Урок толерантности в начальной школе «О тех, кто рядом»
Цель: развитие нравственных общечеловеческих ценностей.
Задачи: дать детям представление о толерантности; воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
Формирование УУД
1. Познавательные: умение строить высказывания; умение формулировать проблему.
2. Регулятивные: формировать умение ставить перед собой цель; планирование и прогнозирование ситуации; нахождение способов преодоления жизненных проблем.
3. Личностные: умение сосуществовать с другими людьми (с одноклассниками); умение сопереживать; воспитывать культурного ученика и человека, желание и стремление изучать и соблюдать правила толерантного общения; умение проявлять отзывчивость.
4. Коммуникативные: умение взаимодействовать в социуме; умение вступать в диалог; учитывать мнение собеседника; убеждать или соглашаться с оппонентом.
Предварительная работа: на уроке ИЗО нарисовать автопортрет «Нарисуй себя».
Ход мероприятия
1. Учитель:
- Сегодня мы с вами познакомимся с новым словом, но сначала вспомним, что мы рисовали на уроке изобразительного искусства (автопортрет «Нарисуй себя»).
на доску вывесить портреты детей и обсудить
-Что общего у всех учеников? (голова, глаза, нос....)
-Чем они отличаются? (одеждой, цветом волос, прической, цветом глаз.)
-Получается, что все люди устроены одинаково, но по-разному выглядят, думают и поступают. Поэтому все мы воспринимаем друг друга по-разному. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным.
-Все эти понятия можно определить одним словом ТОЛЕРАНТНОСТЬ.
Толерантность – это милосердие
Толерантность – это доброта души
Толерантность – это сострадание
Толерантность – это уважение
Толерантность – это дружба
Толерантность – это терпение
-А знаете ребята, чтобы люди всегда помнили об этих словах и совершали хорошие поступки во многих странах мира 16 ноября отмечают Международный день Толерантности. А сегодня какое число? Значит какой праздник?
2. Ситуация для обсуждения 1.
Послушайте внимательно отрывок песни А. Б. Пугачевой «Эй, вы, там наверху».
- Кто мне скажет, какую проблему поднимает в своей песне певица?
(Взаимоотношения с соседями).
- А чего же не хватало этим соседям в их отношениях?
(Взаимоуважения, взаимопонимания, терпимости).
- Как бы вы поступили в этой ситуации? (выслушиваю ответы детей)
3. Ситуация для обсуждения 2.
Миша вышел на улицу погулять со своим котенком. Выпустив его на траву, котенок начал бегать, играться. И тут к котенку подошёл дворовый котенок. Худой, грязный. Миша оттолкнул этого котенка и крикнул. Котенок поджал хвостик и прижался к земле. Другому мальчику, Пете, стало жалко котенка. Он взял его, погладил и, по разрешению мамы, взял к себе домой.
Вопросы:
– Кто правильно поступил?
– Какими качествами обладает Миша? Петя?
4. Физкультминутка
Необходимо хлопнуть в ладоши, если относишь себя к следующей категории:
Хлопают все присутствующие;
Только девчонки;
Только те, кто любит вкусно поесть;
Только те, кто опаздывает на уроки;
Только те, кто хорошо учится;
Только те, кто не любит каникулы;
Только те, кто любит сладкое;
Только те, кому нравится играть в футбол;
Только те, у кого прекрасное настроение.
5. Перед вами набор слов. Пожалуйста, распределите эти слова на положительные качества, которые помогли бы построить доброе соседство, и отрицательные черты, на которые следует обратить внимание и постараться искоренить их.
Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.
+ | - |
Доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность. | Равнодушие, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность. |
6. Просмотр видеопритчи «Два яблока» (обсуждение просмотренного видео)
7. Упражнение “Комплименты”
- Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о ваших соседях по парте.
- Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.
Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу.
8. Упражнение «Пазл»
Учитель: У каждого из вас есть кусочек пазла. Я вам предлагаю вместе собрать этот пазл. После – на парте собирается пазл.
Вывод: Наш класс – это единое целое, а каждый ученик в нем пазл, часть, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен.
Итог:
- Так что же такое толерантность? (ответы детей). Если люди будут дружные, будут совершать добрые поступки, то не будет раздора в семьях, не будет войны.
- Закончить наш разговор мне хочется такими словами:
Если каждый будет друг другу терпим
Мы сделаем вместе толерантным наш мир!