Тема: Снег и лед.
А. И. Никишов. Биология. Неживая природа. 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 2014 г.
Тип урока: совершенствование знаний, умений, навыков.
Цели:
-формировать умения сравнивать свойства снега и льда;
-формировать умения слушать и запоминать учебную информацию, мыслить самостоятельно;
-развивать воображение, наблюдательность, интерес;
-развивать умения доказывать свое мнение;
-развивать коммуникативные способности обучающихся;
-укреплять здоровье человека;
-воспитывать любовь к животным; к природе, бережное отношение к ней;
Оборудование: выставка книг о зиме, иллюстрация зимнего леса, иллюстрации животных и птиц.
Ход урока:
I. Организационно-мотивационный момент.
- Ребята, что мы говорим, встречаясь и прощаясь?
-Здравствуйте! Будьте здоровы! Здравия желаю!
- Когда люди здороваются, они желают здоровья, а желания рано или поздно исполняются.
Давайте все вместе скажем:
Я хочу быть здоровым.
Я могу быть здоровым.
Я буду здоровым.
- Сегодня на уроке будем, ребята, работать по следующему плану. (2 слайд)
II. Актуализация опорных знаний.
1) (3 слайд)
- Много чудес приготовила природа-волшебница. Каждое время года по-своему красиво и интересно. У каждого свои тайны, чудеса и сказки! Но самые волшебные сказки бывают зимой! Встречая зиму, мы говорим: «Здравствуй, зимушка-зима!»
- Как изменилась температура воздуха с приходом зимы?
- Какими стали осадки зимой по сравнению с осенью?
- Что произошло с почвой и водой в водоёмах?
- Отгадайте загадку.
Ковром шелковым стелется по улице…….
МЕТЕЛИЦА.
- Расскажите о метели.
- Что такое оттепель?
2) (4 слайд)
- Какое значение имеет снег для животных?
- В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы: тетерева, рябчики, куропатки, глухари. Прячется мышонок под снегом. Спят медведь и бурундук. В снежном домике укрывается в непогоду и зайчишка.
- Так что же такое снег? Как он образуется? Почему снег называют пушистым?
- Почему под снегом тепло?
- Снег и лёд сохраняют тепло.
3) (5 слайд)
- Подумайте и скажите, кому из-за снега очень трудно добывать корм?
- А кто может помочь птицам перезимовать, выжить им в суровые зимы?
- А как?
Дети читают стихотворение А. Яшина «Покормите птиц».
- Ребята, вы, наверное, часто наблюдали, как птицы клюют снег? Зачем?
- Они им утоляют жажду.
- А можно ли человеку утолять жажду снегом?
- Почему?
4) (6 слайд)
- О зиме написано много сказок, рассказов, нарисовано много картин.
- Посмотрите на эту выставку книг. В этих книгах есть и замечательные иллюстрации.
- О зиме написано много стихов.
- Продолжите стихотворения:
а) Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи…….
Дети: Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
б) Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама……..
Дети: Идёт волшебница-зима.
в) Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом………
Дети: Точно серебром.
г) Однажды в студёную зимнюю пору………..
Дети: Я из лесу вышел, был сильный мороз.
- Когда началась зима в нашей местности?
- Почему вы так думаете?
- Да, ребята, наличие снега и льда - это наиболее яркие признаки зимы.
5) Физкультминутка.
6) (7 слайд)
- Какими бывают снег и лёд?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Что у них общего?
- Вот об этом сейчас и поговорим.
а) – Отгадайте загадку:
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь.
Станет капелькою чистой,
Если сядет на ладонь.
- Почему на ладони вместо снежинки осталась капелька?
- А лёд на ладони растает?
- Какой же вывод можно сделать?
- Что быстрее тает: снег или лёд?
- А в природе где наблюдали это явление?
б) – Какого цвета снег?
- А лёд?
в) – Положите перед собой открытку.
- Можно ли рассмотреть её через пластинку льда?
- Через снег?
- Сделайте вывод.
г) – Что плотнее: снег или лёд?
- Представьте себе такую картину: всю ночь был снегопад, а рано утром прошёл человек.
- Что вы увидите на дороге?
- Почему на снегу остаются следы?
- Каким бывает только что выпавший снег?
- А если вы пройдёте по наезженной дороге, останутся следы?
- Почему? Какой снег на дороге?
- Сделайте вывод.
д) – Вы бросали снег и лёд в стакан с водой?
- Что вы видели?
- О чём это говорит? Сделайте вывод.
Обобщение по таблице.
- Назовите общие свойства снега и льда.
- Каковы отличительные их свойства?
7) (8 слайд)
- Ребята, а почему мы очень ждали снега?
- Как вы понимаете смысл пословицы: «Много снега – много хлеба?»
- Ребята, снег не греет, но он сохраняет тепло.
III. Итог урока. Работа в парах. (9 слайд)
- Что вы узнали о таких природных явлениях, как снег и лёд?
- Чтобы ответить на этот вопрос, выполните тест.
1 вариант
- Выпишите номера тех свойств, которые присущи СНЕГУ.
2 вариант
- Выпишите номера тех свойств, которые присущи ЛЬДУ.
Проверка.
- Поменяйтесь своими тестами с партнёром «по плечу».
- Проверьте его работу.
Работа по 10, 11 слайдам.
IV. Домашнее задание.
- Повторите свойства снега и льда по учебнику на странице 28-31.