6 класс
Тема: Мифы Древней Греции
Цели:
Дать представление о мифе, его природе.
Познакомить учащихся с мифами Древней Греции, приоткрыть глубину идей и красоту образов древней мифологии.
Развивать умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми
Воспитывать интерес к искусству, мировой литературе, истории.
Тип урока: урок-знакомство.
Работа с терминами: мифология, миф.
Оборудование: учебник, иллюстрации на доске, эпиграф урока.
Эпиграф: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны». Д. С. Лихачев.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Подготовка к усвоению новых знаний.
1. Создание проблемной ситуации.
Ученикам предлагается продолжить фразу:
Я считаю, что миф – это __________________________
Учитель слушает ответы учеников.
III. Усвоение новых знаний.
1. Слово учителя.
Идет 2017 год от Рождества Христова… Мы используем атомную энергию и летаем в космос, научились делать сложнейшие медицинские операции и играючи управляться с компьютером. В борьбе с природой человек вооружил себя наукой и техникой. Всевозможные машины и приборы позволяют нам понять происходящие в мире явления, влиять на них. Но каким прибором можно измерить глубину и силу чувств? Какой счетчик предупредит о нарастающей человеческой трагедии? Какой датчик подскажет, кому быть Шекспиром или Наполеоном?
По отношению к себе у человека есть великое средство познания – искусство и литература. Они не открывают абсолютных, непогрешимых истин, но именно они объясняют человеку, каков он есть и каким должен стать.
Литература и искусство зародились в далеком прошлом. Создавая сказания о богах и героях, человек делал первый шаг к самопознанию и первый шаг к творчеству.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по Древней Греции, познакомимся с богами Олимпа, приоткроем глубину идей и красоту образов древней мифологии.
(Учащиеся открывают рабочие тетради, записывают число и тему урока.)
2. Работа с эпиграфом.
Обратимся к эпиграфу нашего сегодняшнего урока: «Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны». Как вы понимаете эти слова?
3. Работа с учебником.
Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в вашу тетрадь.
В результате работы должна появиться следующая запись:
Миф (греч. mythos сказание, предание) – произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.
Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией. У каждого народа есть своя мифология, но мифы – произведения устного народного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены.
Какая мифология нам известна больше всего?
Мифы Древней Греции были записаны и систематизированы Гесиодом в поэме «Теогония» («родословная богов»), а также отражены в поэтических циклах сказаний о героях.
4. Составление кластера.
Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.
Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер.
Образец кластера
Какое произведение, отмеченное в кластере, представляет собой цикл мифов, состоящий из двенадцати сказаний, рассказывающих о приключениях сына Зевса и Алкмены?
Сегодня мы знакомимся с некоторыми мифами о подвигах Геракла подробнее. Прежде, чем перейти к изучению мифов, необходимо сказать, что Эллины поклонялись богам и героям.
Каких древнегреческих богов вы знаете?
1. ЗЕВС – верховный бог, бог грома и молнии.
2. ГЕРА – супруга Зевса, покровительница браков.
3. ПОСЕЙДОН – бог моря.
4. АИД – бог подземного царства.
5. АФРОДИТА – богиня любви.
6. АРТЕМИДА – богиня охоты.
7. ДЕМЕТРА – богиня плодородия.
8. АФИНА – богиня мудрости, покровительница городской жизни и мирного труда, защитница, воительница.
9. АПОЛЛОН – покровитель искусств.
10. АРЕС – бог войны и военного дела.
11. ГЕФЕСТ – бог огня и кузнечного ремесла.
12. ГЕРМЕС – покровитель торговли, ловкости.
Запишем в тетради:
1. Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.
2. Люди смертны, зависят от воли богов.
3. Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.
IV. Закрепление знаний.
- Что такое миф? (Произведения УНТ о богах и героях).
- Что узнаём о народе из мифов? (Как понимали мир, во что верили, о чём мечтали).
- Помогали ли мифы в жизни? Как?
- Какова роль мифов в нашей жизни? (Чудесные сказки о неисчерпаемых человеческих возможностях, источники для обогащения внутреннего мира и лексикона).
V. Обобщение и систематизация знаний.
Составление таблицы « Миф и сказка».
Работа может выполняться коллективно.
Вопросы, которые помогут учащимся выявить отличие мифа от сказки и определить общие черты:
В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы оттуда принести какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как эта страна называется в русских сказках?
Сказки какого типа больше всего похожи на мифы?
Образец заполнения таблицы:
| Миф | Сказка |
Сходства | Созданы фантазией народа | Созданы фантазией народа |
Передавались в устной форме | Передавались в устной форме |
Сюжет (Сюжет некоторых мифов похож на волшебные сказки) | Сюжет |
Различия | Люди верили в истинность мифа | Вымысел |
Объясняет устройство мира | Развлекает, поучает |
Место заколдованных стран определённо | Место действия названо неопределённо (Тридевятое царство) |
VI. Рефлексия.
Синквейн на темы: «Миф», «Подвиг» (на выбор). Работа выполняется индивидуально.
VII. Домашнее задание.
Прочитать миф «Яблоки Гесперид».
От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов или создать кроссворд по мифам о подвигах Геракла.