СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК в 5 классе Историзмы и архаизмы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ТЕМА: Историзмы и архаизмы.

Цель: дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте; способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке; воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Просмотр содержимого документа
«УРОК в 5 классе Историзмы и архаизмы»

УРОК в 5 классе

ТЕМА: Историзмы и архаизмы.

Цель: дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте; способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке; воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Задачи:

научить употреблять в речи данные лексемы,

находить в тексте, в справочных пособиях (словарях),

научить дифференцировать архаизмы/историзмы.


Ход Урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Присаживайтесь.

– Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.

– Всё потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить то, о чем мы изучали на прошлых уроках. Так как новые знания базируются на изученных знаниях.

2. Актуализация знаний

1. словарный состав языка


синонимы

2. разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова

диалектизмы

3. слова, которые употребляют все люди, независимо от местожительства и профессии

лексика

4. слова, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение

омонимы

5. слова, которые употребляют преимущественно жители одной местности

общеупотребительные

6. слова, противоположные по значению и написанию


антонимы

3. Введение в новую тему

- Обратимся к цитате на доске, как вы понимаете это высказывание?

«Живой язык изменчив, как изменчива сама жизнь». С.Я. Маршак

– Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях. Например, бить баклуши. А что такое бить баклуши? Какой у этого слова (баклуши) смысл?

- ответы детей

– Когда-то на Руси ели деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера. Работа эта считалась пустячной. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Слова в языке, как и люди, живут в нем, рождаются и умирают. Одни существуют столетиями и не собираются покидать свой дом, другие – исчезают со своей эпохой. Что вы можете сказать о словах «секира», «волость», «боярин», «холоп», «уста» - губы, «извозчик» - водитель.

- Как вы думаете, как мы определим тему нашего урока? (Ученики отвечают: устаревшие слова).

4. Решение проблемной задачи

- Ребята, скажите, а зачем нужно помнить о старых словах? (Учащиеся отвечают, что знать значения слов - значит, верно их употреблять в речи, быть грамотным человеком, и, наконец, это необходимо, т.к. в каждом слове отражается история народа, нашей страны).

- Хорошо, а чему мы должны научиться сегодня на уроке? Учащиеся называют задачи урока:

1. узнать, что такое устаревшие слова

уметь находить в тексте,

2. узнать значение устаревших слов,

3. различать виды устаревших слов,

4. верно употреблять устаревшие слова в речи.

-Ребята, давайте поработаем в парах. Возьмите карточки, которые лежат на Ваших партах и найдите новые и старые слова. При ответе постарайтесь объяснить значение каждого слова.

Хлад


Джинсы


Кафтан


Мультиварка


Выя


Принтер


Витязь


Плеер


Гусар


Кофеварка


Кокошник


Флешка


- Молодцы, думаю вам то задание не показалось сложным, попробуем теперь поработать с группой старых слов. Все эти слова можно разделить на историзмы и архаизмы.

- Посмотрите на доске слова, есть ли в нашей жизни место таким словам как алебарда, кокошник, стрельцы, стенать, брашна? Ребята отвечают, что нет.

- Мы можем подобрать синонимы к этим словам? Нет. Правильно, они обозначают предметы и явления, которые уже ушли из нашей жизни.

- Где мы можем их встретить? Для чего они нужны, какова их роль?

- В речи героев исторического фильма, книгах. Для создания картинки того времени, ушедшей эпохи.

Учитель закрепляет на доске карточку: ИСТОРИЗМЫ=СИНОНИМЫ. Вы согласны, ребята? Да, согласны. Записываем.

- Ребята, а архаизмы, по вашему мнению, как отличить от историзмов. Понаблюдайте за парами слов в следующей карточке и сделайте вывод.

Ветрило - ветер

Щеки-ланиты

Лапти-сапоги

Уста-губы

Отрок- мальчик- подросток

Правильно, они заменяются синонимами. Какая будет опорная схема? Пишем: АРХАИЗМЫ=СИНОНИМЫ. Для чего они необходимы? Правильно для колорита древности, изображения старины.

5. Закрепление

Задание: выписать из текста устаревшие слова, определить их тип и объяснить значение.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычной силой, он работал за четверых, дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…(Тургенев И.С. «Муму»).


Антресоль – в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками – историзм.

Барыня – человек из привилегированных классов – историзм.

Дворней – при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме – историзм.

Челядь – дворовые слуги помещика – историзм.

Вершок – 4,5 см. Герасим – 196 см – историзм.

Тягловый – государственная повинность крестьян в России XIX века – историзм.

Пахал – взрыхлять землю (при помощи сохи) – архаизм.

Соха – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли – историзм.

Дело спорилось – удавалось, протекала успешно – историзм.

При проверке учитель показывает (по возможности) репродукции картин для лучшего усвоения значений слов.

6. Рефлексия.


Напоследок, этап работы - составление синквейна о словах, с которыми мы сегодня познакомились:

Историзмы

Древние, русские

Описывают, выражают

Исчезнувшие явления и предметы из сегодняшней жизни

Колорит

Архаизмы

Древние, русские

Изображают, описывают

Явления, предметы прошлого, которые можно заменить синонимами

Поэтичность

7.  домашнее задание.

Упр. 763

Творч. Задание составить кроссворд, используя историзмы