СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 7 классе. Вступление к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 7 классе. Вступление к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник". Презентация в другом файле

Просмотр содержимого документа
«Урок в 7 классе. Вступление к поэме А. С. Пушкина "Медный всадник"»

Тема: «Медный всадник»

Цели урока: 1)продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;

2) прочитать, понять вступление и подготовить его выразительное чтение.

3) Подвести детей к осмыслению содержания и к осознанию своего ощущения неторопливого, величественного повествования.

4) совершенствовать навыки анализа художественного произведения,

5) показать державность, государственность образов Петербурга и Петра I;

6) воспитывать патриотизм.

Оборудование:

  • презентация PowerPoint иллюстрации с изображением С.–Петербурга XIX века;

  • фотографии с видами С.–Петербурга;

  • портреты Петра I;

  • портрет А.С. Пушкина

«Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия
»
А. С. Пушкин



Ход урока

І. Наизусть «Полтавский бой»

ІІ. Звучат слова о А.С. Пушкине:

  • «Наша память хранит с малолетства весёлое имя Пушкин» (А.Блок),

  • «Это солнце русской поэзии» (А.Одоевский),

  • «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа. Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет». (Н.В. Гоголь)

Прозвучали слова, ещё раз подтвердившие гениальность, великий талант А. С. Пушкина.

А мы ещё раз убедимся в этом, познакомившись с вступлением к поэме «Медный всадник» (Слайд 25) (Тема урока)

ІІІ. Какие ассоциации вызывает словосочетание «медный всадник»? Кто бывал в Петербурге? Кто видел памятник «Медный всадник»? (Слайд 4)

Памятник Петру Великому работы Этьена Мориса Фальконе, установленный на Сенатской площади в Петербурге. Памятник этот получил это неофициальное название после публикации петербургской повести А. С. Пушкина «Медный всадник».

Потомки поставили Петру I памятник, но Пётр I сам воздвиг себе памятник – город Санкт-Петербург.

Что вы знаете об основании города Санкт-Петербурга Петром I? (Слайд 27 - 28)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Русские люди отличались высокой духовностью, и закладка первой церкви Петербурга в честь святых апостолов Петра и Павла 23 июня того же года неутомимым Петром I тому подтверждение (апостол Пётр – небесный покровитель Петра I). Слайд 28

Закладка храма происходила при пушечном салюте с кораблей Балтийского флота. По преданию, Пётр сам определил место для будущего храма, положил в центре крепости сложенные куски дерна и сказал: «Здесь быть городу». В основание был положен золотой ковчег с мощами святого апостола Андрея Первозванного.

Первая церковь была деревянной, как и множество других в России.

Собор Петра и Павла в Петропавловской крепости был заложен 8 июня 1712 года. Первый камень в основание собора положил Пётр I, второй – императрица Екатерина, а затем поочередно камни клали все высшие сановники.

В 1731 году собор приобрел статус кафедрального храма и стал  усыпальницей дома Романовых. Здесь похоронены русские цари, начиная с Петра I до Николая II.

Петропавловская крепость с её каменными стенами и золочёным шпилем соборной колокольни представлялась одновременно величественной и грозной. Шпиль собора был виден из любой части города.

В полдень холостым выстрелом пушка отмечает время. И пушечный дым, поднимаясь над крепостью, напоминает жителям о том, что Петербург – военная столица, и крепость готова их защищать от врага.

(Слайд 29) Петропавловская крепость.

Такова история. Обратим внимание, что как любое великое дело на Руси строительство С.-Петербурга имело и духовные основы. (Духовность – стремление к красоте, чистоте помыслов, праведности, связь с религией, церковью)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Повесть «Медный всадник» написана в октябре 1833 года в Болдине.

Фигура Петра вызывала пристальное внимание Пушкина. Потомки поставили памятник Петру. Но Пётр и сам поставил себе памятник: этот памятник – Санкт-Петербург.

Поэма «Медный всадник» завершает в творчестве А. С. Пушкина тему Петра I. Величественный облик царя-преобразователя рисуется в первых же, одически торжественных, строках поэмы:
На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих поли,
И вдаль глядел.



ІІІ. Учитель читает вступление.

ІV. Анализ отрывка.

  1. Каковы ваши впечатления от этого произведения?

  2. Мы видим, как расположен текст. На какие части он разделён?

  1. «На берегу пустынных волн…»;

  2. «Прошло сто лет, и юный град…»;

  3. «Люблю тебя, Петра творенье…».

  1. Вдумаемся, что послужило причиной такого деления. Для этого перечитаем последовательно каждую часть.



1) «На берегу пустынных волн…» Учитель читает 1-ю часть. Какие впечатления и мысли возникли при чтении именно этой части? Наиболее важные высказывания фиксировать на доске и в тетради. Царь-преобразователь предстает перед нами в тот в момент, когда он принимает важнейшее для всей последующей российской истории решение: «Здесь будет город заложен...».

  • Стиль первой части эпический.

  • Что означают слова «Стоял он, дум великих полн…»?

  • Чухонцы – дореволюционное название эстонцев. А также карело-финское населения Петербурга. Монументальной фигуре царя автор противопоставляет образ суровой и дикой природы. Картина, па фоне которой предстает перед нами фигура царя, безотрадна (одинокий челн, мшистые и топкие берега, убогие избы «чухонцев»). Перед взором Петра широко раскинувшаяся, несущаяся вдаль река; вокруг лес, «неведомый лучам в тумане спрятанного солнца».

Что означает фраза: «Отсель грозить мы будем шведу. / Здесь будет город заложён / Назло надменному соседу»? Но взгляд правителя устремлен в будущее. Россия должна утвердиться на берегах Балтики это необходимо для процветания страны:
...Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе
.

пасынок – неродной сын (о ком-нибудь, обделённом чем-нибудь, испытывающем невзгоды, трудности)


  • Почему автор от имени Петра пишет: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно…»? - метафора

  • Что означают строки «Сюда по новым им волнам / Все флаги в гости будут к нам …»? Все флаги в гости будут к нам(метонимия – употребление части вместо целого флаг вместо корабля)
    Как понимаете данные строки? Корабли разных стран приплывут в город на Неве.

С какой целью А. С. Пушкин употребляет местоимение «мы»? А.С. Пушкин подчёркивает единство Петра со страной, с народом, устремление всех его замыслов на процветание России, государственную мудрость, патриотизм Петра.

  • Какой композиционный приём использует автор в этой части? (антитезу)

  • Выпишите эпитеты с определяемыми словами в 2 столбика. Какие картины нарисованы поэтом с помощью. Этих эпитетов?

Пустынных волн

Бедный чёлн

Мшистым, топким берегам

Убогого чухонца

Дум великих

Надменному соседу

Ногою твёрдой встать при море

Новым им волнам

- Прочитаем полностью весь текст 1-й части.

2) 2 часть: «Прошло сто лет». Чтение. Впечатления, ощущения учеников выясняем.

  • Часть написана в одическом стиле. Ужасающие картины строительства города и жизни рабочих остались за рамками поэмы, о них нам расскажут другие художники, Пушкина же восхищают творения рук человеческих. Город-красавец является вечным памятником своим создателям.

  • Вслед за поэтом мы любуемся построенным городом, принимая его как данность, существовавшую всегда.

    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся;
    В гранит оделася Нева;
    Мосты повисли над водами;
    Темно-зелеными садами
    Ее покрылись острова
    . (Слайды Петербурга)


  • (Отметим употребление славянизмов (особенности одического стиля):

  • юный град,

  • полнощных стран краса, вознёсся, (полуночных, т. е. северных)

  • из топи блат…)

  • вознёсся,

  • порфироносная вдова. Порфира – пурпурная мантия монаха.

  • Как понимаете фразу: «…И перед младшею столицей/ Померкла старая Москва…»?

  • Воплотились мечты Петра I. Петербург – чтение II части учащимися.

  • Найдите антитезу во 2-й части. Найдите примеры того, что было.

(«…из тьмы лесов, из топи блат», «неведомые воды»…)

  • Найдите строки во II части, рисующие образ Петербурга. Каков Петербург через сто лет?

1)… и юный град/ Полнощных стран краса и диво
Вознёсся пышно, горделиво
2) По оживлённым берегам
    Громады стройные теснятся
    Дворцов и башен; корабли
    Толпой со всех концов земли
    К богатым пристаням стремятся



  • Как антитеза проявляется в подборе лексики?

В 1-м четверостишии много церковно-славянских слов, во 2-м их нет

  • Сравните эпитеты 1 и 2 –го четверостиший и оставшиеся эпитеты этой части.

  • Найдите пример использования аллитерации

  • Как вы понимаете фразу: «…И перед младшею столицей / Померкла старая Москва…»?

  • Выразительное чтение 2-й одической части учениками, передавать торжественную поступь одического стиля.



3) «Люблю тебя, Петра творенье…» Читаем. Выясняем ощущения и впечатления.

  • В каком лице употреблён глагол люблю?

  • Кто выходит на 1-й план в 3-й части? Лирический герой.

  • Как лирический герой называет Петербург? (Петра творенье)

  • И в 1-й, и во 2-й части вступления мы выделили приём антитезы. Есть ли антитеза в 3 части? Как она проявляется? (слайд 33).

  • 1-е 5 строк – это день Петербурга, ясность, строгость, чёткость линий;

  • следующие строки – это белые ночи севера, задумчивость, призрачность, противоположная однозначности дня.

  • Сейчас уже невозможно представить Россию без ее жемчужины —

«северной Пальмиры”, возникшей на диких, топких берегах северной реки, доказавшей всему миру талантливость русского народа. А неотъемлемой частью самого Петербурга является памятник Петру Великому, основателю города. Медный всадник прекрасен.
(Слайды 49 – 67)

  • Антитезу можно выделить на уровне эпитетов и аллитераций.

Строгий, стройный вид

Державное теченье

Береговой её гранит

Оград узор чугунный

Задумчивых ночей

Прозрачный сумрак, блеск безлунный

Спящие громады пустынных улиц

Стиль 3-й части – лирический. При чтении передаём главный лирический настрой, который сочетается со строгостью Петербурга.

  1. Как вы думаете, можно ли было в эпоху Ломоносова использовать в одном произведении разные стили? Почему поэт в одном вступлении использует эпический, одический и лирический стили? Что этим достигается? Опишите образ города, который создал Пушкин во вступлении к «Медному всаднику». Смотрим Презентацию, виды города Петербурга.

  2. Рифмовка. Почему Пушкин не пользуется каким-то одним способом рифмовки, а комбинирует все возможные способы? Богатая рифма.

  3. Д. з. Наизусть вступление к поэме.

Место расположения памятника Петру I было выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, а также здание главного законодательного органа царской России – Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Однако Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 18 августа 1782 года. Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь Голицын.


***

На берегах Варяжских волн
Стоял глубокой думы полн
Великий Петр. Пред ним катилась
Уединенная


***

Однажды близ пустынных волн
Стоял задумавшись глубоко
Великий муж. Пред ним широко
Неслась пустынная Нева.


***

Однажды близ Балтийских волн
Стоял задумавшись глубоко
Великий царь. Пред ним широко
Текла пустынная Нева.


Однако отношение поэта к Петру было противоречивым. Если в «Стансах» Пушкин видит в деятельности царя образец государственного служения Отечеству, то позднее, в «Заметках по русской истории XVIII века», он указывает на жестокость этого монарха и па самодержавный характер власти в его царствование.
Это противоречие будет тревожить Пушкина во время его работы пал поэмой «Медный всадник». Петр-самодержец представлен не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворения бесчеловечной государственности. Даже в тех строках, где Пушкин как будто славит дело Петра уже слышна интонация тревоги:
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?


Иллюстр Тучи, как волосы, стали дыбом
Над дымной и бледной Невой.
                                                                   Кто ты? О,  кто ты? Кто бы ты ни был –
     Город –  вымысел твой.
Б.Пастернак  ация к

4г.

В поэме “Медный всадник” наряду с другими ярко звучит и тема прекрасного города, построенного неимоверными усилиями сотен тысяч строителей, гениально воплотивших великие помыслы.

...Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно.
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.


Поэт не может сдержать своего восхищения перед всем содеянным. Его голос звучит торжествующе-победными нотами, явно проступают патриотические настроения и желание стать вровень с теми, кто создал эту красоту.

Люблю тебя, Петра творенье.
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный...
И ясны спящие громады Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла...

Петербург немыслим без Невы, являющейся его составной частью, продолжением, дорогой к морю. Река разделяет город на части своим руслом, украшает северную столицу “державным” течением, но и пугает, держит в напряжении, когда “мечется, как больной, в своей постеле, беспокойной”.
Город, построенный на берегах могучей реки, любуется в ее воды, как в зеркало, отражаясь своими красотами.
Поэт восхищен не просто новой столицей, он поет славу стране, сумевшей отстоять свое право называться великой державой, а это было не так-то просто. Теперь многие трудности позади, и Пушкин уверен, что город, построенный в ознаменование побед, будет стоять вечно, как хранитель традиций и великой русской истории.

Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра!

Сейчас уже невозможно представить Россию без ее жемчужины— “северной Пальмиры”, возникшей на диких, топких берегах северной реки, доказавшей всему миру талантливость русского народа. А неотъемлемой частью самого Петербурга является памятник Петру Великому, основателю города. Медный всадник прекрасен.

Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы.

Поэма А. С. Пушкина “Медный всадник” стала вечным гимном городу-красавцу, отмеченному славными традициями. Здесь каждый дом, улица, площадь напоминают о недавней истории города. Скоро Петербургу минет двести лет, как это мало, если припомнить тысячелетнюю историю самой России, и очень много по событиям, произошедшим в нем.
И вслед за Пушкиным вновь и вновь с гордостью повторяю:

Красуйся град Петров и стой
Неколебимо, как Россия.
Да