Предмет | Математика | Класс | 5 |
Тема урока | Доли. | Дата проведения | 24 января 2022 года |
Педагогические цели урока | 1.Создать условия для формирования представления о доли как о части целого. 2. Создание условий для развития мышления логики, познавательного интереса, способности к конструктивному творчеству 3. Создать условия для формирования способности учащихся к новому способу действия |
Задачи урока | 1.Ввести понятие доли как части целого, моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием обыкновенной дроби. Читать и записывать дроби. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям 2. Развивать умения сравнивать, делать выводы и развивать устную речь 3. Воспитывать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге |
Тип урока | комбинированный |
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться») | Научится: 1. Определять доли. Читать и записывать доли. 3.Работать с математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику. Получит возможность научиться: Самостоятельно выделять и формулировать учебную проблему, определять познавательную цель и уметь выполнять учебные действия в соответствии с целью. |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Определять доли. Читать и записывать доли. | Регулятивные: Самостоятельно выделять и формулировать учебную проблему, определять познавательную цель и уметь выполнять учебные действия в соответствии с целью; Познавательные: Давать определения понятиям. Осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям Коммуникативные: Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Формировать готовность к самообразованию на основе мотивации учебной деятельности и личностного смысла изучения математики, заинтересованность в приобретении математических знаний и способов действий |
Условия реализации урока |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование |
Оборудование | Учебник, карточки | Методическое пособие. Групповая (парная) работа, эвристическая беседа, работа с текстом учебника | |
Основные понятия | доли | | |
Форма проведения урока | Комбинированный урок (Эвристическая беседа, моделирование, работа с текстом учебника и рабочей тетрадью, групповая (парная) работа) |
Этап урока | 1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний(Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия учащихся. Цель: Настроить учащихся на работу в классе. На основе затруднений предлагается сформулировать цель и задачи её достижения. Подвести учащихся к открытию нового понятия |
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | УУД |
Настраивает учащихся на работу в классе через эмоциональный настрой. 2. Фронтально выполняется устный счет | Здравствуйте ребята. Вы уже выучили натуральные числа. Кто скажет какие числа называются натуральными? Какие арифметические действия выполняют с натуральными числами? Ребята, что вы можете сказать про последнее действие? Как разделить 1 на 4? Ставит перед учащимися проблему: Как вы думаете, над какой темой урока мы сегодня будем работать? Учитель предлагает учащимся записать тему урока и вместе с учащимися ставит цели учебной деятельности. Проверка домашнего задания (взаимопроверка) | Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание Отвечают на вопросы Считают устно Отвечают на вопросы: 1/4, каждый получит долю Обсуждают и приходят к мнению, что тема «Доли». В тетрадях записать число и классная работа | Личностные: готовность к обучению на основе мотивации к познанию, умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи и приводить примеры Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, ввыражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Регулятивные: Умение слушать, дополнять и уточнять, умение ориентироваться в ситуации Познавательные: выделение существенной информации, обоснование и актуализация личного жизненного опыта поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификация объектов, подведение под понятие, выдвижение гипотез; их обоснование, сравнение, классификация. |
Этап урока (название, время, цель) | 2. Этап включения в систему знаний с проговариванием во внешней речи Цель: Научить самостоятельно, видеть математическую задачу в реальной жизненной ситуации, научить понимать, что такое доля, научить их определять, правильно читать и записывать |
1.Учитель ведёт беседу, задаёт вопросы. 2.Обращение к опыту учащихся, каждое мнение ребёнка выслушивается. Предлагает вспомнить, где можно встретить задачи на нахождение долей? Вопрос: Как в общении называется каждая полученная верёвка по отношению к нарезанной верёвке? Учащимся предлагается задание Поставьте в листе для самооценки оценку себе за правильные ответы. | - Объяснить, когда образуются доли? (при делении целого). Людям часто приходится делить целое на доли. А что мы понимаем под понятием доли? Дать определение Доли. Приведите примеры долей из повседневной жизни. Слышали ли вы когда-нибудь раньше слово Доля? С чем ассоциировалось это слово? Использовали ли вы его в своей речи? Задание. У меня и у вас в руках верёвка. Её длина 24 см. От верёвки надо отрезать 12 см. Но под рукой нет линейки. Как это сделать? (минута на обдумывание) - Как назовем полученную часть? От чего зависит название доли? Учебник стр.159 Как называются доли, получаемые при делении целого на 3,5,6,8 равных частей? На сколько равные части разделили целое, если в результате получились четвертые доли; седьмые доли; десятые доли; двенадцатые доли? Какая доля меньше: вторая или третья, четвертая или третья, пятая или четвертая? Объясните, как вы рассуждали. | 1.Ученики объясняют, что доли получаются при делении целого на равные части. 2. 3. Приводят примеры из повседневной жизни Учащиеся высказывают своё мнение. Ученики, обдумывая ситуацию, приходят к выводу, что должны сложить верёвку пополам, тогда мы получим две верёвки по 12 см. Отвечают на вопросы: ½ - Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу. Разделили на две части – название доли “половина“, на три – “ треть“, на четыре – “ четверть“. Отвечают на вопросы, делают выводы. | Личностные: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи и приводить примеры, формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования Регулятивные: Умение слушать, дополнять и уточнять, умение ориентироваться в ситуации Познавательные: выделение существенной информации, обоснование и актуализация личного жизненного опыта Коммуникативные: Выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, структурировать информацию по данной теме |
Этап урока (название, время, цель | 3. Закрепление изученного, повторение Цель: организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на новый способ действий (применение знаний в новой ситуации); установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону |
Предлагает закрепить полученные знания по теме «Доля». Поставьте в листе для самооценки оценку себе за правильное решение. | 1.Прочитайте стихотворение, ответьте на вопрос Сколько это: осьмушка хлеба? Если в граммах, то 125. Только тот, кто на той войне не был, Вкуса хлеба не сможет понять. Вы представьте, как детские руки Прижимают кусочек к губам. Ничего не могло быть вкуснее Тех единственных крохотных грамм. 2.Учебник стр.159 №606 3. Учебник стр.160 №608 4. Учебник стр.160 №610 | В 1 кг=1000г., если 1000:125=8, значит «осьмушка» - это 1/8 кг Выполняют задание с комментированием Выполняют задание устно Ученик выполняет задачу у доски с объяснением | Личностные: - структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей, доказательство. Коммуникативные: - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентировка на позицию партнёра, стремление к координации различных позиций в сотрудничестве, умение договариваться, приходить к общему решению, контроль действий партнёра, построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет, использование речи для регуляции своего действия. Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия. Познавательные: - структурирование знаний, построение речевого высказывания в устной и письменной форме, установление причинно-следственных связей, доказательство. |
Этап урока (название, время, цель | 4.Релаксирующая деятельность. Физкультминутка Цель: смена видов деятельности для релаксации |
Повторение по теме «Периметр многоугольника», развитие читательской и математической грамотности Поставьте в листе для самооценки оценку себе за правильное решение. | 5. Работа в парах Третьеклассник Петя хочет составить из этих трёх фигур многоугольник, имеющий периметр 18 см. | Сторона клетки – 1 см Нарисуйте на сетке многоугольник, который может получиться у Пети. Длина клетки – 1 см | Выполняют задания в парах, используют понятие периметра многоугольника и свойства прямоугольника для ответа на поставленный вопрос конструировают из данных прямоугольников фигуру, имеющую заданное свойство (значение периметра) | Регулятивные: сравнивать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых коррективов Познавательные: Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, само коррекция, оценка своего действия) |
Этап урока (название, время, цель) | Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания |
Рефлексия учебной деятельности. Домашнее задание | Предлагает продолжить предложение “Сегодня на уроке Я закрепил … Я повторил … Я научился … Теперь я могу…. Было трудным… Самым интересным заданием было…. 2. Предлагает выбрать смайлик у доски, который больше всего подходит к качеству усвоения материала на уроке и своему настроению. 3. Сдайте листы самооценки Запишите домашнее задание: п.8.1 повторить, № 610(б), 616., дополнительно № 619(по желанию). | Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание | Регулятивные: Осознавать уровень и качество усвоения знаний и умений Познавательные: Осуществлять анализ результатов деятельности с выделением существенных признаков |