СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Узник" - вольнолюбивые устремления поэта"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок из методического пособия

Просмотр содержимого документа
«Урок "Узник" - вольнолюбивые устремления поэта"»

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.
Народно-поэтический колорит стихотворения

Задачи деятельности учителя: способствовать формированию представления о Пушкине как свободолюбивой личности, как человеке, принадлежащем своему веку; организовать работу по анализу стихотворения; развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся, интерес к поэтическому творчеству А. С. Пушкина.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

познавательная сфера: знать и определять средства художественной выразительности (эпитет, метафора); иметь представление о слове-образе, приеме контраста, интонации стихотворения, мотиве неволи; уметь выполнять сопоставительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Узник» (черновой и окончательный), устное рецензирование выразительного чтения стихотворения;

ценностно-ориентационная сфера: формулировать собственное от-ношение к стихам поэта; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы;

коммуникативная сфера: осмысленно читать и адекватно воспринимать стихотворение А. С. Пушкина «Узник»; уметь создавать собственный текст на основе личного опыта, на основе прочитанного;

эстетическая сфера: понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, роль изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественного образа литературного произведения.

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

регулятивные: организовывать свое рабочее место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные: проявлять готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Методы и формы обучения: фронтальная (устное рецензирование, рассказ, беседа, слушание), индивидуальная (выразительное чтение, тематическое рисование, самостоятельная работа).

Интернет-ресурсы:

1. Литература и русский язык. Анализ стихотворений А. С. Пушкина «Узник» и «Кавказ». – Режим доступа : http://litirus.ru/analiz-stihotvoreniya/analiz-stihotvoreniya-a.s.pushkina-uznik-i-kavkaz.html

2. Тема свободы в лирике А. С. Пушкина. – Режим доступа : http://lit-helper.ru/p_Tema_svobodi_v_lirike_A__S__Pushkina

Оборудование: портрет А. С. Пушкина, компьютер, плакат – эпиграф: «Мы вольные птицы».

Основные понятия и термины: колорит, слово-образ, прием контраста, интонация стихотворения, мотив неволи.

Сценарий урока

Мы вольные птицы.

А. С. Пушкин

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть стихотворения «И. И. Пущину».

Устное рецензирование выразительного чтения.

II. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

– Тема свободы всегда была ведущей в творчестве А. С. Пушкина. Особенно в романтических произведениях. Свобода – это, прежде всего, политическая независимость, свобода народа, «вольность святая». Поэт верит, что над его Отечеством «взойдет прекрасная заря» «свободы просвещенной». Однако свобода страны немыслима без раскрепощения граждан, без их внутреннего роста, духовного взросления, то есть освобождения личности.

Мотив личной свободы звучит в разные годы в разных стихотворениях поэта, например, «Птичка», «Свободы сеятель пустынный...», «Деревня». Пушкину очень дорога также мысль о свободе творческой личности. Он мечтает идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум».

2. Выразительное чтение стихотворения «Узник».

Учитель предлагает прочитать стихотворение выразительно двум учащихся.

3. Устное рецензирование выразительного чтения.

4. Анализ стихотворения.

– Проанализируем прочитанное стихотворение, ответив на вопросы учебника, с. 54.

5. Актерское исполнение стихотворения.

Учитель предлагает послушать стихотворение в актерском исполнении, используя фонохрестоматию.

6. Устное рецензирование актерского исполнения.

Вопросы для беседы:

– Какое впечатление произвело на вас стихотворение в актерском исполнении?

– Как актеру вслед за поэтом удается раздвинуть тесные стены темницы?

– Какими средствами выразительного чтения актер передал движение к бескрайним просторам свободы?

– Что для вас кроется в пушкинских словах «Мы вольные птицы»? Какие интонации вы выбираете для выражения этой мысли?

– Прочитайте стихотворение вслух, постарайтесь передать то настроение, которым окрашена каждая строфа.

7. Сопоставительный анализ стихотворения с черновым его вариантом.

Задание 1. Сравнить два текста стихотворения (черновой и окончательный), найти отличия.

Для выполнения первого задания учитель выдает каждому ученику текст чернового варианта стихотворения «Узник». (См. Ресурсный материал.)

– Какие строки изменил поэт и как это повлияло на смысл стихотворения: углубилась ли мысль, сделалось ли более ярким чувство, стал ли совершеннее стих?

Задание 2. Выявить черты фольклорной традиции в стихотворении «Узник», определить художественную функцию фольклорных образов.

При выполнении второго задания учитель рекомендует обратить внимание на отсутствие слова «свобода» в стихотворении. Какие слова представляют это понятие?

III. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Как в вашем сознании соотносятся слова «Пушкин» и «свобода»? (Высказывания учащихся.)

– Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Высказывания учащихся.)

Домашнее задание.

1. Выучить наизусть стихотворение «Узник».

2. Нарисовать рисунки на тему «Зимний пейзаж».

Ресурсный материал

Черновой вариант стихотворения «Узник»

И тихо и грустно в темнице (глухой)!

Пленен, обескрылен орел молодой,

Мой верный товарищ в изгнанье моем,

Кровавую пищу клюет под окном.

Клюет и бросает, и смотрит в окно,

И вымолвить (хочет) мне слово одно.

Зовет меня взором и криком своим:

«Мой верный товарищ, уйдем, улетим;

Давай встрепенемся! Пора нам! Пора!

Острог нам не ближний, тюрьма не сестра.

Мы вольные птицы, ты, брат мой, и я.

Где сокол (и коршун), там наша семья».

А. С. Пушкин