“Мне приходиться делить своё время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важней, потому что политика существует только для данного
момента, а уравнения будут существовать вечно”. А.Энштейн
Тема урока : «Решение задач с помощью систем уравнений».
Цели урока: закрепить знания и умения решения систем уравнений;
научить детей решать задачи с помощью составления систем уравнений;
планируемые результаты:
- предметные:
осмысление ранее изученных понятий «выражение переменных из формул» и «способы решения систем уравнений различными способами», умения составлять уравнения по тексту задачи в разнообразных интерпретациях; применять правила выражения переменных; овладения навыкам составления и решения уравнений, систем для решения несложных задач.
- метапредметные:
1) умения самостоятельно выполнять творческую работу;
2) способность вступать в речевое общение, участие в диалоге;
3) формировать умения оценивать свои учебные достижения, своё эмоциональное состояние.
- личностные:
1) проявление воли и настойчивости для достижения конечных результатов;
2) умение выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично;
3) выработка уверенности во взаимоотношениях с людьми;
4) умения уверенно и легко выполнять математические операции.
5) формировать навыки самостоятельной работы и самооценки знаний.
Оборудование : комьютер, презентация, проектор, раздаточный материал.
Ход урока.
Сегодня заключительный урок по данной теме, давайте вспомним великих людей которые свою жизнь посвятили математике, в частности уравнениям.
Кто придумал первое уравнение сказать невозможно.
Кто первым для обозначения неизвестных стал применять буквы?
Подсказка 1. О нём один поэт сказал: “Посредством уравнений, теорем
он уйму разрешил проблем
и засуху предсказывал и ливни
поистине, его познания дивны”
Подсказка 2. Всё, что известно о нём, взято из надписи на его гробнице – надписи составленной в виде математической задачи.
Ответ: Диофант.
Франсуа Виет, Пьер Ферма огромный вклад внесли в теорию уравнений. С ними мы ближе познакомимся в старших классах.
Цитатой сегодняшнего урока я выбрала слова великого учёного физика А.Эйнштейна. Будучи ещё в первом классе А.Эйнштейн слышал разговоры о какой-то алгебре. Спросил дядю, на что тот ответил “Алгебра это арифметика для лентяев”. А эта алгебра даже политику отодвинула на второй план.
Устанавливить соответствия между началом и концом определений.
Определяют лишнее уравнение.
Повторение теоретического материала
Что такое система уравнений?
Что значит решить систему уравнений?
Что является решением системы линейных уравнений с двумя переменными?
Сколько решений имеет система двух линейных уравнений с двумя переменными?
Какие способы решения систем мы знаем?
5. Обобщение, систематизация знаний и способов действий.
Решить систему 3 способами( 1 ряд графически, 2 ряд подстановкой и 3 ряд способом сложения). Затем 3 учащихся решают на доске, а остальные осуществяют самопроверку.
у - х=2,
у+х=10; графически Ответ(4;6)
у - 2х=4,
7х - у =1; подстановкой Ответ(1;6)
7х+2у=1,
17х+6у=-9; сложения Ответ(3;-10)
Дидактическую игра: найди ошибку.
Как определить сколько решений имеет система уравнений
без построения графиков?
Физминутка
7.Решение задач.
1.Основание равнобедренного треугольника на 5 см больше его боковой стороны. Найдите стороны треугольника, если известно, что его периметр равен 50 см.
;
15см – боковая сторона треугольника, 20 см – его основание.
Ответ: 15см, 15см и 20 см.
Решение задач из учебника
№1111
4х+4у=38
4х-4у=2
8х=40
х=5
у=4,5
Ответ: 5 км/ч скорость первого и 4,5 км/ч скорость второго туриста
Резерв
Дифференцированная самостоятельная работа (решить одну из 2-х предложенных задач,1 на 4б,2 на 5 б))
1 вариан №1. В 5 пакетов и 4 коробки расфасовали 1650 г печенья. В каждую коробку уместилось на 75 г печенья больше, чем в пакет. Сколько граммов печенья расфасовали в коробки? №2. Даны два числа. Если к первому прибавить половину второго, то получится 65, а если из второго вычесть третью часть первого, то получится первое число. Най-дите эти числа. | 2 вариант №1. Туристическая группа ехала 2 ч на электричке и шла 3 ч пешком, преодолев в общей сложности путь в 165 км. Скорость электрички была на 70 км/ч больше скорости движения пешком. Какое расстояние группа прошла пешком? №2. Если из первого числа вычесть четверть второго числа, получится 129, а если увеличить второе число в 5 раз и отнять от него половину первого числа, то по-лучится первое число. Найдите эти числа. |
Рефлексия
Подведение итогов урока
Домашнее задание.
№1108 решить
Дополнительно
Придумать или найти необычную задачу, которая решается с помощью системы уравнений, решить её и оформить все на альбомном листе.