СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме "Доли"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Доли" направлена на формирование представления о доли как о части целого

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе по теме "Доли"»


Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: «Доли»

Учитель: Ермошкина М.В.
Предмет: математика


Предмет

Математика

Класс

5

Тема урока

Доли.

Дата проведения

24 января 2022 года

Педагогические цели урока



1.Создать условия для формирования представления о доли как о части целого.

2. Создание условий для развития мышления логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству

3. Создать условия для формирования способности учащихся к новому способу действия

Задачи урока



1.Ввести понятие доли как части целого, моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Читать и записывать дроби. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям

2. Развивать умения сравнивать, делать выводы и развивать устную речь

3. Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге

Тип урока

комбинированный

Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться»)


Научится:

1. Определять доли. Читать и записывать доли.

3.Работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику.

Получит возможность научиться:

Самостоятельно выделять и формулировать учебную проблему, определять познавательную цель и уметь выполнять учебные действия в соответствии с целью.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Определять доли. Читать и записывать доли.

Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать учебную проблему, определять познавательную цель и уметь выполнять учебные действия в соответствии с целью;

Познавательные: Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям


Коммуникативные: Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Формировать готовность к самообразованию на основе мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении математических знаний и способов действий

Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии

Оборудование


Оборудование

Учебник, карточки

Методическое пособие. Групповая (парная) работа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника

Основные понятия

доли



Форма проведения урока

Комбинированный урок (Эвристическая беседа, моделирование, работа с текстом учебника и рабочей тетрадью, групповая (парная) работа)




ХОД УРОКА

Этап урока

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний(Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия учащихся.

Цель: Настроить учащихся на работу в классе. На основе затруднений предлагается сформулировать цель и задачи её достижения. Подвести учащихся к открытию нового понятия


Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность

учеников

УУД

  1. Настраивает учащихся на работу в классе через эмоциональный настрой.



2. Фронтально выполняется устный счет



Здравствуйте ребята.


Вы уже выучили натуральные числа. Кто скажет какие числа называются натуральными? Какие арифметические действия выполняют с натуральными числами?




Ребята, что вы можете сказать про последнее действие?

Как разделить 1 на 4?

Ставит перед учащимися проблему: Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать?

Учитель предлагает учащимся записать тему урока и вместе с учащимися ставит цели учебной деятельности.

Проверка домашнего задания (взаимопроверка)




Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание

Отвечают на вопросы






Считают устно







Отвечают на вопросы:

1/4, каждый получит долю



Обсуждают и приходят к мнению, что тема «Доли».

В тетрадях записать число и классная работа


Личностные: готовность к обучению на основе мотивации

к познанию, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи и приводить примеры

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, ввыражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации



Регулятивные: Умение слушать, дополнять и уточнять, умение ориентироваться в ситуации

Познавательные: выделение существенной информации, обоснование и актуализация личного жизненного опыта

поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез,

выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов, подведение под понятие, выдвижение гипотез; их обоснование, сравнение, классификация.

Этап урока (название, время, цель)

2. Этап включения в систему знаний с проговариванием во внешней речи

Цель: Научить самостоятельно, видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации, научить понимать, что такое доля, научить их определять, правильно читать и записывать

1.Учитель ведёт беседу, задаёт вопросы.

2.Обращение к опыту учащихся, каждое мнение ребёнка выслушивается.


Предлагает вспомнить, где можно встретить задачи на нахождение долей?




Вопрос: Как в общении называется каждая полученная верёвка по отношению к нарезанной верёвке?





Учащимся предлагается задание
















Поставьте в листе для самооценки оценку себе за правильные ответы.



- Объяснить, когда образуются доли? (при делении целого).

Людям часто приходится делить целое на доли. А что мы понимаем под понятием доли?

Дать определение Доли.

Приведите примеры долей из повседневной жизни. Слышали ли вы когда-нибудь раньше слово Доля?

С чем ассоциировалось это слово? Использовали ли вы его в своей речи?



Задание. У меня и у вас в руках верёвка. Её длина 24 см. От верёвки надо отрезать 12 см. Но под рукой нет линейки. Как это сделать? (минута на обдумывание)


- Как назовем полученную часть?

От чего зависит название доли?










Учебник стр.159

Как называются доли, получаемые при делении целого на 3,5,6,8 равных частей?

На сколько равные части разделили целое, если в результате получились четвертые доли; седьмые доли; десятые доли; двенадцатые доли?

Какая доля меньше: вторая или третья, четвертая или третья, пятая или четвертая? Объясните, как вы рассуждали.

1.Ученики объясняют, что доли получаются при делении целого на равные части.

2.



3. Приводят примеры из повседневной жизни Учащиеся высказывают своё мнение.





Ученики, обдумывая ситуацию, приходят к выводу, что должны сложить верёвку пополам, тогда мы получим две верёвки по 12 см.


Отвечают на вопросы:

½

- Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части – название доли

“половина“, на три – “ треть“, на четыре – “ четверть“.




Отвечают на вопросы, делают выводы.

Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи и приводить примеры, формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования

Регулятивные: Умение слушать, дополнять и уточнять, умение ориентироваться в ситуации

Познавательные: выделение существенной информации, обоснование и актуализация личного жизненного опыта

Коммуникативные: Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, структурировать информацию по данной теме


Этап урока (название, время, цель

3. Закрепление изученного, повторение

Цель: организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации); установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; организовать  самопроверку учащимися своих решений по эталону

Предлагает закрепить полученные знания по теме «Доля».

















Поставьте в листе для самооценки оценку себе за правильное решение.

1.Прочитайте стихотворение, ответьте на вопрос


Сколько это: осьмушка хлеба?

Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,

Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки

Прижимают кусочек к губам.

Ничего не могло быть вкуснее

Тех единственных крохотных грамм.

2.Учебник стр.159 №606

3. Учебник стр.160 №608


4. Учебник стр.160 №610













В 1 кг=1000г., если 1000:125=8, значит «осьмушка» - это 1/8 кг







Выполняют задание с комментированием

Выполняют задание устно


Ученик выполняет задачу у доски с объяснением








Личностные:
- структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей, доказательство.

Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентировка на позицию партнёра, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться, приходить к общему решению, контроль действий партнёра, построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, использование речи для регуляции своего действия.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.

Познавательные:
- структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей, доказательство.

Этап урока (название, время, цель

4.Релаксирующая деятельность. Физкультминутка

Цель: смена видов деятельности для релаксации

Повторение по теме «Периметр многоугольника»,

развитие читательской и математической грамотности






Поставьте в листе для самооценки оценку себе за правильное решение.

5. Работа в парах

Третьеклассник Петя хочет составить

из этих трёх фигур многоугольник,

имеющий периметр 18 см.

Сторона клетки – 1 см

Нарисуйте на сетке многоугольник, который может получиться у Пети.

Длина клетки – 1 см


Выполняют задания в парах, используют понятие периметра многоугольника и свойства прямоугольника для ответа на поставленный вопрос

конструировают из данных прямоугольников фигуру, имеющую заданное свойство (значение периметра)






Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов

Познавательные:

Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, само коррекция, оценка своего действия)

Этап урока (название, время, цель)

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

Рефлексия учебной деятельности.

Домашнее задание

Предлагает продолжить предложение

“Сегодня на уроке

Я закрепил …

Я повторил …

Я научился …

Теперь я могу….

Было трудным…

Самым интересным заданием было….


2. Предлагает выбрать смайлик у доски, который больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке и своему настроению.

3. Сдайте листы самооценки

Запишите домашнее задание: п.8.1 повторить, № 610(б), 616., дополнительно № 619(по желанию).



Отвечают на вопросы



Записывают домашнее задание







Регулятивные: Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений

Познавательные: Осуществлять анализ результатов деятельности с выделением существенных признаков




Лист самоконтроля___________________________________________

Вид задания

Самооценка 1-5 баллов

Суммарный балл за задание

Устный счет



Домашнее задание



Устные ответы






Работа по учебнику №606



Работа по учебнику №608



Работа по учебнику №610



Работа в парах



Суммарный балл за работу