СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

УРОК в 5 классе Историзмы и архаизмы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

ТЕМА: Историзмы и архаизмы.

Цель: дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте; способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке; воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«УРОК в 5 классе Историзмы и архаизмы»

УРОК в 5 классе

ТЕМА: Историзмы и архаизмы.

Цель: дать общее понятие об историзмах и архаизмах; научить разграничивать данные типы устаревших слов, находить и определять их роль в тексте; способствовать развитию представлений о причинах устаревания слов в русском языке; воспитать любовь к родному языку, истории и культуре русского народа.

Задачи:

научить употреблять в речи данные лексемы,

находить в тексте, в справочных пособиях (словарях),

научить дифференцировать архаизмы/историзмы.


Ход Урока

1. Организационный момент

– Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Присаживайтесь.

– Ребята, вы, наверное, удивились, почему я к вам так обратилась. Ведь в наше время давно уже никто так не называет мальчиков и девочек.

– Всё потому, что эти слова перестали употребляться в повседневной жизни людей, то есть устарели.

Прежде чем перейти к изучению новой темы, нам необходимо вспомнить то, о чем мы изучали на прошлых уроках. Так как новые знания базируются на изученных знаниях.

2. Актуализация знаний

1. словарный состав языка


синонимы

2. разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова

диалектизмы

3. слова, которые употребляют все люди, независимо от местожительства и профессии

лексика

4. слова, принадлежащие к одной и той же части речи, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение

омонимы

5. слова, которые употребляют преимущественно жители одной местности

общеупотребительные

6. слова, противоположные по значению и написанию


антонимы

3. Введение в новую тему

- Обратимся к цитате на доске, как вы понимаете это высказывание?

«Живой язык изменчив, как изменчива сама жизнь». С.Я. Маршак

– Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях. Например, бить баклуши. А что такое бить баклуши? Какой у этого слова (баклуши) смысл?

- ответы детей

– Когда-то на Руси ели деревянными ложками. Десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера. Работа эта считалась пустячной. Потому она и стала образцом не дела, а безделья.

Слова в языке, как и люди, живут в нем, рождаются и умирают. Одни существуют столетиями и не собираются покидать свой дом, другие – исчезают со своей эпохой. Что вы можете сказать о словах «секира», «волость», «боярин», «холоп», «уста» - губы, «извозчик» - водитель.

- Как вы думаете, как мы определим тему нашего урока? (Ученики отвечают: устаревшие слова).

4. Решение проблемной задачи

- Ребята, скажите, а зачем нужно помнить о старых словах? (Учащиеся отвечают, что знать значения слов - значит, верно их употреблять в речи, быть грамотным человеком, и, наконец, это необходимо, т.к. в каждом слове отражается история народа, нашей страны).

- Хорошо, а чему мы должны научиться сегодня на уроке? Учащиеся называют задачи урока:

1. узнать, что такое устаревшие слова

уметь находить в тексте,

2. узнать значение устаревших слов,

3. различать виды устаревших слов,

4. верно употреблять устаревшие слова в речи.

-Ребята, давайте поработаем в парах. Возьмите карточки, которые лежат на Ваших партах и найдите новые и старые слова. При ответе постарайтесь объяснить значение каждого слова.

Хлад


Джинсы


Кафтан


Мультиварка


Выя


Принтер


Витязь


Плеер


Гусар


Кофеварка


Кокошник


Флешка


- Молодцы, думаю вам то задание не показалось сложным, попробуем теперь поработать с группой старых слов. Все эти слова можно разделить на историзмы и архаизмы.

- Посмотрите на доске слова, есть ли в нашей жизни место таким словам как алебарда, кокошник, стрельцы, стенать, брашна? Ребята отвечают, что нет.

- Мы можем подобрать синонимы к этим словам? Нет. Правильно, они обозначают предметы и явления, которые уже ушли из нашей жизни.

- Где мы можем их встретить? Для чего они нужны, какова их роль?

- В речи героев исторического фильма, книгах. Для создания картинки того времени, ушедшей эпохи.

Учитель закрепляет на доске карточку: ИСТОРИЗМЫ=СИНОНИМЫ. Вы согласны, ребята? Да, согласны. Записываем.

- Ребята, а архаизмы, по вашему мнению, как отличить от историзмов. Понаблюдайте за парами слов в следующей карточке и сделайте вывод.

Ветрило - ветер

Щеки-ланиты

Лапти-сапоги

Уста-губы

Отрок- мальчик- подросток

Правильно, они заменяются синонимами. Какая будет опорная схема? Пишем: АРХАИЗМЫ=СИНОНИМЫ. Для чего они необходимы? Правильно для колорита древности, изображения старины.

5. Закрепление

Задание: выписать из текста устаревшие слова, определить их тип и объяснить значение.

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья её служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости.

Из числа всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычной силой, он работал за четверых, дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли…(Тургенев И.С. «Муму»).


Антресоль – в старинных дворянских домах верхний этаж с низкими потолками – историзм.

Барыня – человек из привилегированных классов – историзм.

Дворней – при крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме – историзм.

Челядь – дворовые слуги помещика – историзм.

Вершок – 4,5 см. Герасим – 196 см – историзм.

Тягловый – государственная повинность крестьян в России XIX века – историзм.

Пахал – взрыхлять землю (при помощи сохи) – архаизм.

Соха – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли – историзм.

Дело спорилось – удавалось, протекала успешно – историзм.

При проверке учитель показывает (по возможности) репродукции картин для лучшего усвоения значений слов.

6. Рефлексия.


Напоследок, этап работы - составление синквейна о словах, с которыми мы сегодня познакомились:

Историзмы

Древние, русские

Описывают, выражают

Исчезнувшие явления и предметы из сегодняшней жизни

Колорит

Архаизмы

Древние, русские

Изображают, описывают

Явления, предметы прошлого, которые можно заменить синонимами

Поэтичность

7.  домашнее задание.

Упр. 763

Творч. Задание составить кроссворд, используя историзмы



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!