СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Лексический анализ слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Лексический анализ слова"»

ТЕМА: Лексический анализ слова, 5 класс

  1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

- Ребята, давайте еще раз вспомним, что такое ЛЕКСИКА? (Все слова русского языка)

- То, что обозначает слово, называется…(лексическое значение)

- Словарь, по которому мы можем определить лексическое значение слова, называется…(Толковый словарь)

- Как вы думаете, какой разбор мы можем применить к разделу языкознания «Лексикология»? (лексический анализ слова)

Давайте с вами запишем: число (Пятнадцатое ноября), классная работа и тема урока.


- Вспомните, что такое синонимы, омонимы, антонимы, паронимы?

-Ребята, мы с вами не просто так вспомнили определения этих терминов. Для начала давайте определим, что же такое лексический разбор слов.

- Итак, запишем определение в тетради для правил: Лексический разбор (анализслова — подробная характеристика словесной единицы с указанием ее смыслового значения, происхождения, наличия синонимов, антонимов, омонимов в языковой среде, определения сферы употребления и фразеологических связей.


Данный разбор предполагает использование целого ряда словарей, начиная с орфографического и заканчивая словарем фразеологизмов.

- Чтобы понять, как мы должны анализировать слова, нам необходимо, в первую очередь, записать план лексического анализа слова:

Лексический разбор слова

  1. Лексическое значение слова в толковом словаре.

  2. Лексическое значение слова в данном контексте.

  3. Однозначное или многозначное

  4. В прямом или переносном смысле употреблено.

  5. Имеет ли синонимы или антонимы, если да, то какие.

  6. Этимология, происхождение слова: родное или принесённое из другого языка.

  7. Современность слова.

Чтобы понять, как сделать лексический разбор необходимо рассмотреть ряд примеров.

3.Первичное закрепление (пробные упражнения).

- Давайте выполним анализ слова «пир» в предложении «Устроили пир на весь мир». План анализа включает следующие рассуждения:

1. Три основных значения: торжественное застолье, ужин; духовное лицо у мусульман суфийского направления; участник пиринговой сети. Может также употребляться в переносном значении как событие, не соответствующее обстановке, например, веселье во время бедствия «пир во время чумы»

2. торжественное застолье, ужин

3. Имеет несколько значений.

4. Употреблено в прямом смысле.

5. Синонимы: банкет, застолье, праздник, обед, ужин. Антонимов не имеет.

6. Происхождение: от старославянского «пиръ» — свадьба, пить.

7. Устаревшее.


Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду…

  1. Золотая.

Значения слова золотой:

    • Сделанный из золота. Золотая брошь.

    • устар. Монета из золота; червонец. За эту картину он заплатил целый золотой.

    • перен. Цвета золота. Золотые колосья спелой пшеницы.

    • перен. Счастливый, благоприятный. Золотые дни юности.

    • перен. Прекрасный, замечательный. Работник — золотые руки.

    • перен. Дорогой, любимый. Спасибо, мой золотой!

  1. золотая (листва) — «по цвету похожа на золото».

  2. Многозначное. 

  3. Переносное значение

  4. Синонимыхороший, дорогой, настоящий, жёлтый, золотистый; изумительный и др.. Антонимдешёвый.

  5. Происходит от существительного золото, далее от праслав. *zolto; восходит к праиндоевр. *ghel - «жёлтый; зелёный».

  6. Общеупотребительное слово. Используется во фразеологизмах: сулить золотые горы, золотое время, золотой человек, золотые руки, золотая жила, золотой телец, золотая молодежь и т.д.


4.Тренировочные упражнения. Работа в группах.

Выполните лексический анализ слов:

1 группа: профессор (Профессор читает лекцию);

2 группа: язык (Берегите наш язык!)

3 группа: высокий (От нищей души не жди светлых высоких слов.)

Задание выполняется в тетради, 3 человека у доски.

5.Итоги урока (рефлексия).

- Обратимся к цели урока, которую мы поставили. (Научиться выполнять лексический анализ слов). Выполнили ли мы её?

6.Домашнее задание:

Выполнить лексический анализ слов: гуляет, скучает, щебечут (по рядам)

Усталое солнце по небу гуляет,

Ленивая тучка над лесом скучает.

На сонной березе щебечут синицы.

















Приложение

План лексического анализа слова

  1. Лексическое значение слова в толковом словаре.

  2. Лексическое значение слова в данном контексте.

  3. Однозначное или многозначное

  4. В прямом или переносном смысле употреблено.

  5. Имеет ли синонимы или антонимы, если да, то какие.

  6. Этимология, происхождение слова: родное или принесённое из другого языка.

  7. Современность слова.

1 группа: профессор (Профессор читает лекцию);

  1. Имеет два основных значения: преподавательское звание, преподаватель; очень умный человек, профессионал.

  2. В приведённом предложении имеет значение «преподаватель соответствующего звания».

  3. Многозначное слово.

  4. Значение прямое.

  5. Синонимы: лектор, преподаватель, умный человек.

  6. В прямом значении антонимов не имеет.

  7. Современное слово.


2 группа: язык (Берегите наш язык!)

1. 1. исторически сложившаяся система словесного выражения мыслей, обладающая определённым звуковым, лексическим и грамматическим строем и служащая средством общения в человеческом обществе. 2. Язык – это система знаков (звуков, сигналов и т. п.), передающих информацию.

2. В приведённом предложении имеет значение – речь, способность говорить.

3. Многозначное слово.

4. Значение прямое.

5. Синонимы: речь, стиль слог.

6. В прямом значении антонимов не имеет.

7. общеупотребительное слово.


3 группа: высокий (От нищей души не жди светлых высоких слов.)

  1. 1. Большой по протяжённости снизу вверх или далеко расположенный в таком направлении. 2. Очень значительный, возвышенный по форме и содержанию (книжн.). Высокая мысль. В. стиль.

  2. В приведённом предложении имеет значение – возвышенный по форме и содержанию.

  3. Многозначное слово.

  4. Значение переносное (метафора).

  5. Синонимы: возвышенный, торжественный.

  6. Низкий, низменный.

  7. общеупотребительное слово.