СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Просмотр содержимого документа
«урок 2016»

Урок в 5 классе по теме «Самостоятельные и служебные части речи».

Класс: 5 класс.

Предмет: русский язык.

Тема урока: Самостоятельные и служебные части речи.

Тип урока: урок построения системы знаний(урок общеметодологической направленности)

Технология построения урока: урок-диалог.

Формы работы: работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Цель учебного мероприятия:

показать алгоритм формирования ключевых компетентностей через учебно-образовательную компетентность, которая опирается на сформированность универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Цель урока: формирование предметной компетентности.

Задачи урока: 1.совершенствовать умения распознавать части речи; знать, на какие группы делятся, по каким признакам различаются самостоятельные и служебные части речи.

2.Формировать ключевые компетентности:

- регулятивные (целеполагание, планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция);

- познавательные (общеучебные, логические универсальные действия);

- коммуникативные(коммуникация как общение, как кооперация, как условие интериоризации).

Планируемые результаты: обучающиеся научатся распознавать части речи, отличать самостоятельные от служебных, работать в паре, группе, планировать работу, оценивать результат.

Цель урока: распознание частей речи, отличие самостоятельные от служебных. Знать, какие части речи относятся к самостоятельным, а какие к служебным. Уметь определять части речи.

Задачи:

1. закрепить знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению русского языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:  

1.  компьютер, проектор, презентация к уроку;

2. таблица для работы (доска);

3. задание для групповой работы;

4раздаточные листы с индивидуальным заданием;

5. тест для каждого учащегося.

ХОД УРОКА:



1 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Организационный момент .


Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу!
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы!
Тогда – за работу!
Удачи желаю я Вам!


2 Актуализация знаний, постановка учебной проблемы

Восемнадцатое февраля.

Классная работа.


Ребята, из чего состоит наша речь? (Из слов). Давайте прочитаем слова, которые распределены на 3 группы и подчеркнем орфограммы:

    1. Весна, солнце, цветы.

    2. Ждёшь, гуляешь, видишь.

    3. Тёплая, чудесная, прелестная.

- По какому принципу они распределены?

Учитель: Итак, одни слова обозначают предметы, другие – признаки предмета, третьи – действие предмета. Но все они объединяются в одну большую группу, которая называется «части речи».

Ребята, какие части речи вам ещё знакомы?

Учитель: Давайте ещё раз повторим, как мы узнаем к какой части речи относится слово? (Задаём вопрос, выясняем грамматическое значение слова).

3 Открытие новых знаний

- Послушайте внимательно сказку. О чём в ней идёт речь?

В одном волшебном королевстве жили—были необычные жители. Одни из них были очень важные. Это были Самостоятельные части речи, которые считали себя самыми главными, а другие жители королевства несли службу, помогали им. Это были Служебные части речи. Жили Части речи очень дружно. Служебные части речи верно служили Самостоятельным:

помогали словам в предложении принять нужную форму;

связывали слова в предложении и части предложения;

вносили в предложение дополнительный смысл.

А Самостоятельные части речи были им за это благодарны.


- Скажите, на какие группы делятся части речи?

Как вы назовете тему урока – Самостоятельные и служебные части речи. (Слайд 1) Запишите тему в тетради.

Попытаемся сформулировать цель нашего урока (уметь определять части речи, научиться отличать самостоятельные части речи от служебных).

Работа у доски.

Записать предложение.


В марте наступит тёплая и солнечная весна.


Над всеми словами надписать, на какой вопрос они отвечают, и определить часть речи, к которой относится каждое.

- Встретились ли в предложении слова, которые не отвечают на вопрос? (Союз и)

- Нам понятно значение этого слова отдельно от предложения?

- Определите его роль в предложении


Назовите, какие части речи относятся к самостоятельным? Что вы о них знаете?

Назовите, какие относятся к служебным? (Слайд 2)

Обращаемся к учебнику. Стр.208

Слайд 3 ( заготовка). Проверьте На какие две группы делятся части речи? (самостоятельные и служебные) Что вы о них знаете?

Самостоятельные- имя существительное, имя прилагательные, имя числительное, глагол, местоимение, наречие.

Служебные – предлоги, союзы, частицы

- Все ли части речи отображены на слайде? (нет междометия)

- Почему междометие не попало на слайд? (гипотезы ребят: особая часть речи, выражает чувства, отношения и пр.)

Работа в парах.

- А теперь, помогите частям речи правильно встать в колонну. Работаете в парах, заполняете таблицу.


Человек, любимый, ты, птица, добрый, пять, я, тик-так, смелый, улыбаться, семеро, дружно, три, его, бежать, весело, они, думать, мяу-мяу, тихо, вчера, от, над, до, а, но, и, ли, не, ни, Ой! Эх!


Самостоятельные части речи


Особая часть речи

Междометие и звукоподражательные слова



Служебные части речи

Имя существительное:



Имя прилагательное:



Имя числительное:



Глагол:



Наречие:



Местоимение:




Предлог:


Союз:


Частица:


Оценка работы в парах


Работа с учебником. Упр.583. (Устно)


Физкультминутка.

- А сейчас, ребята, отдохнём. Встали, вышли из- за парт.


Если слышим самостоят. части речи, то приседаем, а если служебные ,то хлопаем в ладоши: на, весна, долгожданная, без, по, началась, пришла, и, а, справа, стол, я.


4 Первичное закрепление нового знания

Работа с текстом.

1) За ночь наступила оттепель, с крыш свесились толстые острые сосульки. 2) Подул влажный и мягкий ветер. 3)Хлынули ручьи, а на речке взломало лёд.4) Распушилась верба, прилетели грачи и скворцы.5) Всюду лопались почки, из земли пробивалась свежая трава.6) Пахло росой, берёзовым соком.7) Весна- моё любимое время года.

Озаглавить текст, найти служебные части речи, для чего нужны, можно с ними составить предложение.

Вывод: из служебных частей речи нельзя составить предложение. Они употребляются только с самостоятельными частями речи.

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных? Назовите ваши предположения, версии.(Предположения, версии обучающихся).

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные? А служебные?

- Можно определить лексическое значение у самостоятельных? А у служебных?

- Теперь посмотрим на таблицу и проверим, правильно ли мы ответили на вопросы.


Самостоятельные части речи

Служебные части речи

1. Можно задать вопрос.


1. Нельзя задать вопрос.


2. Являются членами предложения.


2. Не являются членом предложения.


3. Имеют лексическое значение.

3. Не имеют лексического значения.




5 Этап самостоятельной работы с последующей самопроверкой по эталону

Тест (индивидуально каждым учащимся)

Ключ:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

2

1

3

2

1

2

1

4

2



Выставление оценок за тест: нет ошибок – «5» , 1-2 ошибки - «4», 3 -4 ошибки – «3»


6 Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока

Результаты урока.

Составление кластера «Самостоятельные и служебные части речи»

-На какие две группы можно разделить части речи?

- Можно задать вопрос к самостоятельным частям речи? А к служебным?

- Являются членами предложения самостоятельные части речи? А служебные?

- Можно определить лексическое и грамматическое значение у самостоятельных частей речи? А у служебных?




7 Обсуждение домашнего задания

По выбору:

  1. выполнить задание в учебнике

с. 208 упр. 585


2. Творческое задание(составить текст о весне, используя все части речи) 




Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!





Просмотр содержимого презентации
«Урок 2016 г. Аболмасова»

Самостоятельные и служебные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Части речи Самостоятельные Служебные Имя существительное Имя прилагательное Имя числительное Местоимение Глагол Наречие Предлог Союз Частица Междомети я

Части речи

Самостоятельные

Служебные

Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Местоимение

Глагол

Наречие

Предлог

Союз

Частица

Междомети я

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?   Самостоятельные части речи Служебные части речи  Имеют общее грамматическое значение Не имеют общее грамматическое значение Имеют морфологические признаки  Не имеют морфологические признаки Имеют синтаксические признаки Не имеют синтаксические признаки

Чем отличаются самостоятельные части речи от служебных?

Самостоятельные части речи

Служебные части речи

Имеют общее грамматическое значение

Не имеют общее грамматическое значение

Имеют морфологические признаки

Не имеют морфологические признаки

Имеют синтаксические признаки

Не имеют синтаксические признаки

Проверим тест № задания 1 Ответ 3 2 3 2 4 1 5 3 6 2 7 1 8 2 9 1 10 4 2

Проверим тест

задания

1

Ответ

3

2

3

2

4

1

5

3

6

2

7

1

8

2

9

1

10

4

2

Домашнее задание По выбору: 1. Выполнить задание в учебнике  с. 208 упр. 585 2. Творческое задание(составить текст о весне, используя все части речи) 

Домашнее задание

По выбору:

1. Выполнить задание в учебнике

с. 208 упр. 585

2. Творческое задание(составить текст о весне, используя все части речи) 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!