СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан в соответствии с учебной  программой по  русскому  языку  для  9 класса. В  содержание урока  включен материал  по повторению и различению  учащимися таких  единиц  языка  как  слово, словосочетание  и  предложение.

   Изучение  нового  материала строится  на основе  работы  с  текстом, выявлении  его  идейно-тематического своеобразия. При  изучении  темы  прослеживается  связь  с музыкой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»



Урок русского языка в 9 классе

«Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Солухова Л. А., учитель русского языка и литературы



Предмет: русский язык, урок изучения нового материала

Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Класс: 9

Технология: диалоговая и компьютерная.

Цели:

образовательная: познакомить со строением и особенностями придаточных определительных, научить употреблять эти предложения в своей речи;

развивающая: развивать умение грамотно выражать свои мысли в устной и письменной форме;

воспитательная: воспитывать любовь к природе через прикосновение к прекрасному.

Оборудование: компьютер (слайд-программа), карточки.

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Я люблю эти дни,…

Когда все так понятно в природе,

Так ясно и тихо кругом…

Ю.Левитанский











Ход урока

Этап урока

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Орг.момент


вступительное слово учителя












II Повторение изученного


1) Лексическая работа.


















2)Парная мозговая атака
























III Работа по

теме урока.


1.Объяснение нового материала


Определение темы урока. Целеполагание.



Индивидуальное задание по карточке.















Работа с текстом.


















































Устный ответ













Устная работа с эпиграфом.





Физминутка















2.Закрепление изученного.
















































Ш. Рефлексия и подведение итогов урока.



Самооценка












Выставление оценок





Домашнее задание.



















































































































































































10

м

















































- (Слайд №3, звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года».

Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к сегодняшнему уроку взяты слова русского поэта Ю. Левитанского. (слайд №4) Какие точные, верные, простые слова нашел он, чтобы рассказать об этих декабрьских чудесных деньках. Мы будем учиться у мастеров слова, известных писателей, правильной устной и письменной речи. Потому начнем сегодняшний урок со словарной работы.

-У каждого из вас на парте лежит карточка. Напишите на ней свою фамилию, выполните задание.




-Расставьте ударение в словах.

Алфавит, документ, гололедица, глубоко, дышащий, досуг, инцидент, изогнутый, занята, задолго, диалог (слайд № 5)

-Проверим по записи на слайде (слайд №6).

-У кого нет ошибок?

-Кто допустил одну ошибку?

-У кого 2 ошибки?


Вывод: Скажите, пожалуйста, а для чего мы должны учиться правильно ставить ударение в словах?

-А как должен говорить образованный человек? (Правильно, понятно, красиво, соблюдая нормы произношения, культуру речи).

-Спасибо. Молодцы!


Запишите в свою тетрадь число, пропустите строчку. На третьей строке сделайте записи со слайда № 7.


1.(не) пр…од…лимые пр…грады

2.Звон (не) см…лкающий (н…) на минуту нарушал тишину зимнего леса.

3.Звон который (не) смолкал (н..) на минуту нарушал тишину зимнего леса.

-Спишите примеры, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте буквы.

Возникли затруднения? Проверка по записи на слайде №8.

-Составьте устно характеристику каждой синтаксической единицы.

-Что можете сказать о последнем предложении? ( «Инвентаризация знаний»).

Вывод: Верно, это предложение сложноподчиненное с придаточным определительным. Что помогло вам правильно определить этот вид придаточного? (Именно по вопросу мы и определяем виды таких предложений).





-Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Запись темы урока на доске и в тетрадях учащихся).


-Что необходимо изучить по этой теме?

-Итак, тема урока: СПП с придаточными определительными.






Карточка №1. (слайд №9)

Укажите грамматическую основу предложений. Что помогает определить вид придаточных? Составьте опорную схему.

  1. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок.

2. Любуюсь березкой, что стоит поодаль.

3. Ветер бушевал с такой силой, будто хотел вырвать деревья с корнем.

4. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.

5. Дом, в котором живет мой друг, находится возле самого леса.


Ребята, а мы давайте обратимся к тексту. (слайд № 10)

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Настроения и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.


1) Чтение текста и беседа

-Какова тема текста? О чем (о ком) в нем говорится? ( В тексте говорится о великом композиторе).

-Какова основная мысль? (Чайковский любил природу и сумел передать эти чувства в своей музыке. Сегодня мы слушаем отрывки из его знаменитых « Времен года»)

-Прочитайте предложение, в котором заключена основная мысль. Запишем его в тетрадях и на доске.


2) Комментированное письмо (слайд №11).

(Слушая ее, мы проникаемся глубокой любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.)

-Что из себя представляет это предложение? Найдем грамматические основы.

-Чем осложнено первое предложение?

-От какого слова задаем вопрос к придаточному предложению? Что это за часть речи? (От слова природа, это существительное)

-На какой вопрос она отвечает? (какой)

-Построим схему предложения.

-Что можете сказать о двух других предложениях текста? (2-е предложение- СПП с придаточным определительным). Проанализируем устно.

Вывод: Второе и третье предложения текста являются СПП с придаточными определительными.

- При помощи чего придаточное предложение присоединяется к главному? (союзного слова)).

- Возможно ли придаточное и главное предложение поменять местами? (нет)


3.Проверка выполнения работы по карточке.

-Расскажите, пользуясь опорной схемой, о придаточном определительном.

- Сравните схему на доске со схемой в своих тетрадях и схемой в учебнике русского языка стр.63.

Вывод: Схема предложения с придаточным определительным составлена верно. Она позволяет видеть место главного и придаточного предложений, понимать, как присоединяется придаточное предложение.


4.Вернемся к эпиграфу.

Как вы думаете, почему на сегодняшний урок в качестве эпиграфа взяты эти слова? (О природе, пример СПП с придаточным определительным).


Звучит музыка Чайковского. «Времена года. Декабрь». (слайд №12)

-Поднимем глаза вверх, вниз, вправо, влево. Еще раз повторим.

-Повернемся к соседу по парте. Покажем, что в руках нет камешка. Протянем ладони друг к другу.

-Нарисуем глазами круг. Представим себе, что это не просто круг, а солнышко. В эти декабрьские дни оно нам так нужно. Нарисуем лучики для солнышка.

-Первую букву своего имени нарисуем глазами. Спасибо! Молодцы!


Ребята, а сейчас вы будете работать по группам. Карточки с заданиями у вас. Что получится у каждой группы в результате работы?

План работы такой:

-10 минут выполняем задание по карточке;

-проверку работы осуществляем таким образом: от первой группы один ученик читает свой текст вслух, 3 уч-ся читают свое СПП предложение с придаточным определительным; от 2 группы один ученик читает свои предложения. Работу ребят 3 группы я проверю после урока.


(слайд № 13) Задание группам:

1 группа. Напишите мини- сочинение «Зимний денек». Расскажите, что вы чувствуете, погружаясь в тайны зимы. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными нашли место в вашей работе.

2 группа. Составьте 4 предложения с придаточными определительными. Можно использовать данные придаточные.

-…, которые радуются солнечному деньку.

-…,что благоухают свежестью.

-…, который словно жалеет о чем- то.

-…, которое наполнено легкой грустью.

-…,что грустит под ногами.

-…, на ветвях которого серебрится иней.

3 группа. Выполните упражнение 120. стр. 62


Звучит музыка Чайковского

Проверка выполнения дифференцированной работы по группам.


Вывод: Какова роль СПП с придаточными определительными в устной и письменной речи? Я надеюсь, что тема «СПП и их виды» вам теперь стала понятнее и вы будете и в дальнейшем так же хорошо работать на уроках русского языка, чтобы не только успешно подготовиться к сдаче ГИА, но и уметь пользоваться богатыми возможностями нашего родного языка.




-Что запомнилось на уроке?

-Что было сложным?


- На доске записаны вопросы к вам. Ответьте на них, указав на листочке только номер вопроса.

1.Тему понял, могу объяснить товарищу.

2.Тему понял, но объяснить не смогу.

3. Хочу еще раз услышать объяснение темы.

4.Не понял тему.

-Чему посвятим следующий урок?

Вывод: Верно, мы будем изучать следующий вид придаточных предложений.


Комментирование оценок. Выставление в дневники.




(Слайд № 14)

Параграф213,

1 группа. Выписать из произведений литературы 10 СПП с придаточными определительными.

2 группа. Упр. 126 ,задания 1,2.

3 группа. Упр.126. Задание перед текстом упражнения.


Дети слушают музыку.

















самостоятельная работа по карточкам



самопроверка






фронтальная беседа









работа в тетради





работа в парах







объяснение правил постановки знаков препинания и пропущенных букв (фронтальный опрос)


устный индивидуальный ответ у доски








запись в тетради




формулирование темы и цели урока (фронтальная беседа)







индивидуальная работа по карточке
















чтение текста













фронтальная беседа












Работа в тетрадях и у доски









составление схемы

(индивидуальная работа в тетради)












монологический лингвистический ответ по схеме – модулю у доски.

работа с учебником










устный ответ





учащиеся выполняют упражнения для глаз
















устный ответ













дифференцированная работа по группам




















устные выступления учащихся (предъявление результата)












устные ответы






письменные ответы учащихся



















запись в дневник



Учебная литература:

  1. Русский язык: Теория. 5-9класс.: Учебник для общеобразоват. учрежд. /В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.– М.: Дрофа, 2002.

  2. Русский язык: Практика. 9класс: Пособие для общеобразоват. учреждений/Ю.С.Пичугов, А.П.Еремеева, А,Ю.Купалова и др.; под ред. Ю.С. Пичугова.-М.:Дрофа,2004.

Методическая литература:

1.Современный урок русского языка/Открытый класс. Openclass. ru





Просмотр содержимого документа
«Методика ИКТ»

Методика ИКТ

Слайды:

№1-2 - Тема и цели урока

№3 - Музыкальная заставка

№4 – Мотивация

№5-6 – Лексическая работа (самопроверка)

№7 – Парная мозговая атака

№8 – Инвентаризация знаний, самопроверка

№ 9 – Подготовка монологического ответа по карточке

№10 – Определение идейно-тематического своеобразия текста

№ 11 – Комментированное письмо

№12 – Физминутка. Упражнения для глаз

№ 13 – Дифференцированные задания для групп

№ 14 – Дифференцированное домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Приложение №2»

  1. Расставьте ударение в словах:

алфавит, документ, гололедица, глубоко, досуг, инцидент, дышащий, изогнутый, занята, задолго, диалог.





  1. Карточка №1.

Укажите грамматическую основу предложений. Что помогает определить вид придаточных? Составьте опорную схему.

  1. В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок.

2. Любуюсь березкой, что стоит поодаль.

3. Ветер бушевал с такой силой, будто хотел вырвать деревья с корнем.

4. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.

5. Дом, в котором живет мой друг, находится возле самого леса.



  1. Дифференцированные задания для групп

1 группа. Напишите мини- сочинение «Зимний денек». Расскажите, что вы чувствуете, погружаясь в тайны зимы. Хотелось бы, чтобы и СПП с придаточными определительными нашли место в вашей работе.

2 группа. Составьте 4 предложения с придаточными определительными. Можно использовать данные придаточные.

-…, которые радуются солнечному деньку.

-…,что благоухают свежестью.

-…, который словно жалеет о чем- то.

-…, которое наполнено легкой грустью.

-…,что грустит под ногами.

-…, на ветвях которого серебрится иней.

3 группа. Выполните упражнение 120. стр. 62





Просмотр содержимого презентации
«Приложение №1(слайд-программа)»

познакомиться со строением и особенностями придаточных определительных, научиться употреблять эти предложения в своей речи; научиться грамотно выражать мысли в устной и письменной формах.
  • познакомиться со строением и особенностями придаточных определительных, научиться употреблять эти предложения в своей речи;
  • научиться грамотно выражать мысли в устной и письменной формах.
Я люблю эти дни,… Когда все так понятно в природе, Так ясно и тихо кругом…   Ю. Левитанский

Я люблю эти дни,…

Когда все так понятно в природе,

Так ясно и тихо кругом…

Ю. Левитанский

1) Лексическая работа  Расставьте ударение в словах: алфавит, документ, гололедица, глубоко, досуг, инцидент, дышащий, изогнутый, занята, задолго, диалог

1) Лексическая работа

Расставьте ударение в словах:

алфавит, документ, гололедица,

глубоко, досуг, инцидент,

дышащий, изогнутый, занята,

задолго, диалог

алфавит, документ, гололедица, глубоко, досуг, инцидент, дышащий, изогнутый, занята, задолго, диалог
  • алфавит, документ, гололедица, глубоко, досуг, инцидент, дышащий, изогнутый, занята, задолго, диалог
2) Парная мозговая атака (работа в парах)

2) Парная мозговая атака

(работа в парах)

  • (не)пр…од…лимые пр…грады
  • Звон (не)см…лкающий н(…) на минуту нарушал тишину зимнего леса.
  • Звон который (не) см…лкает (н…) на минуту нарушал тишину зимнего леса.
Непреодолимые преграды Звон, не смолкающий ни на минуту, нарушал тишину зимнего леса. Звон, который не смолкал ни на минуту, нарушал тишину зимнего леса.
  • Непреодолимые преграды
  • Звон, не смолкающий ни на минуту, нарушал тишину зимнего леса.
  • Звон, который не смолкал ни на минуту, нарушал тишину зимнего леса.
Укажите грамматическую основу предложений. Что помогает определить вид придаточных? Составьте опорную схему. 1.В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок. 2. Любуюсь березкой, что стоит поодаль. 3. Ветер бушевал с такой силой, будто хотел вырвать деревья с корнем. 4. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами. 5. Дом, в котором живет мой друг, находится возле самого леса.
  • Укажите грамматическую основу предложений. Что помогает определить вид придаточных? Составьте опорную схему.
  • 1.В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок.
  • 2. Любуюсь березкой, что стоит поодаль.
  • 3. Ветер бушевал с такой силой, будто хотел вырвать деревья с корнем.
  • 4. В том месте, где зашло солнце, небо еще рдело багряными полосами.
  • 5. Дом, в котором живет мой друг, находится возле самого леса.
В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Настроение и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

В каждом времени года великий русский композитор Петр Ильич Чайковский находил свою прелесть. Настроение и чувства, что навеяны картинами природы, он выражал в своей музыке. Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

Слушая ее, мы проникаемся любовью к родной природе, которая дарит нам незабываемые минуты высокого наслаждения прекрасным.

1 группа . Напишите мини- сочинение «Зимний денек». 2 группа. Составьте 4 предложения. … , которые радуются солнечному деньку. … , что благоухает свежестью. … , который словно жалеет о чем-то. … , что хрустит под ногами. … , которое наполнено легкой грустью … ., на ветвях которого серебрится иней. 3 группа . Упр. №120, с.62

1 группа . Напишите мини- сочинение «Зимний денек».

2 группа. Составьте 4 предложения.

… , которые радуются солнечному деньку.

… , что благоухает свежестью.

… , который словно жалеет о чем-то.

… , что хрустит под ногами.

… , которое наполнено легкой грустью

… ., на ветвях которого серебрится иней.

3 группа . Упр. №120, с.62

Домашнее задание : § 213  1 группа : выписать из произведений литературы 10 СПП с придаточными определительными 2 группа : упр. № 126 (задание 1,2) 3 группа : упр. № 126 (задание перед текстом упражнения)

Домашнее задание :

§ 213

1 группа : выписать из произведений литературы 10 СПП с придаточными определительными

2 группа : упр. № 126 (задание 1,2)

3 группа : упр. № 126 (задание перед текстом упражнения)

Молодцы! Спасибо за работу!

Молодцы!

Спасибо за работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!