Из опыта работы учителя истории и обществознания МБОУ «Таптанайская СОШ» Доржиевой Л.В.
Разработка урока обществознания в 5 классе на тему:
СЕМЬЯ – ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА
Цель: сформировать представление о семье как частице общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока.
Изучение нового материала.
Игра «Мой дом».
- С чего мы начинаем строить дом, как вы считаете?
- Что нам надо для строительства, кроме кирпича, цемента, бетона?
- Кто будет жить в доме? (Будет жить новая семья.)
- А что такое семья?
- Что нужно, чтобы семья была счастлива?
Задание 1: запишите слова-ассоциации к слову «семья».
Задание 2: подберите пословицы и поговорки, в которых говорится о
семье.
Терминологическая работа.
Семья – это круг лиц, объединенных супружескими отношениями, близким кровным родством либо родством в результате усыновления (удочерения).
Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак.
Брак – это союз мужчины и женщины, направленный на создание семьи.
- Почему говорят, что все начинается с семьи? Что дает семья?
В семье ребенок получает первые навыки, приобретает манеры поведения, усваивает многие правила вежливости. Здесь начинают формироваться его вкусы, с помощью родителей ребенок приобретает первые знания о мире, наблюдая за поведением родителей, он делает выводы о хорошем и плохом, получая первые уроки морали.
Именно дети являются свидетельством успехов и огрехов в семейном воспитании.
Задание 3: напишите синквейн со словом «семья».
Существительное (семья)
прилагательное прилагательное
глагол глагол глагол
фаза из четырех слов
существительное (вывод)
- Расскажите о случаях, когда общение с членами своей семьи доставило вам наибольшую радость.
- Какие полезные для жизни умения вы приобрели в семье?
- Приведите примеры благоприятного и отрицательного влияния семьи на воспитание детей.
Задание 4: нарисуйте гениалогическое древо своей семьи. Расскажите об истории своей семьи.
- Что вы знаете о своей семье? Кто ваши мама, папа, бабушка, дедушка?
- Чем вы гордитесь?
- На кого хотите быть похожи?
- В честь кого вас назвали?
Задание 5: прочитайте стихотворение. Каково ваше впечатление от прочитанного? Почему автор говорит, что «дом, заставленный добром, - еще не дом»? А что нужно для дома? Напишите свой список ценностей.
Дом
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже с люстрой над столом – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
И даже с чайника баском – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом, твоим теплом.
Все вещи тихо растворила темнота,
И стала комната бездонна и пуста.
И среди этой мирозданной пустоты
Весь мир мой – ты, и дом мой – ты…
А дом, заставленный добром, - еще не дом.
И даже с люстрой над столом – еще не дом.
И на окне с живым цветком – еще не дом.
И даже с чайника баском – еще не дом.
Л. Суслова
Задание 6: Существует немало пословиц и поговорок о семье. Восстановите смысл пословиц и поговорок, в которых намеренно употреблены противоположные по значению слова. Наиболее понравившуюся пословицу или поговорку изобразите на рисунке.
Поодиночке свободно, но вместе весело. – Вместе тесно, а врозь скучно.
В гостях потолок мешает. – Дома и стены помогают.
Жена без мужа – два ангела. – Муж и жена – одна сатана.
Без ненавистного ад у землянки. – С милым и рай в шалаше.
Задание 7. Обсудим вместе.
Прочитайте отрывок из книги В. Белова «Лад» на с. 28 учебника. Обсудите в группах, как были распределены обязанности, сравните с современными семьями.
Учитель. Перейти к рассмотрению вопроса о случаях, когда семья не выполняет свои обязанности, нам поможет конкурс рисунков «Мои права и обязанности в семье».
Обратите внимание, что Российское государство, исходя из большого значения семьи для жизни общества, определяет ряд правовых норм и принципов, ориентированных на упорядочение семейных отношений. Правом предусмотрен постоянный контроль государства за воспитанием детей в семье. В правовом регулировании семейных отношений большое место занимает нормы, ориентированные на защиту прав матери и ребенка.
Конституция РФ является основополагающим документом для норм семейного права. Кроме положений, распространяющихся на членов семьи как граждан России, в Конституции РФ содержатся нормы, определяющие обязанности государства по отношению к семье, а также права и обязанности членов семьи в отношении друг друга.
Главным источником семейного права является Семейный кодекс.
Учитель знакомит учащихся с основными правами детей, закрепленными в Семейном кодексе.
- Когда наступает брачный возраст, согласно российскому законодательству? (Брачный возраст наступает с18 лет в России.)
Задание 8. Рассмотрите репродукцию на с. 26 «Неравный брак» В. В. Пукирева. Ответьте на вопросы к картине.
- Какие бывают семьи? Из кого они состоят?
Учащиеся отвечают самостоятельно, а учитель вводит понятия двухпоколенные, трехпоколенные семьи.
II. Закрепление.
- Ответьте на вопросы на с.28 «Проверь в себя».
Домашнее задание: § 3. Кондитерская фабрика решила выпустить новый сорт шоколадных конфет «Счастливая семья». Нарисуйте фантик для этих конфет.