Урок технологии по теме «Аппликация».
Тема урока: Аппликация.
Цели урока:
Образовательная – дать понятие об аппликации, её видах, технологии выполнения и применении.
Воспитательная – воспитывать познавательный интерес к предмету, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность.
3. Развивающая – развивать эстетический вкус, самостоятельность и умение работать в нужном темпе, способствовать развитию мыслительных операций (анализ и синтез), способствовать развитию учащихся в соответствии с их способностями.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснение, демонстрация, практическая работа учащихся.
Оснащение урока: компьютер, презентация «Аппликация», технологические карты, плакаты, опорные конспекты, образцы аппликаций, электрический утюг, гладильная доска, иголки, булавки, ножницы, швейные машины.
1 урок
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, садитесь.
- Сегодня на нашем занятии мы продолжаем говорить о рукоделии.
-Ваши ответы и практическая работа будут оцениваться.
II. Актуализация знаний и введение темы занятия.
-Существует много видов художественной обработки ткани. Некоторые вам уже известны, а с некоторыми предстоит познакомиться.
- Обратите внимание на выставку работ. Назовите известные вам виды рукоделия. (Вышивка, бисероплетение, вязание, макраме, лоскутная техника, аппликация).
- С каким из этих видов рукоделия мы уже знакомились на уроках технологии? (С вышивкой, лоскутной техникой).
- Что можно ещё изготовить из лоскутов? (Аппликацию)
- Раньше вы работали в технике аппликации? ( Наклеивали…)
- А как можно по-другому прикрепить одну деталь из ткани к другой? (Пришить).
- С помощью, каких вышивальных швов мы это можем сделать?
- Сформулируйте тему урока.
Тема урока: «Аппликация из ткани»
Слайд №1.
III. Постановка учебной проблемы и задачи занятия.
А где в современной жизни можно встретить применение данного вида декоративно-прикладного искусства?
Слайд №2. (Аппликация на одежде).
Слайд №3. ( Аппликация в интерьере).
Слайд №4. (Аппликация на аксессуарах).
Самый лучший подарок – это подарок, сделанный собственными руками.
- Посмотрите, какие замечательные сувениры можно изготовить, используя данную технику, которые могут стать подарком на любой праздник.
Слайд №5 (Сувениры).
- Хотелось бы вам изготовить такой подарок. Чему нам нужно научиться на уроке?
- Итак, сформулируйте задачу, которую мы перед собой поставим.
Задача занятия: Познакомиться с технологией изготовления аппликации. Изготовить сувенир, используя данный вид рукоделия.
IV. Объяснение нового материала.
Из истории возникновения аппликации.
- Как вы думаете, когда и почему появилась аппликация?
-Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды. И первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украшать её. Аппликация появилась как способ украшения одежды, обуви, домашней утвари, интерьера своего жилища. Для этих целей использовались шкуры животных, кожа и шерсть. У северных народов - мех, бисер. Широко использовалась соломка. Сюжетом становились животные, птицы, сами люди. С появлением ткацкого станка для аппликации стали широко применяться кусочки самых разнообразных тканей.
Большой популярности аппликация достигла во времена рыцарства. Войны, турниры обусловили появление родовых знаков – гербов. Особенного процветания аппликационные работы достигли в XVI в. Италии и Испании в церковном одеянии.
- Попробуйте сформулировать определение к данному виду творчества.
( Ответы уч-ся)
Слайд №6.
«Аппликация» в переводе с латинского означает «прикладывание» - это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон и закреплении с помощью клеев, нитей.
- Вклейте определение аппликации себе в тетрадь.
В определении есть слово «изобразительная». О чём это говорит? (Аппликация должна что-то изображать, нести в себе какое-либо содержание).
- Сравните образцы. Как они отличаются по содержанию?
По содержанию аппликации разделяют так: Слайд №7, №8, №9.
предметные (на изделии изображена одна деталь: гриб, солнышко, утёнок) – для украшения детских вещей;
сюжетные (изображён один или несколько предметов, совершающих действие) – для украшения интерьера;
декоративные (включает в себя орнамент, узор) – для украшения вещей или предметов интерьера.
- Сейчас поработайте в группах.
Задание: Запишите на лепестках ромашки, из какого материала может быть выполнена аппликация. (Ромашки приклеиваются на доску, обсуждение)
В зависимости от используемого материала аппликацию можно разделить на следующие виды:
аппликация из ткани;
аппликация из кожи;
аппликация из бумаги, фольги;
аппликация из нетрадиционных материалов (пуговиц, семян растений);
аппликация из соломки.
Слайд №10, №11, №12.
- При работе с каждым материалом есть свои особенности, но технология выполнения аппликации остаётся общей.
- Сегодня вы будете выполнять аппликацию из ткани.
- Все детали в аппликации прикрепляются к фону. Назовите способы прикрепления, глядя на образцы.
- Существуют различные способы прикрепления деталей к фону (ткани):
Слайд №13, №14, №15.
Клеевая аппликация (детали приклеиваются на ткань с помощью клея). Флизелин двусторонний. (определение на доску)
Машинная аппликация швом «зигзаг»
Пришивание деталей вручную
- Рассмотрите образцы швов, которые могут использоваться для пришивания деталей.
- Какой шов вам больше нравится, какой больше подходит для обработки края изделия? (Петельный)
- Мы в своей работе будем использовать петельный шов. Слайд №16.
Петельный шов – это ряд петельных стежков, располагаемых по краям изделия. Давайте вспомним, что такое стежок? (Это часть строчки между двумя проколами иглы).
Другие швы вы также можете использовать в процессе изготовления проекта.
(Физминутка)
IV. Практическая работа
- Приступаем к выполнению практической работы, и пусть она принесёт вам удовольствие.
Рукам – работа, душе – праздник.
(демонстрация образца сувенира в виде сердечка, украшенного аппликацией)
Перед тем, как приступить к работе, мы должны вспомнить правила техники безопасности при работе.
Вводный инструктаж
1.Повторение правил охраны труда и ТБ
- Правила работы с иголками, булавками, ножницами;
- Правила ТБ при работе с утюгом.
Работая с нагретым утюгом необходимо соблюдать правила ТБ;
Перед работой проверить исправность шнура.
Утюг включать и выключать сухими руками, берясь только за корпус вилки.
Ставить утюг на подставку.
Следить за тем, чтобы подошва утюга не касалась шнура.
По окончанию работы утюг выключить.
Внимание! Работая с иголкой, булавками и ножницами соблюдайте ТБ:
Иглы и булавки храните в подушечке – игольнице.
Пересчитайте иголки в начале урока и проверьте их наличие в конце.
Не втыкайте иглу в одежду.
Ножницы кладите кольцами к себе.
Не оставляйте ножницы раскрытыми.
Передавайте ножницы кольцами вперед.
После окончания работы кладите ножницы в чехол.
Задание: Собрать технологическую карту (в группах).
1. Обсуждение. Слайд №17.
2.Демонстрация планшета с последовательностью выполнения работы, инструментов и приспособлений.
3.Техника выполнения петельного шва (демонстрация видео).
Во время работы учащиеся пользуются технологическими картами, предложенными учителем.
(У каждого на столе).
Технологическая карта «Выполнение аппликации вручную»
№ п/п | Наименование и описание действий | Инструменты, приспособления |
1 | Выбрать шаблон. Вырезать из ткани деталь аппликации. | Ножницы |
2 | Укрепить цветные лоскутки флизелином при помощи горячего утюга (флизелин не должен выступать за края лоскутов) | Утюг, гладильная доска. |
3 | Наложить шаблон на лоскуток со стороны флизелина, обвести простым карандашом, аккуратно вырезать. | Простой карандаш. Ножницы |
4 | Наметить местоположение аппликации на фоне. Аппликацию приколоть к фону булавками. | Булавки |
5 | Приметать контрастными нитками по контуру, используя шов «вперёд иголку». Удалить булавки. | Игла, контрастные нитки, ножницы. |
6 | Пришить аппликацию петельным швом к фону, прокалывая все слои иглой снизу вверх и слева направо. Стежки должны быть все одинаковые по высоте и ширине. | Игла, нитки в цвет аппликации, Ножницы |
7 | Чтобы работа выглядела аккуратно с лицевой и с изнаночной стороны, узелок нужно завести между аппликацией и основой. Конец нитки спрятать под аппликацией. | Игла, нитки в цвет аппликации, Ножницы |
8 | Отделать вышивкой, используя бисер, пайетки, ленты. | Бисер, пайетки, иголка , нитки |
Учитель сообщает критерии оценки: аккуратность, одинаковое расстояние между стежками и одинаковая высота петельных стежков.
(Критерии вывесить на доске)
V. Анализ практической работы.
Учащиеся контролируют работу друг друга по критериям, определённым заранее учителем.
- Ознакомьтесь с работами друг друга.
-Что получилось?
-Что не получилось?
-Чтобы изменила, если бы начала работу заново?
Оцениваются работы уч-ся.
VI. Проверка усвоения новых знаний.
- С какими новыми терминами сегодня познакомились?
- Назовите способы прикрепления деталей к фону.
VII. Домашнее задание.
Закончить аппликацию, оформить работу.
VIII. Подведение итогов урока.
-Итак, сегодня вы познакомились с новым видом творчества: аппликация из ткани.
-Что научились делать?
-Что показалось трудным в работе?
Оценки за выполнение аппликации: ……
IX.Рефлексия.
?
7