Тема. Соцветия.
Цель: познакомить с наиболее распространёнными типами соцветий, раскрыть их биологическую роль, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Тип урока: урок - объяснение.
Ход урока.
Ι. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Объяснение цели, задачи и плана урока.
ΙΙ. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос
- Из чего состоит околоцветник?
- Какое строение имеет венчик?
- Какие цветки называют обеполыми? Приведите примеры.
- Какие цветки называют раздельнополыми? Приведите примеры.
- Какие растения называют однодомными? Приведите пример.
- Какие растения называют двудомными? Приведите примеры.
- Из каких частей состоит пестик? Это мужская или женская часть цветка?
- Из каких частей состоит тычинка? Это мужская или женская часть цветка?
ΙΙΙ. Изучение нового материала.
Активизация познавательного интереса. Сегодня у нас необычный урок – я расскажу вам сказку, но не простую, а биологическую. В ней как в каждой сказке есть вымысел, но есть и правда. Ваша задача – понять “намек”.
Итак, слушайте: в некотором цветковом царстве, покрытосеменном государстве жили-были жители – цветы. Были среди них жители знатные – имели они крупные цветки, яркую окраску да сильный аромат. Часто к ним прилетали гости заморские, лакомиться угощением: сладким нектаром да вкусной пыльцой. Были в это царстве-государстве и другие жители – мелкие да неприметные. И красивы они были, и аромат у них был приятный а нектар вкусный да сладкий, но гости заморские к ним не хаживали, потому что не замечали их…Обидно было этим цветкам и вот решили они объединиться, может вместе они позаметней станут? Так и вышло! Да и нектар то у них иногда повкусней чем у крупных цветков будет! Вот так в этом славном государстве восторжествовала справедливость и наряду с крупными одиночными цветками появились соцветия.
А теперь давайте разберемся, что же в этой сказке за намек?
(Учитель задает вопросы, учащиеся отвечают)
- Что за царство-государство? (Царство растений.)
- Кто его жители? (Цветковые растения.)
- Кто гости заморские? (Насекомые.)
- Чем привлекали к себе насекомых крупные цветки? (Яркой окраской венчика, запахом, нектаром, пыльцой.)
- А каким образом мелкие цветки сумели привлечь к себе насекомых? (Они объединились, появились соцветия.)
Соцветием - группы цветков, расположенных близко один к другому в определенном порядке.
Основная функция соцветий – служит для привлечения насекомых – опылителей.
Биологическая роль соцветий.
1) Способствуют большей вероятности опыления насекомыми и ветром;
2) Соцветия делают цветки более заметными, нежели одиночные цветки среди листвы;
3) Обеспечивают рассеивание пыльцы.
У разных растений свои правила расположения цветков. Поэтому существуют разные соцветия.
Простые соцветия К
исть. От общего цветоносного стебля отходят друг за другом отдельные цветки. Представители: черемуха, капуста, ландыш, колокольчик, сурепка.
Колос. Похож на кисть, так как от стебля также отходя цветки друг за другом. Однако в отличие от кисти у цветков нет цветоножек.
Представители: подорожник, ослинник.
Початок. Похож на колос. Однако цветочных стебель, от которого отходят цветки, утолщен. Таким образом ось соцветия получается достаточно мясистой.
Представители: кукуруза, аир.
Щиток. Как и у кисти от общего стебля отходят отдельные цветки на цветоножках. Но в отличие от кисти у щитка нижние цветоножки более длинные, чем верхние. В результате все цветки вверху находятся на одном уровне. Представители: груша, боярышник.
Зонтик. Цветки располагаются приблизительно на одном уровне, как и у щетка. Хотя обычно более куполообразно. Однако в отличие от щитка цветоножки цветков растут из одной точки на цветоносном стебле. Представители: вишня, яблоня, первоцвет, чистотел.
Корзинка. У данного типа соцветия цветоносный стебель укорочен и утолщен. Если смотреть сверху, то имеет круглую форму. Цветки мелки, сидят рядом друг с другом. С внешней стороны соцветие окружено зелеными листочками, которые выполняют защитную функцию. Представители: подсолнечник, василек, одуванчик, астра.
Головка. Головка похожа на корзинку, но отличается от нее более круглым и утолщенным стеблем, на котором растут мелкие цветки. Также у головки нет защитных зеленых листьев по краю. Представители: клевер, люцерна.
Сложные соцветия
Метелка. Такой тип соцветия представляет собой сложную кисть, то есть состоит из простых соцветий-кистей. От основного цветоносного стебля отходят друг за другом, как на кисти, стебельки второго порядка. А каждый такой стебелек сам представляет кисть, но уже простую. Представители: мятлик, овес, сирень.
Сложный колос. От главного цветоносного стебля отходят несколько колосков. Представители: пшеница, рожь, ячмень.
Сложный щиток. От главного цветоносного стебля отходят стебельки как у щитка. От каждого такого стебелька растут уже свои цветоножки с цветками, формируя щиток, иногда корзинку. Представители: рябина, калина.
Сложный зонтик. От основного цветоносного стебля в виде зонтика отходят стебельки второго порядка. На каждом таком стебельке в форме обычного зонтика сидят цветоножки с цветками. Представители: укроп, петрушка, морковь.
IV. Закрепление пройденного материала.
Картинки с соцветиями, учащиеся поочереди отвечают какое соцветие на картинке.
На доске написаны термины, спрашивать определение каждого термина.
VI. Рефлексия.
Цветы и соцветия чувствительны к изменениям природных условий, особенно к длине светового дня, эту особенность можно использовать при создании, например солнечных часов.
В 20-х годах XVIII века в городе Упсала, были «пущены в ход» цветочные часы. В создании их помогло учение знаменитого шведского ботаника Карла Линнея, который всю жизнь посвятил систематизации растений. Много лет наблюдал за растениями и обратил внимание на то, что растения можно сгруппировать по особому признаку – времени раскрытия и закрытия цветков. Долго следил Линней за растениями, устанавливая сроки «пробуждения» и «засыпания».
И вот однажды в его саду появилась необыкновенная клумба. На ней росли самые разнообразные растения, ни по родственным признакам не подходящие друг другу, ни по внешним. Линней посадил такие растения, которые закрывались и открывались в разное время. Причем поочередно и в строгой последовательности. У него на клумбе росли «часы». Полюбоваться на это чудо приходили и приезжали люди из дальних мест. А чуда-то, по сути дела, никакого не было. Просто Линней был терпеливым наблюдателем, и ему удалось составить таблицу раскрытия и закрытия цветов. А потом он подобрал цветы так, чтобы часы «шли» без перерыва.
Взглянув на такой цветник, Карл Линней мог сказать время любому прохожему с точностью до 30 минут. Но первооткрывателем был не он.
Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции. И в Древнем Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в разное время суток.
По таким «биологическим часам» можно определять время. Конечно, точность работы «биологических часов» определяется многими факторами. Время цветочные часы показывают только в ясный солнечный день, в дождливую же или пасмурную погоду цветы обычно не раскрываются вовсе или открываются в другое время.
Поэтому часы были несовершенны, зато у этих часов имелись и достоинства:
1. их не надо было заводить; 2. показывают и погоду (растения-барометры) и страны света (компасы).
С легкой руки К.Линнея такие клумбы-часы стали появляться во многих городах.
Дело в том, что у цветочных часов есть одно любопытное свойство: в разных местах они ходят по-разному. У Линнея цикорий раскрывался в 4-5 часов утра. А у нас он открывается в 6-7 утра. Разница на два часа. А разница в закрывании, почему то на 5-6 часов. У Линнея цикорий закрывался в 10 утра, а у нас в 3-4 часа дня. Таких несовпадений много.
Но где бы цветы не росли, в какое бы время ни открывались и ни закрывались – существует строгая очередность. Никогда, например, соцветия цикория не раскроются позже соцветия ястребинки зонтичной, а цветы мака позже бессмертника. Эта строгая очередность в цветочных часах имеет не меньшее значение, чем само раскрытие или закрытие цветка или соцветия.
Цветочные часы-клумбы, о которых мы рассказали, следует отличать от клумб встречающихся в некоторых садах и парках, сделанные в форме циферблата, они представляют только разновидность решений дизайнера и не учитывают ритмы растений.
VII. Домашнее задание. § 13, стр.52 - заполнить таблицу