СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Строение и функции кожи»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаемый урок - один из вариантов развития ключевых компетентностей у учащихся с использованием компьютерных средств обучения. Такой подход позволяет представить изучаемый материал в интересной форме, повышает познавательную активность учащихся, усиливает эффективность контроля.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Строение и функции кожи»»


Урок «Строение и функции кожи»


Предлагаемый урок - один из вариантов развития ключевых компетентностей у учащихся с использованием компьютерных средств обучения. Такой подход позволяет представить изучаемый материал в интересной форме, повышает познавательную активность учащихся, усиливает эффективность контроля.

К уроку несколько учеников получают индивидуальное задание подготовить проектную работу по темам: «Проблемы подростковой кожи», «Красота волос», «Гигиенические требования к одежде и обуви» и представить ее в виде презентации.

Урок разработан в соответствии с программой по биологии, автор Н.И. Сонин. Обучение проводится по учебнику: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс. – М.: Дрофа.


Тема урока: Строение и функции кожи.
Дидактическая цель: изучение нового материала.
Задачи урока.
Образовательные
:
Сформировать понятие о строении и функциях покровного органа - кожи; познакомить с защитной, выделительной и функциями кожи, с правилами гигиены кожи.
Продолжить формирование умений распознавать органы на таблицах, проводить самонаблюдение.

Развивающие: продолжить формирование ключевых компетенций: информационной (осуществлять поиск, сбор информации в учебной литературе, составлять схемы к тексту учебника, готовить вопросы к тексту, обобщать материал, создавать проекты); коммуникативной (умение общаться в процессе парного и группового взаимодействия, читать сообщения, участвовать в обсуждении), кооперативной (самостоятельно работать в группе при изучении новой темы), проблемной (осуществлять коллективное целеполагание в начале урока и коллективное подведение итогов, оценивать при завершении урока, после решения учебной задачи, при создании проектов); валеологической компетенции (формирование знаний о способах сохранения здоровья, формирование умений анализировать поступки и образ жизни с точки зрения влияния их на состояние здоровья, умений проводить самонаблюдения).
Продолжить формирование интеллектуальных умений: анализировать, определять понятия; сравнивать, обобщать и систематизировать; устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости (на примере взаимосвязи строения и функций кожи).

Воспитательные: продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения. Создать условия для воспитания и развития: интереса к знаниям, культуры умственного труда; культуры общения, коммуникативных качеств умения общаться в процессе парного и группового взаимодействия. Создать условия для формирования ЗОЖ, решения задач эстетического воспитания через оформление проектов.

Тип урока. Урок изучения нового.

Методы обучения: проблемно-поисковые.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: разноуровневые группы постоянного состава.
Оборудование. Таблица «Кожа», компьютер, проектор, карточки с заданиями и критериями оценивания работы.

Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Актуализация.

Учитель. Сегодня мы на уроке познакомимся с удивительным органом человеческого тела, а с каким вам предстоит угадать с помощью подсказок
Слайд №1. Подсказки:
Этот орган совместно с нервной системой развивается из одного наружного зародышевого листка.
Масса этого органа у взрослого человека в среднем достигает 2,7 кг.
Это самый тяжелый орган человеческого тела.
Площадь поверхности этого органа в среднем 1,5-2 кв. м.
Этот орган постоянно отмирает и рождается вновь.
Этот орган формирует расовые образования — ногти и волосы.
Этот орган тесно связан с нервной системой.
В нем заложены многочисленные нервные рецепторы, воспринимающие различные внешние раздражения.
Это сложный орган со многим функциями.
Как называется этот орган?

Ученики. Это кожа.
III. Изучение нового материала.

Слайд №2. Тема урока. Строение и функции кожи.

Учитель. Мы знаем, что существует зависимость между строением и функциями органов. Учитывал это, сформулируйте цель нашего урока.
Ученики. Цель: узнать, как взаимосвязаны строение и функции кожи.

Слайд № 3. Цель: узнать, как взаимосвязаны строение и функции кожи, как сохранить кожу здоровой.
Учитель. Что нужно сделать, чтобы достигнуть этой цели? Задачи урока.
Ученики. Найти информацию в учебнике, дополнительной литература, провести наблюдение.


Работа в группе «Строение и функции кожи» (Задания записаны на карточках)
1. Прочитайте текст учебника Н.И.Сонина, МР. Сапина на стр.205-207, рассмотрите рисунки, сравните изображение с таблицей на доске.
2. Составьте схему «Строение кожи». Подготовьте рассказ по схеме и таблице на доске. Расскажите по схеме ученикам в группе.
З. Составьте схему «Функции кожи», подготовьте рассказ по схеме. Расскажите по схеме ученикам в группе.
4.Установите зависимость между строением и функциями кожи.
5. Составьте 2-З репродуктивных вопроса по тексту и рисункам параграфа «Строение кожи» для взаимопроверки и продумайте свои варианты ответов. Задайте вопросы ученикам в группе.
6. Подготовьте отчет по своей работе.
7. Оцените работу своей группы.

Слайд № 4 «Критерии самооценивания работы группы» (в скобках проставлены баллы, которые необходимо суммировать):

1. Наличие (0) или отсутствие (1) внутригрупповых конфликтов на этапе подготовки и презентации.

2. Работа в группе была, распределена (1) или не была распределена между членами группы.

З .В работе принимали то или иное участие все (1) или не все (0) члены группы.

4. У всех (1) или не всех (0) учащихся - членов группы есть в тетради письменный отчет о проделанной работе.
Подведение итогов: 4 балла - «Отлично»,
З балла - «Хорошо»,
2 балла - «Удовлетворительно».
0 –1 балл - группе необходимо поработать после уроков.

Обсуждение работы.


Учитель. Как вы оценили работу своей группы? Поднимите руки те, кто оценил работу группы на «отлично», на «хорошо», на «удовлетворительно». (Если есть на удовлетворительно, выяснить причины низкой оценки).
У доски будет отвечать та группа, которая сможет первой правильно ответить на вопрос: «Кожа также выполняет функцию депо крови. Какая структура кожи позволяет ей выполнять эту функцию? (в подкожной сети кровеносных сосудов может временно накапливаться около 20% общей массы крови). Остальные группы внимательно слушают, дополняют ответ у доски, задают отвечающей группе подготовленные вопросы по одному от каждой группы, участвуют в анализе и оценивании работы группы. Посмотрите на критерии оценивания.
Учащимся - членам группы ставится единая оценка за выполненную групповую работу.

Слайд № 5. «Критерии оценивания группы презентующей свой отчет» (в скобках проставлены баллы, которые необходимо суммировать):
1. Предложенное группе задание, скорее выполнено(1), скорее не выполнено(0).
2. Содержание работы раскрыто в ходе презентации (защиты) полностью (1), не полностью (0).
3. Ответы на вопросы в ходе презентации убедительны (1), не убедительны (0).

Подведение итогов: З балла - «Отлично»,
2 балла - «Хорошо»,
1 балла - «Удовлетворительно»,
0 - группе необходимо поработать после уроков.
После обсуждения учащимся демонстрируется для проверки схем слайд № 6
Схема «Строение кожи».
/ | \
Эпидермис Дерма Образования кожи
(эпителиальная ткань) (соединительная ткань) Волосы
Роговой слой Внутренний слой 1. потовые железы Ногти
Мертвые клетки Живые клетки с 2. сальные железы
Пигментом З. рецепторы кожной чувствительности
4. кровеносные сосуды
5. лимфатические сосуды
б. эластические волокна
Подкожная жировая клетчатка
(соединительная ткань)
Жировые клетки

Схема «Функции кожи»


чувствительная выделительная защитная терморегуляторная в ней образуется витамин D
депо крови


Вывод. Кожа выполняет многочисленные функции т.к. имеет сложное строение. Строение и функции кожи взаимосвязаны.

Учитель. Как кожа участвует в терморегуляции, изучим на следующем уроке.
Учитель. Кожу называют «зеркалом здоровья и болезни» организма. Как вы думаете почему?
Ученики. На коже как в зеркале отражаются все процессы, происходящие в организме.

Учитель. С чем связано, что именно кожа как зеркало, отражает состояние здоровья человека? Ученики. Связано со строением кожи. Кожа имеет большую площадь 1,5-2 кв. метра, поэтому в коже находятся многочисленные капилляры, по которым поступает кровь, связывающая внутренние органы и кожу. Через многочисленные потовые железы выделяются продукты обмена веществ, состав которых, также указывает на состояние здоровья человека.

Учитель. А теперь давайте оценим у себя состояние этого зеркала, а значит и своего здоровья. Посмотрите на себя в зеркало и выполните практическую работу.
Практическая работа.
Определение функционального состояния организма по состоянию кожных покровов и их образований (волос и ногтей).
Оборудование: зеркало, инструктивные карточки

Таблица

Показатели

Баллы

1.Состояние кожи


2. Состояние ногтей


3. Состояние волос


Сумма балов



1. Осмотрите свои кожные покровы.
В норме кожа должна быть гладкой и эластичной. Отсутствие шелушения, зуда, пигментных пятен, прыщей говорит о ее хорошем состоянии.
Если ваша кожа соответствует описанным требованиям, поставьте в таблицу Если кожа у вас сухая, шелушиться на некоторых участках, ощущается зуд, есть прыщи, то поставьте балл(-1).
Если вы оцениваете состояние кожи как промежуточное между здоровым и нездоровым, оценивайте баллом (0).
2. Рассмотрите свои ногти.
Ногтевые пластинки у здорового человека гладкие, прозрачные, без каких-либо наслоений, утолщений, пятен другого цвета. Если ваши ногти соответствуют описанным требованиям, поставьте в таблицу балл (+ 1).
Если ногти ломкие, слоятся, имеют пятна другого цвета, утолщения, то поставьте балл (-1).
3. Рассмотрите свои волосы.
Волосы здорового человека гладкие, имеют естественный блеск, быстро растут. Если подобная характеристика подходит вашим волосам, поставьте в таблицу балл (+1).
Если волосы у вас ломкие, тусклые, с секущимися концами, растут медленно, при расчесывании выпадают в больших количествах, то поставьте балл (-1).
4. Подсчитайте общую сумму баллов и сделайте вывод о состоянии вашей кожи, ногтей, волос и общего здоровья по следующим критериям:

  1. сумма баллов равна 3 – высокий уровень здоровья;

  2. сумма баллов равна 1-2 – средний уровень здоровья;

  3. сумма баллов менее 1 – низкий уровень здоровья.


Учитель. Поднимите руки у кого сумма баллов -1-3. (если в классе у многих или у всех высокий уровень здоровья, то ... . Если в классе у многих низкий уровень здоровья, то ..

Каковы причины нездорового состояния кожи?

Ученики. Причинами нездорового состояния кожи, ногтей и волос могут быть неполноценное питание (недостаток витаминов и минеральных веществ в пище), раздражения кожи одеждой и средствами личной гигиены, не соответствующими гигиеническим требованиям, поражение грибковыми заболеваниями, а также нарушение обмена веществ, нарушение работы желез внутренней секреции и ослабление организма.

Учитель дополняет: Кожа является «лакмусовой бумажкой» нашего организма. Волдыри, сыпи, язвы, - это как бы «кожная проба», показатель общего состояния здоровья. Врачи - дерматологи справедливо утверждают, что «Никаких кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». Поэтому если вы здоровы, правильно питаетесь, в ваш организм поступают все необходимые питательные вещества: белки, жиры, углеводы, мин, соли, витамины, достаточное количество воды, спите не менее 8 часов, ведете правильный образ жизни, соблюдаете правила личной гигиены, ваша кожа будет здорова.

Учитель. Чтобы кожа могла справляться с возложенными на нее обязанностями, за ней, прежде всего надо ухаживать, потому что она, как пограничная ткань, подвергается воздействию огромного количества внешних и внутренних раздражителей.

Учитель. Какой будет вторая цель нашего урока?

Ученики. Узнать правила гигиены, позволяющие нам сохранить этот замечательный орган здоровым.

Учитель. Чтобы достигнуть этой цели мы посмотрим ММ-презентации проектов, которые были выполнены вашими одноклассницами. Внимательно слушайте, после выступления задавайте вопросы, оцените работу.

Темы проектов: «Проблемы подростковой кожи»,
«Красота волос»,
«Гигиенические требования к одежде и обуви».

Время на презентацию 2 мин.

Обсуждение проектов.

IV.Закрепление знаний.

Учитель. Какие у вас есть вопросы по теме проекта? Оцените проект?
И в завершении, чтобы проверить себя, свои знания о коже, об уходе за кожей, попробуйте определить какие факты правильные, а какие ложные.

Слайд № 7 «Что правда, а что ложь?»
1. Кожа состоит из двух слоев. (Правда.)
2. Она содержит потовые, слюнные и сальные железы. (Правда и ложь, слюнные железы не относятся к структурам кожи.)
3. От курения кожа становится желтой. (Правда.)
4. Кожа становится сальной и угреватой, если человек ест много жирной, мучной, острой пищи, особенно на ночь. (Правда, т.к. жиры в этом случае не используются для получения энергии, а откладываются в подкожной жировой клетчатке.)
5. Выдавливание прыщей поможет быстрее избавиться от них. (Ложь, выдавливание прыщей может привести к распространению инфекции.)
б. При постоянном употреблении овощей и фруктов, кожа становится эластичной и упругой. (Правда, т.к. пополняется запас внутриклеточной воды, витамины А.В.С положительно влияют на состояние кожи).
7. Использование косметических средств может привести к появлению прыщей. (Правда и ложь, жирная, нанесенная толстым слоем косметика может блокировать поры. Это может случиться, если после ее применения кожа не будет очищена лосьоном, косметическим гелем. Правильно подобранная косметика для детского и юношеского возраста не вызывает угревой сыпи. По возможности не пользуйтесь косметикой вообще: молодой коже, особенно в период полового созревания лучше оставаться открытой.)
8. Черные утри содержат грязь. (Ложь, черные угри образуются при окислении верхней части сгустка кожного сала, закупоривающего поры. Регулярная очистка кожи предотвращает закупоривание пор.)

9. При хорошем уходе за кожей и соблюдении правил гигиены невозможно возникновение сыпи, красноты на коже. (Ложь, сыпь, и покраснения на коже могут возникнуть как аллергическая реакция.)
10. Общение с животными не влияет на состояние кожи. (Неверно, если гладить незнакомых кошек и собак, то можно заразиться лишаями.)
11. Стал ходить в бассейн для закаливания, а ногти стали ломкими, покрылись белым налетом. (Правда, если не соблюдать правила гигиены ходить босиком в душе и бассейне можно заразиться грибковыми заболеваниями.)
12. Неважно сколько спишь, а важно, сколько за кожей следишь. (Ложь, если спать мало, да еще в непроветриваемом помещении, то внешний вид кожи ухудшается.)


V. Рефлексивно-оценочный этап.

Учитель. Подведем итоги урока. Что вы узнали нового и важного для себя? Чему научились? Какие выводы сделали?

Ученики. Узнали:
1. Кожа образует наружный покров организма, выполняющий различные функции: защитную, выделительную, рецепторную, терморегуляторную, в ней образуется Витамин D; кожа- депо крови.
2. Кожа состоит из двух слоев: эпидермиса и дермы.
З. Подкожная жировая клетчатка обуславливает подвижное прикрепление кожи к Подлежащим тканям, чем предохраняет кожу от механических разрывов и повреждений.
4. Кроме желез, кожа имеет роговые образования — волосы и ноги.
Типы кожи и волос, правила ухода за ними.

Научились:
Работать с текстом учебника, дружно работать в группе, распределять в группе обязанности, оценивать состояние кожи.

Оценка работы школьников учителем.


VI. Задание на дом.
Прочитать текст учебника на странице 174-175, устно ответить на вопросы на странице 176-177.

И в завершении урока хочу напомнить строки Пушкина:
»Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
Пусть когда вы будете смотреться в зеркальце, оно вам ответит:
«Ты, конечно, спору нет; ...»


Спасибо за урок.




Литература


1. Аверченкова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. Основы педиатрии. 9-11 классы/ О.Е Аверченкова, - М.: Айрис-пресс, 2007- 208 с.
2. Балобанова ВВ. Предметные недели в школе: Биология, экология, здоровый образ жизни./ В.В.Балобанова, Т.А. Максимцева - Волгоград: Учитель, 2001. -152 с.
З. Козачек ТВ. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Сонина Н.И., Сапина МУ. «Биология. Человек»/ Т.В. Козачек - Волгоград: Учитель, 2006.-224 с.

4.Смелова В.Г. Береги кожу смолоду!/ В.Г. Смелова// Биология.- 2008.- февраль (№ 4).- с.8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!