СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок технологии 6 класс " Свойства древесины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок технологии 6 класс " Свойства древесины"»

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №56 имени Хана В.Д. с углубленным изучением русского языка, обществознания и права»













Урок по технологии


По теме: «Свойства древесины»


6 класс

















Разработал:

учитель технологии

МОАУ «СОШ № 56»

Пахомов В.Н.




г. Оренбург, 2022 г.

Тема урока: «Свойства древесины»

Тип урока: комбинированный.

Основной метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Цели урока: Ознакомить учащихся с основными свойствами древесины; научить определять плотность и влажность древесины.

Задачи:

Обучающая:

  1. Познакомить учащихся с основными физическими и механическими свойствами древесины как влажность, твёрдость, прочность, упругость, цвет, запах.

  2. научить определять плотность и влажность древесины

Развивающая:

  1. Развить первоначальные знания в определении плотности и влажности древесины.

  2. Развить навыки в определении породы древесины по её свойствам.

Воспитательная:

  1. Воспитать бережное отношения к древесине.

  2. Привить желания к работе с древесиной.

Планируемые результаты обучения

Личностные результаты:

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету «Технология»;

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

Проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности

Предметные результаты:

Понимание и определение понятий «влажность древесины». «плотность древесины», «твердость, прочность и упругость древесины», «сушка и виды сушки древесины».

Уметь определять плотность и влажность древесины практическим путём.

Участвовать в индивидуальной и коллективной творческой деятельности при выполнении лабораторно-практической работы

Метапредметные результаты:

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, лекции.

Выработка алгоритма действий при выполнении лабораторно-практической работы.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение новой темы

Сообщение учителем новых знаний учащимся.

Самостоятельная работа учащихся с учебником.

4. Практическая работа .

5. Обобщение и систематизация изученного материала.

6. Домашнее задание.

7. Подведение итогов урока.

Оборудование урока: учебник А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко

« Технология 6 класс», компьютер, проектор, образцы древесины разных пород, тетради, ручки, линейки, весы, емкость с водой.


Ход урока


1. Организационный момент.

Приветствие учителя, психологический настрой.

2. Актуализация знаний.

Учитель: Повторение изученного материала.

Вопросы для повторения:

Какое строение у древесины?

Какие пиломатериалы изготавливают из древесины?

На что вы обращаете внимание, при выборе заготовок?

Для чего нужно изучать строение и пороки древесины?

(Ответы учащихся.)

Учитель. Дерево – одно из самых удивительных и самых совершенных созданий природы. Древесина традиционно является одним из важнейших строительных материалов, чему способствует ее прекрасные декоративные свойства, широкое распространение, легкость добычи и обработки. Древесина – широко распространенный строительный и поделочный материал. Область применения этого ценного материала настолько широка, что трудно даже перечислить. Чтобы правильно обрабатывать древесину необходимо знать не только породы, строение, пороки, но и свойства. Сегодня на уроке, вы познакомитесь со свойствами древесины.

Тема нашего урока: Физические и механические свойства древесины.

3. Изучение новой темы.

Свойство – качество, признак, составляющие отличительную особенность кого-, чего-либо. (Запишем определение.)

Задание на формирование читательской грамотности

Задание 1: Прочитайте текст учебника стр. 13. Составьте схему «Свойства древесины»

( Самостоятельная работа с тестом учебника)

Ответ:

Свойства древесины

Физические свойства

Механические свойства

Плотность

Влажность

Запах

Теплопроводность

Звукопроводность

Текстура

Цвет

Твердость

Упругость

Прочность

Износостойкость

(Рисуем схему в тетрадь.)

Сегодняшняя тема урока позволит вам расширить сведения о свойствах древесины. Древесина обладает различными свойствами.

Давайте рассмотрим физические свойства древесины. Вы обращали наверно свое внимание, что древесина разных пород бывает более легкой и тяжелой, т.е. менее плотной и более плотной.

Плотность – количество массы древесины, содержащейся в единице объема. Находится плотность по формуле, где m-масса древесины, V-объем древесины, записываем в тетрадь определение и формулу.

Разные породы древесины имеют разную плотность, запишите несколько примеров.

Высокая плотность – дуб, береза, лиственница, клен, яблоня, груша примерно от 700 до 900 (кг/м3);

Средняя плотность – конский каштан, орех грецкий, вишня, тиковое дерево, бук от 560-700 (кг/м3);

Низкая плотность – липа, тополь, кедр, вяз, ель, сосна – от 400 до 600 (кг/м3); Древесину с высокой плотностью труднее обрабатывать, но зато такая древесина меньше подвержена изнашиванию.

Следующее из физических свойств древесины влажность. Как думаете, что такое влажность древесины? Количество влаги содержащейся в древесине, найти влажность можно по формуле. Влажность древесины выражается в процентах. Записываем в тетрадь

Различают следующие ступени влажности древесины:

  • мокрая – длительное время находившаяся в воде, влажность выше 100%;

  • свежесрубленная – влажность 50-100%;

  • воздушно-сухая – долгое время хранившаяся на воздухе, влажность – 15–20% (в зависимости от климатических условий и времени года);

  • комнатно-сухая – влажность – 8-12%

  • абсолютно сухая – влажность – 0%.

Как вы думаете можно ли изменить влажность древесины? Можно ли, свежесрубленную древесину пускать в производство? Почему? (Ответы детей.)

После рубки содержание влаги снижается. Вначале испаряется свободная влага, затем связанная влага, которая содержится внутри стенок клетки. Что нужно сделать, чтобы использовать древесину в производстве? (ответы детей.) Правильно – сушить.

При сушке древесины прочность пиломатериалов значительно повышается, а возможность их загнивания сводится к нулю. Сушка бывает двух видов: естественная и искусственная.

Естественная сушка проводится на открытом воздухе под навесом от дождя и попадания прямых солнечных лучей, а также в закрытом помещении – для того чтобы, как говорят специалисты, материал принял «воздушно-сухое состояние» (15-20%-ная влажность). Этот процесс может длиться в течение недель и даже месяцев, зато в результате древесина получает надежную защиту от поражения грибами.

Искусственная сушка проходит в течение нескольких дней или часов и также делает древесину неуязвимой от поражения гнилью и грибами и обеспечивает ее высокое качество. Процесс искусственной сушки проходит в камерах-сушилках периодического и непрерывного действия. Теплоносителями служат воздух, пар или дымовые газы, нагретые до температуры 70-80°С.

Кроме того, сушка может производиться в электрическом поле высокой частоты. Древесина тогда сушится равномерно и в 10–20 раз быстрее, чем в камере. Но такой вид сушки обойдется дороже, поскольку стоимость электроэнергии достаточно высока. Как могут измениться доски, если их неправильно сушить? При сушке на солнце внешняя поверхность древесины быстро нагревается, а внутренняя остается сырой. Из-за разницы напряжений образуются трещины, дерево быстро коробится. В результате высушивания происходит усушка древесины и коробление в различных направлениях.

Задание на формирование математической грамотности

Задание 2. Определите абсолютную влажность и степень влажности образца древесины, если масса до высушивания составляла 14.4 грамма, а после высушивания 6.3 грамма.

Ответ: 1) m1=14.4 г., m2=6.3г. 14.4-6.3=8.1г. 2) 8.1/14.4*100%=56.25%

Степень влажности - свежесрубленная

Разберем с вами еще одно не мало важное свойство древесины – цвет. Кто может сказать, какого цвета бывает древесина? (Ответы детей.) Цвет зависит от условий, где росло дерево и от возраста.

Запишите несколько примеров оттенков древесины используя Атлас пород древесины по ссылке:

http://www.стройкомпаньон.рф/atlas_porod_drevesiny.html

Задание на формирование естественнонаучной грамотности

Задание 3. Соотнесите цвет древесины растения с текстом.

А - Цвет коричневый или желтовато-коричневый. Заболонная часть древесины дуба имеет светло-желтую окраску. От времени цвет его древесины темнеет, что, впрочем, придает ей более благородный вид.

Б - Сосна — наиболее распространенная древесина. Цвет древесины: бурый, красноватый, желтоватый и даже почти белый с легкими разводами красноты.

В - Цвет древесины березы белый с желтым или красноватым оттенком.


1 2 3

Ответ: А – дуб; Б- сосна2; В-береза

А кто помнит, что такое текстура древесины, и от чего она зависит?

Текстура – естественный рисунок на срезе древесины. И зависит от породы древесины и от направления среза. Переходим с вами к следующим очень важным физическим свойствам древесины.

Теплопроводностью древесины называется ее способность проводить тепло через свою толщину от одной поверхности к другой. Теплопроводность сухой древесины незначительна, что объясняется пористостью ее строения. Электропроводность древесины характеризуется ее сопротивлением прохождению электрического тока. Она зависит от породы, температуры, направления волокон и ее влажности. Звукопроводимость – свойство материала проводить звук с определенной скоростью. Звукопроницаемость древесины в продольном направлении в 16 раз, а в поперечном – в 3–4 раза больше звукопроницаемости воздуха. Это отрицательное свойство древесины требует при устройстве деревянных перегородок, потолков и т.д. применения звукоизолирующих материалов. Способность древесины усиливать звук широко используется при изготовлении музыкальных инструментов. Наилучшая древесина для этого – древесина ели, пихты кавказской и сибирского кедра.

Задание на формирование читательской грамотности

Задание 4: Изучение механических свойств древесины (Самостоятельная работа учащихся с учебником.)

В тетради начертите таблицу, и, прочитав п.3 стр.14 заполните ее, а потом мы ее проверим.

Ответ:

Свойство

Определение

Примеры

Твердость

Свойство древесины сопротивляться проникновению постороннего тела, например, гвоздя, шурупа или инструмента.

Мягкие - ольха, тополь, липа.

Твердые - Дуб, бук, лиственница.

Упругость

способность древесины возвращаться к начальной форме и размерам при прекращении действия сил.

Клен, ясень, бук, береза.

Прочность

способность древесины сопротивляться действию внешних механических сил.

Дуб, береза, лиственница,

4.Практическая работа.

Выполнить практическую работу, следуя последовательности, которая написана в учебнике. Выполнив работу, заполнить таблицу, и сделать вывод.

Последовательность выполнение работы:

1. Пронумеровать образцы древесины.

2. Вычислить объемы образцов, применяя формулу :V = abc (cм3.)

3. Взвесить образцы древесины.

4. Определить плотность образцов по формуле:

5. Выдержать образцы в воде в течение 5 минут, и повторно взвесить.

6. Вычислить влажность по формуле:

7. Все полученные данные занести в таблицу.

8. Написать вывод.

Вывод: В ходе практической работе, мы убедились, что разные породы древесины имеют разную плотность и разную влажность.

5. Обобщение и систематизация изученного материала. Контроль и оценка знаний, умений и навыков учащихся.

Анализ характерных ошибок, которые ученики делали по ходу практической работы, и объяснение их. Ученики внимательно слушают объяснения их ошибок. Учитель сообщает оценки учащимся за работу на уроке.

6. Домашнее задание.

1) Изучить параграф 3 учебника, проработать вопросы после параграфа, выучить все определения по данной теме;

2) Составить кроссворд по данной теме.

7. Подведение итогов урока.

1) Вопросы для повторения:

  • Зачем знать свойства древесины?

  • С какой целью сушат древесину?

  • Как определяют влажность древесины на предприятиях?

  • Какие свойства нужно учитывать при выборе заготовок.

Литература:

- учебник А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Технология. Индустриальные технологии. 6 класс»

- Атлас пород древесины: http://www.стройкомпаньон.рф/atlas_porod_drevesiny.html


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!