СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок три склонения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок три склонения»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сортавальского муниципального района Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа №6













План-конспект

урока по русскому языку

в 4 классе



«Три склонения имён существительных»









Составил: учитель начальных классов

Пышкина Н.Н.











2016 год


Тема урока: «Три склонения имен существительных».


Цель: познакомить учащихся с грамматической категорией имени существительного – склонение.


Обучающие цели:

- ввести понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;

-установить отличительные признаки имён существительных 1-го, 2-го и 3-го склонения;

-научить определять типы склонения имен существительных в зависимости от их рода и окончания в начальной форме;

Развивающие:

- формирование учебно-познавательной деятельности;

- формирование готовности учащихся к разным видам интеллектуальной деятельности;

- развитие речи, умения слушать.

-развитие внимания и орфографической зоркости;

- развитие умения на основе наблюдений делать выводы, формулировать правил;

- развитие интереса к предмету

Воспитывающие:

- воспитание навыка самостоятельной работы;

- воспитание навыка работы в группах, в парах;

- воспитание самостоятельности, аккуратности, усидчивости, целеустремленности.



Задачи:

  1. Создать условия для «открытия» учащимися понятия склонение имён существительных и наличие у существительных трёх склонений.

  2. Формировать умение определять склонение имён существительных в начальной форме.

  3. Формировать универсальные учебные действия:


Личностные УУД:

формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках, адекватная самооценка;

Регулятивные УУД:

умение формулировать тему и цели урока; умение составлять алгоритм и последовательность действий; контроль своей деятельности способом сравнения с образцом; умение видеть ошибку; умение оценивать процесс и результат деятельности.

Познавательные УУД:

умение строить устные высказывания; формулирование проблемы и её решение;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний и построение модели; выбор основания и критерия для сравнения; классификация объектов; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД:

умение слушать и слышать учителя, ученика; вступать в диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу в паре, в группе,

формулировать собственное мнение.


Ожидаемые результаты: Умение определять тип склонения имён существительных.


Тип урока - урок изучения нового материала с элементами уровневой дифференциации.

Основные методы - объяснительно-иллюстрированный, наглядный, самостоятельная работа.


Формы организации познавательной деятельности- индивидуальная, работа в парах, в группах, дифференцированная работа, учебный диалог, фронтальная.

Средства обучения - учебник, тетрадь, презентация.

Оборудование:

таблица «Три склонения существительных», карточка со словом СКЛОНЕНИЕ, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, компьютер, учебник, тетрадь, карточки-знаки: сигналы 2 цветов (зеленый, красный).


Источники информации:

-программа учебного предмета;

-литература для учителя;

-учебники;

-интернет-сайты






Структура и содержание урока.


I Организационный момент. (Создание эмоционального настроя).

Учитель:

Друг на друга посмотрели,

Повернулись, подтянулись

И друг другу улыбнулись.

-Ребята, поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь и им, для того чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка.

Мы умные, мы дружные,

Мы - внимательные, мы - старательные!
Мы отлично учимся,
Все у нас получится!

II Актуализация знаний.

Учитель:

-Открываем тетрадь и записываем

Число (16 ноября)

Классная работа.

  1. Работа с перфокартами.

-определите падеж выделенных имен существительных, отметьте ответ в таблице.

1)Разноцветное коромысло над рекой повисло.

2)Длинной шеей я кручу, груз тяжелый подхвачу.

3)Над избушкой висит хлеба краюшка.

4)Вьется веревка, на конце - головка.

5)Бегут по дорожке доски, да ножки.

6)Черный конь скачет в огонь.

7)На пяти проводах отдыхает стая птах.

8)В тесной избушке ткут холсты старушки.

9)В воде купался, а сух остался.



1

2

3

4

5

6

7

8

9

И.п.








+


Р.п.



+




+



Д.п.





+





В.п.


+




+




Т.п.

+









П.п.




+





+


2.Взаимопроверка в парах. (Друг другу дети ставят кружок зеленого цвета, если все правильно, красного цвета, если есть ошибки)

(Слайд 1)

Кто работу выполнил правильно - поднимите зеленый сигнал светофорика, а красный – тот, кто выполнил с ошибками.


III.Самоопределение к деятельности.

1.Прочитайте предложение: (Слайд 2)


Бабушка рассказала мне о сестр… и дочер… .


- Найдите в предложении однородные члены. (О сестре и дочери)

- Как в предложении они соединены?(Союзом И)

- Каким членом предложения они являются? (Второстепенным, дополнением)

- Какой частью речи они выражены? (Это имя существительное)

- Определите их род и падеж. (Женский род, предложный падеж)

- Как вы думаете, какие окончания будут у этих существительных? (Ответы детей)

(Учитель дописывает окончания – на слайде 2)


Бабушка рассказала мне о сестре и дочери .


- Что вы заметили? (Окончания разные)

- Почему у существительных одного рода в одном падеже разные окончания? (Наверное, у имен существительных есть еще какой – то признак, по которому и различаются эти два слова и от которого зависит окончание.)

На этот вопрос нам сегодня еще предстоит ответить. (Ставлю ? знак)


2.Подведение к теме урока.

- А сейчас пододвиньте к себе тетради.

Ответьте на мои вопросы и запишите только первую букву каждого ответа.

  • Главный член предложения, который подчеркивается 2-мя чертами? (сказуемое)

  • Главная неизменяемая часть слова? (корень)

  • Непроизносимая согласная в слове солнце? (л)

  • Изменяемая часть слова? (окончание)

  • Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные)

  • Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)

  • В какой форме стоят существительные единственного числа, отвечающие на вопросы кто? или что? (в начальной форме)

  • Гласная буква, которая пишется в слоге ЖИ? (и)

  • Соединительная гласная в сложном слове вездеход? (е)

Прочитайте получившееся слово: СКЛОНЕНИЕ. (карточку – на доску)

Подберите к нему однокоренные слова (склониться, поклон, склоненный)

- Что называется склонением? (изменение существительных по падежам)

IV. Сообщение темы урока. Постановка цели.

- Прочитайте название темы на с.89 учебника.
- Что вас удивило в формулировке темы нашего урока? Какие новые слова вы здесь увидели? (Три склонения)
- Значит, о чем мы сегодня будем говорить? (О трех склонениях имен существительных) (Слайд 3)

Что за три склонения?

На лицах удивление?!

- Сформулируйте задачи урока.
(ПОЗНАКОМИТЬСЯ с тремя группами склонений имен существительных, НАУЧИТЬСЯ определять склонение имен существительных)

V. Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику. Работа в группах.

Упр. 153, (с.89) - на (Слайде 4)

- Прочитайте слова в каждой группе. К какой части речи они относятся? (Это имена существительные).
- Определите род у имен существительных. (1 гр слов –ж.р. и м.р.,2гр. Слов – м.р. и ср. р., 3 гр. Слов – ж.р. с Ь знаком на конце)

- Я вам, ребята предлагаю разбиться на 3 группы и провести исследование.

- Просклоняйте каждую группу имен существительных и сделайте вывод, одинаковые ли падежные окончания имеют эти имена существительные при склонении.

1 группа – изменяет по падежам слова папа, лиса;
2 группа – изменить по падежам слово стол, окно;
3 группа – изменить по падежам слово рожь, степь.

– Что общего во всех столбиках? (падеж, вопрос)
– Чем отличаются? (окончанием)
– Почему же тогда разные окончания? (разные слова, род)
– И в 1 столбике сущ. ж. р. и в 3 столбике сущ. ж. р., а окончания разные.

1 столбик – ж. р. и м. р. с окончанием -а, -я.
2 столбик – м. р. с ; с. р. с окончанием -о, -е.
3 столбик – ж. р. ь с



Ребята должны сделать вывод: (Слайд 5)

что окончания имен существительных, входящих в одну группу, во всех падежах совпадают, но они отличаются от окончаний существительных двух других групп.

-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!»
- Сколько групп склонений в русском языке? (Три)
- Что для них характерно? (они имеют одинаковые окончания при изменении по падежам)

Вывод: в зависимости от падежных окончаний имена сущ. можно разделить на 3 большие группы – 3 склонения.

(На слайде 6 постепенно появляются окончания имен существительных и, что они разделились на три группы – 1,2,3 склонение имен существительных)

К 1 склонению относятся имена сущ. ж. р. и м. р. с окончаниями -а, -я.
Ко 2 склонению – имена сущ. м. р. с и с. р. с окончанием -о, -е.
К 3 склонению – имена сущ. ж. р. с ь .

2.Закрепление знаний.

1.Работа со словарными словами.

- С красной строки, с заглавной буквы, через запятую записываем слова:


Ветер, холод, облако, морковь, Москва, сирень, тетрадь, болото, счастье, деревня, аптека, яблоня.

Проверка

Учитель:

-Проверяем внимательно с экрана. Я открываю (Слайд №7)

-Аккуратно зачеркните ошибки карандашом, если они есть.

- Поднимите, пожалуйста, зеленый сигнал светофорика те, у кого нет ошибок. А красный - те, у кого есть ошибки.


2.Комментированное письмо:

В записанных словах выделите окончания, укажите род. (Слайд 7 –по щелчку)


3.Распределение существительных по склонениям.

-Еще раз, на что необходимо обратить внимание? (на окончание и род).

-По цепочке определяем склонение у наших слов.

(Слайд № 8) по щелчку

  1. Закрепление нового материала (с дифференцированными заданиями)



Уровень 1.

Запишите только имена существительные 3 склонения:
Жизнь, фасоль, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, конь, день, лень, пень, боль, сушь.

Уровень 2.

Запишите к каждому слову близкое по значению слово или однокоренное слово другого склонения. Определите склонение всех имен существительных:

мама – папа –
дед – вещица –
конь – неправда –

Уровень 3.

Определите падеж и склонение существительных в единственном числе:


Кузница дятла.

Сорвет дятел шишку на ели, принесет ее на березу и вставит в щель. Ловко стучит он клювом по шишке. Отработанную шишку бросит дятел вниз.Так и складывается под березой груда еловых шишек.

5.Работа с новыми словарными словами.

- Разгадайте ребус (Слайд №9) ответ – БЕСЕДА- это словарное слово и второе словарное слово с сегодняшнего урока – это слово БЕСЕДОВАТЬ.
- Какие это слова? (Однокоренные)

В толковом словаре об этих словах сказано так: (Слайд №10)

4.Упр.154, (с.89). (Работа в парах)

- Спишите слова, дописывая и выделяя окончания. Укажите род.
- Подумайте в чем сходство и различие данных слов.
(Выполнение задания в парах) одного можно вызвать работать у доски

- Какие слова вы записали: какого они рода, какие имеют окончания, в каком числе употреблены? (Это имена существительные мужского и женского рода с окончаниями –а, -я в единственном числе)

- Прочитайте в рубрике «Обратите внимание!», какие имена существительные вы записали? (Это имена существительные 1- го склонения)

VI. Обобщение и систематизация знаний.

Упр.155, (с.90) (Самостоятельная работа)

- Какого склонения данные имена существительные? Докажите.
- Как об этом сказано в учебнике, прочитайте на с.90.

VII.Подведение итогов урока.

- Что такое склонение?
- Сколько групп склонений в русском языке? (ТРИ)
- Назовите опорные слова для определения склонения имен существительных. (Именительный падеж, единственное число, род, окончание)
- Так почему же в предложении, с которым мы работали в начале урока в именах существительных СЕСТРЕ и ДОЧЕРИ разные окончания?

VIII.Рефлексия учебной деятельности на уроке. (Слайд11)


- Оцените результаты своего труда на уроке.

Домашнее задание. (Слайд 12)

1.Правило.
2.Упр.156, с.90
3.Сочинить сказку о склонении. (для дополнительной оценки желающим)







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!