СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 5 классе "Семья - ячейка общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан для учащихся 5 класса, изучающих предмет "Обществознание" по УМК.Л.Н.Боголюбова. 

Просмотр содержимого документа
«Урок в 5 классе "Семья - ячейка общества"»

Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Таптанайская СОШ» Доржиевой Л.В.

Разработка урока обществознания в 5 классе на тему:

СЕМЬЯ – ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА

Цель: сформировать представление о семье как частице общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

  1. Изучение нового материала.

Игра «Мой дом».

- С чего мы начинаем строить дом, как вы считаете?

- Что нам надо для строительства, кроме кирпича, цемента, бетона?

- Кто будет жить в доме? (Будет жить новая семья.)

- А что такое семья?

- Что нужно, чтобы семья была счастлива?

Задание 1: запишите слова-ассоциации к слову «семья».

Задание 2: подберите пословицы и поговорки, в которых говорится о

семье.

Терминологическая работа.

Семья – это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.

Брак – это союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи.

- Почему говорят, что все начинается с семьи? Что дает семья?

В семье ребенок получает первые навыки, приобретает манеры поведения, усваивает многие правила вежливости. Здесь начинают формироваться его вкусы, с помощью родителей ребенок приобретает первые знания о мире, наблюдая за поведением родителей, он делает выводы о хорошем и плохом, получая первые уроки морали.

Именно дети являются свидетельством успехов и огрехов в семейном воспитании.

Задание 3: напишите синквейн со словом «семья».

Существительное (семья)

прилагательное прилагательное

глагол глагол глагол

фаза из четырех слов

существительное (вывод)

- Расскажите о случаях, когда общение с членами своей семьи доставило вам наибольшую радость.

- Какие полезные для жизни умения вы приобрели в семье?

- Приведите примеры благоприятного и отрицательного влияния семьи на воспитание детей.

Задание 4: нарисуйте гениалогическое древо своей семьи. Расскажите об истории своей семьи.

- Что вы знаете о своей семье? Кто ваши мама, папа, бабушка, дедушка?

- Чем вы гордитесь?

- На кого хотите быть похожи?

- В честь кого вас назвали?

Задание 5: прочитайте стихотворение. Каково ваше впечатление от прочитанного? Почему автор говорит, что «дом, заставленный добром, - еще не дом»? А что нужно для дома? Напишите свой список ценностей.

Дом

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота,

И стала комната бездонна и пуста.

И среди этой мирозданной пустоты

Весь мир мой – ты, и дом мой – ты…

А дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Л. Суслова

Задание 6: Существует немало пословиц и поговорок о семье. Восстановите смысл пословиц и поговорок, в которых намеренно употреблены противоположные по значению слова. Наиболее понравившуюся пословицу или поговорку изобразите на рисунке.

  1. Поодиночке свободно, но вместе весело. – Вместе тесно, а врозь скучно.

  2. В гостях потолок мешает. – Дома и стены помогают.

  3. Жена без мужа – два ангела. – Муж и жена – одна сатана.

  4. Без ненавистного ад у землянки. – С милым и рай в шалаше.

Задание 7. Обсудим вместе.

Прочитайте отрывок из книги В. Белова «Лад» на с. 28 учебника. Обсудите в группах, как были распределены обязанности, сравните с современными семьями.

Учитель. Перейти к рассмотрению вопроса о случаях, когда семья не выполняет свои обязанности, нам поможет конкурс рисунков «Мои права и обязанности в семье».

Обратите внимание, что Российское государство, исходя из большого значения семьи для жизни общества, определяет ряд правовых норм и принципов, ориентированных на упорядочение семейных отношений. Правом предусмотрен постоянный контроль государства за воспитанием детей в семье. В правовом регулировании семейных отношений большое место занимает нормы, ориентированные на защиту прав матери и ребенка.

Конституция РФ является основополагающим документом для норм семейного права. Кроме положений, распространяющихся на членов семьи как граждан России, в Конституции РФ содержатся нормы, определяющие обязанности государства по отношению к семье, а также права и обязанности членов семьи в отношении друг друга.

Главным источником семейного права является Семейный кодекс.

Учитель знакомит учащихся с основными правами детей, закрепленными в Семейном кодексе.

- Когда наступает брачный возраст, согласно российскому законодательству? (Брачный возраст наступает с18 лет в России.)

Задание 8. Рассмотрите репродукцию на с. 26 «Неравный брак» В. В. Пукирева. Ответьте на вопросы к картине.

- Какие бывают семьи? Из кого они состоят?

Учащиеся отвечают самостоятельно, а учитель вводит понятия двухпоколенные, трехпоколенные семьи.

II. Закрепление.

- Ответьте на вопросы на с.28 «Проверь в себя».

Домашнее задание: § 3. Кондитерская фабрика решила выпустить новый сорт шоколадных конфет «Счастливая семья». Нарисуйте фантик для этих конфет.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!