Предмет : биология
Класс: 9
УМК: Н. И. Сонин. Биология. Общие закономерности.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: Селекция. Центры происхождения культурных растений.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 3
Место урока в системе уроков по теме: 1
Урок №1 Селекция. Центры происхождения культурных растений.
Целевые ориентиры урока:
Изучение задач селекции как науки, формирование представлений о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Задачи:
Образовательная показать предмет и задачи селекции, выявить роль работ Н. И. Вавилова для селекции;
Развивающая формировать умения выделять главное, сравнивать, формулировать выводы;
Воспитательная
патриотическое воспитание на примере работ Н. И. Вавилова.
Планируемые результаты:
Личностные: понимание важности науки селекции для создания сортов растений и пород животных, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки селекции, развитие таких качеств, как целеустремлённость, креативность, инициативность.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации смысловое чтение как осмысление цели чтения и извлечение необходимой информации из текстов, установление причинно-следственных связей
Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
Информационный материал: рисунки и текст учебника, презентация
Раздаточный материал: тексты для смыслового чтения; дидактический материал
( Приложение 1), учебник «Биология. Общие закономерности» 9 класс
Формы работы
Работа в группах/парах
Индивидуальная работа
I. Этап. Организационный момент. Приветствие учителя, проверка подготовленности учащихся к уроку.
II этап. Мотивация к деятельности и целеполагание. а) Просмотр фрагмента мультфильма « Кот, который гулял сам по себе» (об одомашнивании животных).
Слайд 3
(Слайд 4) Подумайте и ответьте на вопросы:
Как происходило одомашнивание диких животных?
Какие признаки у животных для человека стали приоритетными при их одомашнивании?
Какие животные являются дикими предками современных животных? Приведите примеры.
Как вы думаете, какая наука стала основополагающей для выведения новых пород животных и сортов растений?
III этап. Этап целеполагания. Предложение учащимся самостоятельно сформулировать тему, цели урока; спланировать работу на уроке для достижения поставленных целей.
Эпиграфом нашего урока можно считать слова великого ученого Николая Ивановича Вавилова«…Селекция-это эволюция, осуществляемая деятельностью человека.» Слайд 9
IVэтап. Учебно-познавательная деятельность
1.Задание 1. Индивидуальная работа с текстом учебника.
Прочитайте текст учебника стр. 204-205. Составьте план параграфа.
(Слайд 8) Взаимопроверка. Время работы 10 минут. Эталон ответа ( Слайд 10)
2.Работа в группах с текстом учебника и иллюстрациями
Организация работы в группах. Формируются группы. Каждая получает задание на информационном листе. После выполнения заданий, группы защищают свои работы.
Время работы 10 минут.
Работа с информацией.
Задания для групп.
Группа 1. Прочитать текст « Задачи селекции». Составьте кластер « Задачи селекции»
Группа 2. Работа с текстом учебника , картой «Центры происхождения культурных растений» в учебнике, выделение основных понятий, работа с терминами.
Заполнение рабочего листа
« Дополни предложения»
Группа 3 .Заполнение таблицы «Центры происхождения культурных растений.»
Группа 4. Смысловое чтение текста Н.И. Вавилов. Составление тезисов к тексту.
1.Выступление групп, защита своих работ, оценивание. ( Слайды 11-17)
Физкультминутка.
IV этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
Индивидуальная работа с тестами.
Проверка тестовой работы на слайдах (18-19)
V.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке ( Слайд 20)
Составить синквейн «селекция»
Оценивают работу на уроке с помощью листов оценивания.
Объявление оценки, вопросы учителю
VI.Домашнее задание. Слайд 21
Обязательно для всех:, 1) Изучить параграф 43. Ответить на вопросы, (всем) 2)Дополнительно. Подготовить сообщения о методах селекции
1.Полиплоидия.
2.Скрещивание( гибридизация)
3. Искусственный отбор
4.Мутагенез в форме слайдовой презентации.
Приложение 1.
Ресурсный материал к уроку « Селекция. Центры происхождения культурных растений»
Задание для группы 1. Используя данный вам текст составьте кластер « Задачи селекции»
Селекция (от лат. selectio — выбор, отбор) — это наука о путях и методах создания новых и улучшения уже существующих сортов культурных растений, пород домашних животных и штаммов микроорганизмов с ценными для практики признаками и свойствами.
Задачи селекции вытекают из ее определения — это выведение новых и совершенствование уже существующих сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов.
Основными направлениями селекции являются:
Высокая урожайность сортов растений, плодовитость и продуктивность пород животных;
Качество продукции (например, вкус, внешний вид, лежкость плодов и овощей, химический состав зерна — содержание белка, клейковины, незаменимых аминокислот и т. д.);
Физиологические свойства (скороспелость, засухоустойчивость, зимостойкость, устойчивость к болезням, вредителям и неблагоприятным климатическим условиям);
Интенсивный путь развития (у растений — отзывчивость на удобрения, полив, а у животных — «оплата» корма и т. п.).
Цели и задачи селекции как науки обусловлены уровнем агротехники и зоотехники, уровнем индустриализации растениеводства и животноводства. Например, в условиях дефицита пресной воды уже выведены сорта ячменя, которые дают удовлетворительные урожаи при орошении морской водой. Выведены породы кур, не снижающие продуктивности в условиях большой скученности животных на птицефабриках. Для России очень важно создание сортов, продуктивных в условиях мороза без снега при ясной погоде, поздних заморозков и т. д.











Критерии оценивания 5 баллов. Приведено максимальное количество задач селекции.
1. Повышение урожайности сортов и продуктивности пород.
2.Повышение устойчивости к заболеваниям.
3. Улучшение качества сортов и пород.
4. Экологическая пластичность сортов и пород.5. Создание сортов и пород, пригодных для механизированного и промышленного выращивания и разведения.
Задание для группы 2
Прочитай текст, составь тезисы об основных направлениях деятельности
Н. И.Вавилова
Н.И. Вавилов – лидер советской биологической и сельскохозяйственной науки.
Николая Ивановича Вавилова можно назвать энциклопедистом ХХ века. Генетика, ботаника, агрономия, география и селекция растений – это далеко не полный круг его научных исканий. Вавилову принадлежит большое количество фундаментальных открытий в биологии и целый ряд замечательных идей, которые до сих пор продолжают разрабатываться учеными, кроме того, он первым применил на практике совершенно новый подход к изучению растительного мира как единого целого в масштабах всей планеты. Проложенный ученым путь стал той магистралью, по которой идет развитие современной биологии, как науки.
В 1919 году выходит фундаментальная работа Н.И. Вавилова « Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям», в которой впервые в мировой науке были показаны генетические основы иммунитета. Н.И. Вавилов сформулировал закон гомологических рядов: родственные виды и род, благодаря сходству их генотипов, в значительной мере повторяют друг друга в своей изменчивости. Николай Иванович Вавилов признавал значительную роль внешней среды в эволюции растений. Но первостепенное значение он придавал внутренним чертам самого растительного организма. Несмотря на большое многообразие форм живого, изменчивость укладывается в определенные закономерности.
Н.И. Вавилов активно организовывал экспедиции и сам участвовал в них. В итоге с1923 по 1940гг. Н. И. Вавиловым и другими сотрудниками ВИРа было совершено 180 экспедиций, из них 40 в 65 зарубежных стран. После поездок, выходит в свет его вторая важнейшая работа « Центры происхождения культурных растений». Стало очевидным, что, как и где искать в растительном мире планеты.
Согласно Вавилову культурная флора возникла и формировалась в относительно немногих очагах. Вавилов выделил семь первичных центров:1. Южно- Азиатский тропический центр. 2. Восточно- Азиатский центр, 3.Юго- западноазиатский центр, 4. Средиземноморский центр, 65 Абиссинский или Эфиопский центр, 6. Центрально- Американский центр, 7. Андийский центр.
Критерии оценивания. Приведено 4 верных тезиса – 5 баллов, три тезиса – 4 балла, 2 тезиса -3 балла, Выставление в оценочные листы
Основные направления деятельности Н.И. Вавилова:
1.Применил новый глобальный подход к изучению растительного мира как единого целого в масштабах всей планеты.2. Выход в свет фундаментальной работы Н.И. Вавилова « Иммунитет растений к инфекционным заболеваниям. Формулировка закона гомологических рядов.
3. Организация экспедиций в разные страны мира, создание работы «Центры происхождения культурных растений».4. Выделение основных центров происхождения растений.
Задание для группы 3.
Составьте таблицу. « Центры происхождения культурных растений.
Название центра происхождения | Культурные растения |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Задание для группы 4
4. Дополни предложения, записав пропущенные слова: «селекция», «порода», генетическое разнообразие, искусственно, физиологические.
1.Селекция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании и улучшении существующих А_______животных, _Б_______ растений.
2.Порода - совокупность животных одного вида, ______ созданная человеком и отличающаяся генетически устойчивыми морфологическими, Г ______________ и хозяйственными признаками.
3.Це́нтры (очаги́) происхожде́ния культу́рных расте́ний — географические центры __Д____________ культурных растений.
Критерии оценивания
«Дополни предложения» ( 0- 5 баллов). Верно указаны все слова в предложении -5 баллов.
1.Селекция (лат. selectio - выбирать) — наука о создании и улучшении существующих А___пород____животных, _Б___сортов____ растений.
2.Порода - совокупность животных одного вида, ___исусственно___ созданная человеком и отличающаяся генетически устойчивыми морфологическими, Г физиологическими и хозяйственными признаками.
3.Це́нтры (очаги́) происхожде́ния культу́рных расте́ний — географические центры __Д_генетического разнообразия культурных растений.
Тест
1.Возникновение новых пород животных и сортов растений стало возможным вследствие существования у диких видов
1) фенотипической изменчивости
2) модификационной изменчивости
3) комбинативной наследственной изменчивости
4) ненаследственной изменчивости
2.Процесс превращения диких животных и растений в культурные формы называется
1) дрессировкой
2) одомашниванием
3) приручением
4) окультуриванием
3.Какого центра происхождения культурных растений не существует?
1) Европейско – сибирский
2) Средиземноморский
3) Абиссинский
4) Юго-западноазиатский
4.Согласно закону гомологических рядов Н.И. Вавилова, генетически близкие роды и виды
1) характеризуются сходным фенотипом
2) требуют сходных условий жизни
3) характеризуются сходными рядами наследственной изменчивости
4) не скрещиваются друг с другом
5.Породой или сортом называют популяцию организмов, искусственно созданную человеком, которая характеризуется
1) особыми генофондом, морфологическими, физиологическими признаками, нормой
реакцией, уровнем продуктивности
2) определенным количеством, фенотипом, приспособлением к условиям среды
3) определенным уровнем изменчивости, нормой реакции, особыми морфологическими
признаками
4) определенным циклом изменчивости и набором морфологических признаков
Верные ответы:
1 -3;
2- 1;
3-3;
4- 1;
5-1. Критерии оценивания: нет ошибок «5»;1 ошибка «4»;2 ошибки «3», более 2 ошибок «2»