоминающими?






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!