СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Снег и лёд"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок биологии в 6 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. На уроке у детей  развиваются коммуникативные способности, они учатся работать в "парах". Ученики закрепят свойства снега и льда, сравнят их свойства, отгадают загадки, вспомнят стихотворения русских поэтов о зиме. Урок имеет и воспитательное значение - ученики вспомнят о том, что животных и птиц зимой надо подкармливать. Обучающиеся закрепят знания и о том, что к своему здоровью надо относиться бережно.

Просмотр содержимого документа
«Урок "Снег и лёд"»

Тема: Снег и лед.

А. И. Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2014 г.

Тип урокасовершенствование знаний, умений, навыков.

 Цели:    

-формировать умения сравнивать свойства снега и льда; 

-формировать умения слушать и запоминать учебную информацию, мыслить самостоятельно;

-развивать воображение, наблюдательность, интерес;

-развивать умения доказывать свое мнение;

-развивать коммуникативные способности обучающихся;

-укреплять здоровье человека;

-воспитывать любовь к животным; к природе, бережное отношение к ней;

 Оборудование: выставка книг о зиме, иллюстрация зимнего леса, иллюстрации животных и птиц. 

Ход урока:

 I. Организационно-мотивационный момент.

- Ребята, что мы говорим, встречаясь и прощаясь?

-Здравствуйте! Будьте здоровы! Здравия желаю!

- Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются. 

Давайте все вместе скажем:

Я хочу быть здоровым.

Я могу быть здоровым. 

Я буду здоровым.

- Сегодня на уроке будем, ребята, работать по следующему плану. (2 слайд)

II. Актуализация опорных знаний.

1) (3 слайд)

- Много чудес приготовила природа-волшебница. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, чудеса и сказки! Но самые волшебные сказки бывают зимой! Встречая зиму, мы говорим: «Здравствуй, зимушка-зима!»

- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?

- Какими стали осадки зимой по сравнению с осенью?

- Что произошло с почвой и водой в водоёмах?

- Отгадайте загадку.

Ковром шелковым стелется по улице…….

МЕТЕЛИЦА.

- Расскажите о метели.

- Что такое оттепель?

2) (4 слайд)

- Какое значение имеет снег для животных?

- В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячется мышонок под снегом. Спят медведь и бурундук. В снежном домике укрывается в непогоду и зайчишка.

- Так что же такое снег? Как он образуется? Почему снег называют пушистым?

- Почему под снегом тепло?

- Снег и лёд сохраняют тепло.

3) (5 слайд)

- Подумайте и скажите, кому из-за снега очень трудно добывать корм?

- А кто может помочь птицам перезимовать, выжить им в суровые зимы?

- А как?

Дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».

- Ребята, вы, наверное, часто наблюдали, как птицы клюют снег? Зачем?

- Они им утоляют жажду.

- А можно ли человеку утолять жажду снегом?

- Почему?

4) (6 слайд)

- О зиме написано много сказок, рассказов, нарисовано много картин.

- Посмотрите на эту выставку книг. В этих книгах есть и замечательные иллюстрации.

- О зиме написано много стихов.

- Продолжите стихотворения:

а) Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи…….

Дети: Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

б) Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл - и вот сама……..

Дети: Идёт волшебница-зима.

в) Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом………

Дети: Точно серебром.

г) Однажды в студёную зимнюю пору………..

Дети: Я из лесу вышел, был сильный мороз.

- Когда началась зима в нашей местности?

- Почему вы так думаете?

- Да, ребята, наличие снега и льда - это наиболее яркие признаки зимы.

5) Физкультминутка.

6) (7 слайд)

- Какими бывают снег и лёд?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Что у них общего?

- Вот об этом сейчас и поговорим.

а) – Отгадайте загадку:

Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь.

Станет капелькою чистой,

Если сядет на ладонь.

- Почему на ладони вместо снежинки осталась капелька?

- А лёд на ладони растает?

- Какой же вывод можно сделать?

- Что быстрее тает: снег или лёд?

- А в природе где наблюдали это явление?

б) – Какого цвета снег?

- А лёд?

в) – Положите перед собой открытку.

- Можно ли рассмотреть её через пластинку льда?

- Через снег?

- Сделайте вывод.

г) – Что плотнее: снег или лёд?

- Представьте себе такую картину: всю ночь был снегопад, а рано утром прошёл человек.

- Что вы увидите на дороге?

- Почему на снегу остаются следы?

- Каким бывает только что выпавший снег?

- А если вы пройдёте по наезженной дороге, останутся следы?

- Почему? Какой снег на дороге?

- Сделайте вывод.

д) – Вы бросали снег и лёд в стакан с водой?

- Что вы видели?

- О чём это говорит? Сделайте вывод.

Обобщение по таблице.

- Назовите общие свойства снега и льда.

- Каковы отличительные их свойства?

7) (8 слайд)

- Ребята, а почему мы очень ждали снега?

- Как вы понимаете смысл пословицы: «Много снега – много хлеба?»

- Ребята, снег не греет, но он сохраняет тепло.

III. Итог урока. Работа в парах. (9 слайд)

- Что вы узнали о таких природных явлениях, как снег и лёд?

- Чтобы ответить на этот вопрос, выполните тест.

1 вариант

- Выпишите номера тех свойств, которые присущи СНЕГУ.

2 вариант

- Выпишите номера тех свойств, которые присущи ЛЬДУ.

Проверка.

- Поменяйтесь своими тестами с партнёром «по плечу».

- Проверьте его работу.

Работа по 10, 11 слайдам.

IV. Домашнее задание.

- Повторите свойства снега и льда по учебнику на странице 28-31.