Тема: Обстоятельство
Урок русского языка в 5 классе
Цель урока: знакомство с второстепенным членом предложения обстоятельством.
Задачи:
1. Узнать, что обозначает обстоятельство;
2.Определить на какие вопросы отвечает,
3. Рассмотреть роль в предложении.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Сегодня у нас с вами новая тема, но в начале урока
2.Ответим на вопросы по пройденному материалу
По цели высказывания предложения делятся на …
По наличию второстепенных членов предложения делятся на…
Нераспространенные предложения состоят…
Грамматическая основа предложения –
Дополнение- это…
Определение-это…
3.Разберем предложение синтаксически.
З…мой з..мля покрылась пуш..стым к…вром.
4. Сформулируйте и запишите тему нашего урока.
5. Этап целеполагания.
-
Цель: познакомиться с …
-
Задачи:
-
1. узнать, что…
-
2.определить, на…
-
3. рассмотреть …
Цель: знакомство с второстепенным членом предложения обстоятельством.
Задачи:1. Узнать, что обозначает обстоятельство;
2.Определить на какие вопросы отвечает,
3. Рассмотреть роль в предложении.
6. Этап осмысления.
1. Прочитайте предложения.
Зимой земля удивительно изменилась. Какой-то волшебник совершил здесь настоящее чудо. Он заботливо расстелил белоснежный ковёр, причудливо украсил все кустики и деревца.
2) Задайте вопросы к выделенным словам. От каких слов будете задавать вопросы? Выпишем эти слова в составе словосочетаний, укажем части речи.
Изменилась (когда?)зимой, изменилась (как?) удивительно, совершил (где?) здесь, расстелил (как?) заботливо, украсил (как?) причудливо. Запись на доске и в тетрадях
3. Итак, делаем вывод: что обозначает обстоятельство,
на какие вопросы отвечает, чем выражается.
7.. Чтение правила в учебнике.
5. Работа с учебником.
- Ребята, откройте учебники на стр. 152 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить
внимание.
(Обстоятельства бывают времени, места, цели, причины, образа действия).
8.
– На какие вопросы отвечают обстоятельства?
– Что обозначают обстоятельства?
– Чем выражаются обстоятельства?
9. Физкультминутка.
- А теперь немного отдохнем. Представьте, что мы идём по сказочному лесу. Тихо падают снежинки. Подставьте свои ладошки. Поймайте снежинки. Сделайте глубокий вдох и медленно сдуйте снежинки с варежек. Потянитесь, вздохните, почувствуйте, каким лёгким стало тело.
Садитесь..
10. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Нужно научиться находить обстоятельства в предложении и употреблять в речи
Найдите в поэтичеком тексте обстоятельства
Иван Захарович Суриков
Белый снег, пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
А теперь уберем обстоятельства из текста. Все ли вам понятно? Какую роль играют обстоятельства в пр-ии?
( указывают, где, когда, как происходит действие, описывают действие более точно, конкретно)
11. Творческая работа в парах
- Красоту родной природы воспевали не только писатели и поэты, но и художники.
Рассмотрим иллюстрацию картины художника Константина Федоровича Юона «Русская зима».
- Художники слова обращаются к теме зимы и создают свои замечательные произведения, очень тщательно работая над словом, подбирая красочные слова и выражения, чтобы нарисовать яркую картину зимы. Попробуем и мы создать небольшие тексты –зимние зарисовки. Для этой работы у вас есть заготовка. На ваших столах лежат листочки с напечатанным текстом. Вы в паре должны дополнить уже напечатанные предложения подходящими по смыслу обстоятельствами.
Группа ребятишек шагает ….. …. бежит чёрный пёсик. Он тоже рад зиме. Утопая по колено в снегу, мальчики …. разговаривают, … размахивая руками. Они так … ждали снега.
Как обстоятельства изменили предложенный текст?
12. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
Наша работа подходит к завершению. Необходимо подвести итоги.
- Возвращаемся к задачам нашего урока Все ли задачи выполнены?
-
Итак, обстоятельство – это…
-
Обстоятельство отвечает на вопросы…
-
Обстоятельство обозначает..
13. Дополни фразы
Домашнее задание: правило стр.96. упр.197(6-9)