1 | Мотивационный этап | Учитель приветствует учеников. Учитель: Здравствуйте, ребята, сегодня вас ждет увлекательный урок. Желаю вам удачи! Учитель: Хотелось бы урок начать со следующих слов Если хочешь строить мост, Наблюдать движенье звезд, Управлять машиной в поле Иль вести машину в высь, Хорошо работай в школе Добросовестно учись! (С.Маршак) Учитель: Ребята, давайте представим, что мы находимся с вами не в нашей родной школе, а совершенно в другом месте. А в каком, вы сейчас попробуете угадать, посмотрев небольшой видеоролик. (включается видеоролик о гидрометцентре) Учитель: Как вы думаете, где мы с вами оказались? Учитель: Правильно, ребята. Предлагаю сегодня вам побыть в роли синоптиков, а наш урок мы с вами назовем «Математики синоптикам» | Ученики приветствуют учителя. Ученики внимательно смотрят видео и пытаются узнать место, о котором оно снято. Ученики: В гидрометцентре, там, где дают нам прогноз погоды. |
2 | Актуализация знаний | Учитель: Предлагаю вам выполнить первое задание. На парте у вас имеются небольшие карточки с математическими понятиями. Также они у меня повторяются на слайде. Ваша задача совместно с соседом по парте разделить эти понятия на 2 группы. По какому принципу вы их будете разделять, решите сами. Карточки 1 группа: - координатный луч - натуральные числа - дроби - координаты точек 2 группа: - положительные числа - отрицательные числа - координатная прямая Учитель: По какому принципу разделили эти понятия? Можно ли как-то по другому? Учитель: Давайте проговорим определения тех понятий, которые вы уже знаете. | Ученики, работая в паре, разделяют карточки с математическими понятиями на 2 группы. Один и учеников отвечает, что разделил понятие на те, которые они уже знает и те, которые им пока не известны. Ученики называют определений известных им понятий. |
3 | Целеполагание | Учитель: Ребята, вы столкнулись с неизвестными вам понятиями. Хочу теперь обратить ваше внимание на следующий лист, который имеется у вас на парте. Попробуйте закончить предложения, поставив свои цели на наш урок. Я хочу узнать о …. Я хочу научиться записывать…. Я хочу узнать, где применяются…. Я хочу научиться отмечать на…. Учитель: Ну что ж ребята, обобщу все ваши мысли. Цель нашего урока – открыть множество отрицательных и положительных чисел, научиться определять их место на координатной прямой, научиться называть координаты точек и строить точки по заданным координатам. | Ученики ставят свои цеди на урок с помощью шаблона с начетами предложениями. |
4 | Изучение нового материала | Учитель достает большой наглядный самодельный термометр. Учитель: Уважаемые синоптики, обратите внимание, что находится у меня в руках. Учитель: Что мы измеряем с помощью его? Учитель: Давайте внимательно посмотрим на этот прибор и проанализируем его. Что у него имеется? Учитель: Что рядом со школой находится? Учитель: Как расположены эти числа? Учитель: Хорошо, ребята. Вы ведь у нас синоптики-математики, давайте мы с вами этот термометр представим в виде некоторой математической модели. Посмотрите снова на наш термометр, вы умеете определять температуру. Вспомним, потренируемся! Учитель двигает ленту на термометре, задавая новые значения температуры. Учитель: Те числа, которые находятся выше нуля, они с каким знаком показывают температуру? Учитель: Те числа, которые находятся ниже нуля, с каким знаком показывают температуру? Учитель: Посмотрите, выше 0 числа показывают теплую температуру, а ниже – холодную. Так вот, числа выше 0 называются положительные, а ниже – отрицательные. Учитель заранее дает одному из учеников подготовить маленькую историческую справку. Далее учитель предлагает выполнить задание на слайде, определив из списка положительные и отрицательные числа. Учитель: Посмотрим еще раз на нашу модель, как мы можем ее назвать? Учитель: Что для нее особенное здесь наблюдаете? Учитель: Попробуйте сформулировать определение, какую прямую называют в математике координатной? Учитель: Верно ребята, почему же прямая называется координатной. Если я поставлю точку А на деление с числом 2 и точку В на делении с числом -3. Чем для этих точек будут являться числа 2 и -3? Учитель: Где находятся положительные числа? Учитель: Где находятся отрицательные числа? Учитель: А если я переверну эту прямую в горизонтальное положение? Далее речь о числе 0 Учитель: А к то ты? Учитель: Ребята, а про число 0 то мы и забыли сказать. Как вы думает он отрицательный или положительный? | Ученики: термометр, градусник. Ученики: Температуру воздуха, температуру воды, температуру тела и тд. Ученики: У этого прибора есть шкала, деления для замера температуры Ученики: Рядом со шкалой есть числа, обозначающие температуру. Ученики: По середине 0, вверх и вниз располагаются числа, отсчет идет от 0 в обе стороны. Ученики называют температуру, работа фронтальная. Ученики: с «+» Ученики: с «-« Ученик с предварительным домашним заданием: В Древнем Китае положительные числа называли «чен» и изображали красным цветом. А отрицательные числа называли «фу» и обозначали их черным цветом. А в Древней Индии о существовании отрицательных числах знали уже в VII веке. Их называли «долг». А положительные трактовали как «имущество». Ученики: Модель можем назвать прямой. Ученики: У нее есть направление, деления и числа. Есть начало отсчета и отсчет ведется от 0 вверх и вниз. Числа находятся на равном рас стоянии друг от друга. Ученики: Прямую с выбранным на ней началом отсчета, единичным отрезком и направлением называют координатной прямой. Ученики: Числа 2 и -3 будут являться координатами точек А и В. Ученики: Выше 0 Ученики: Ниже 0 Ученики: Если прямая горизонтально, то положительные числа справа, а отрицательные - слева. В классе один и детей также получает задание заранее, рассказать про число 0. Ученик из класса: А про меня то вы забыли. Ученик: Я нолик! Ученики высказывают предположение о числе 0. Ученик-нолик читает стихотворение: Справа от меняя положительное звено Плюс 1, плюс 3, плюс 5, плюсов их не сосчитать. А слева отрицательные – недоброжелательные, Числа минус впереди, с ними лучше не шути. По середине никакой расположился важный 0. Без минусов, не идеальный, И как все нули – нейтрален. Вывод 0 – не положительное и не отрицательное число. |
7 | Самостоятельная работа | Учитель: Ребята, а теперь предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Вам даны погодные данные о температуре в конкретный день (1 вариант в месяце февраль, 2 вариант в марте). Ваша задача эти данные отметить на координатной прямой и обозначить их точками А, В, С, D, K, Т, Р. 1 вариант 1 февраля ( -4) А(-4) 5 февраля (15) В(15) 10 февраля (-2) С(-2) 15 февраля (-5) D(-5) 20 февраля (1,5) К(1,5) 25 февраля (0) Т(0) 28 февраля (-7) Р(-7) 2 вариант 1 марта ( -8) А(-8) 5 марта (1) В(1) 10 марта (-3) С(-3) 15 марта (-6) D(-6) 20 марта (-13) К(-13) 25 марта (-1) Т(-1) 31 марта (3,5) Р(3,5) | Ребята выполняют работу самостоятельно и проверяют ее друг у друга (взаимообмен в парах) |