Тема: Изготовление поделки «Куклы из ниток»
Цель: научиться выполнять куклу из ниток
Задачи урока:
Образовательные:
• овладение навыками изготовления куклы,
• расширение представлений об обычаях народов, о символизме вещей в обрядах;
• закрепить знания по технике безопасности (работа с ножницами);
• развивать мелкую моторику рук;
• создавать условия для развития умений целеполагания и планирования.
Развивающие:
• развитие творческих способностей и творческого мышления.
Воспитывающие:
• воспитывать умение работать в коллективе;
• воспитывать интерес к русским традициям;
• воспитывать умение слушать, помогать своему однокласснику.
Тип урока: изучение нового материала
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Ну, проверь скорей дружок
Ты готов начать урок?
- Давайте проверим, готовы ли вы начать урок?(проверьте у себя на партах….)
2. Актуализация знаний
- Прослушайте музыкальное произведение из мультфильма «Танцы кукол».
- Какое название вы подобрали к этому произведению? (Ответы учащихся)
- Это музыкальное произведение – колыбельная для кукол. А для чего исполнялись колыбельные?
Послушайте стихотворения о куклах.
Стихотворение Т. Гостюхина:
Подарили куклу
Мне на день рожденья.
Это просто чудо,
Радость и везенье.
Бросила игрушки,
Только с ней играю,
Обо всём на свете
С Машей забываю.
Я кормлю и мою
Милую подружку,
Спать кладу в кроватку
Машу на подушку.
Мы гуляем с куклой,
Делаем зарядку,
Вместе привыкаем
С Машенькой к порядку.
Куклу берегу я,
Я её лелею.
С ней я стала лучше,
Стала я добрее...
Моя кукла Лена,
Видно, заболела!
Не хочет кушать кашки.
Не смотрят больше глазки.
Не идёт со мной гулять.
Нужно доктора позвать!
Но кукла тихо вдруг сказала:
«Я играть с тобой устала!
Дай немножечко поспать,
А потом пойдём гулять!»
3. Определение темы и постановка цели урока.
- Кто попробует сформулировать тему урока?
Тема: Изготовление поделки - куклы
4. Работа по теме урока
Знакомство с историей возникновения куклы.
История кукол почти такая же длинная, как и история всего человечества. Как только появился “человек разумный”, а у него родились дети, встал вопрос о развлечении маленьких чад. Правда, кукол древние люди еще не знали. В качестве игрушек они давали своим детям различные камушки и деревяшки. Первые дошедшие до нас детские куклы были обнаружены на территории Египта. Развитая египетская цивилизация умела делать игрушки еще 4,5 тысяч лет назад. Ноги и руки египетских кукол могли двигаться, они имели волосы и их украшали бусинами. В Древней Руси также знали о куклах. В простых семьях их для своих детей делали мамы. В тряпичные куклы играли как девочки, так и мальчики.
А сегодня мы с вами выполним подарочную куклу «Мартиничку». Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца[2].
- Как вы думаете, легко ли выполнять эту работу? Почему?
5. Анализ изделия
- Рассмотрите образец и схему изготовления куклы (технологическая карта).
Расскажите, как она изготавливается.
• Кукла делается из 2 пучков соломы: один, пучок побольше, из него получается туловище с головой и ногами; второй пучок поменьше, это руки. Фигурка получается путем переворачивания пучков в нужных местах цветной ниткой.
• Мы будем делать кукол из ниток, но с помощью тех, же приемов, что и старинные мастера.
6. Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
7. Инструктаж по технике безопасности
- учащиеся повторяют правила работы с ножницами по памятке
8. Коллективная работа.
- Начнем выполнение работы с женской фигуркой из ниток. С чего начнем работу? (с изготовления двух пучков ниток). Как это проще сделать? Как определить длину ниток?
- У каждого из вас имеются картонки, они помогут сделать пучки ниток быстро. Сначала заготовим пучок из ниток для туловища куклы. Для этого вдоль более длинной стороны картонки быстро намотаем нитку, пока не получится пучок нужной толщины. Нитку наматываем свободно, чтобы картонка не стягивалась; но провисать нитки не должны.
- Теперь разрежем нитки с одного конца картонки - получится пучок нужной нам длины и толщины. Надо ли разрезать его с другой стороны?
- Нет, так как по схеме видно, что пучок должен быть двойной, а если разрежем, наша куколка будет слишком маленькая.
- Проверьте, достаточна ли толщина пучка. Точно также сделайте второй пучок, поменьше. Для этого нитки намотайте на картонку вдоль короткой стороны. Подумайте, эти нитки нужно разрезать с одного конца или с обоих? (С двух концов это видно по схеме, а длина картонки точно соответствует длине рук куклы.)
- Что бы сделать мальчика. Разделите нижний пучок на две равные части и свяжите каждую из них.
9. Изготовление куклы совместно с учителем.
Цель: формировать умение самостоятельно собирать и изготавливать куклы.
Формируемые УУД: Способность справляться с доступными практическими (технологическими) заданиями с опорой на знание. Формировать умение взаимопомощи друг другу. Умение задавать вопросы.
- Что нужно сделать с пучками? (длинный пучок перевязать посредине, а короткий с двух сторон). Далее ученики работают по схеме, данной на доске. Помогаю, демонстрирую на своем макете действия. Края пучков по окончании работы ученики слегка подравнивают. Учащиеся самостоятельно изготавливают куклу «Мартиничку».
10. Итоги урока
- Давайте вернемся к теме и цели урока.
- Как вы думаете, цель нашего урока достигнута?
- Кому можно подарить эту куклу?
-Сегодня на уроке мы выполнили маленькие нитяные куколки - мартинички.
-Всем спасибо за урок! Вы все очень хорошо поработали.