СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в 8 классе "Вводные слова и предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наблюдение над ролью вводных слов. Теоретический материал содержит подробную информацию по теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок в 8 классе "Вводные слова и предложения"»

Вводные слова выражают отношение говорящего к сообщаемому.
Не путайте с членами предложения! К вводным словам нельзя задать вопрос.

ОБОСОБЛЯЮТСЯ

уверенность

конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, безусловно, действительно, естественно, правда, в самом деле и др.

неуверенность, предположение

кажется, может быть, вероятно, очевидно, возможно, пожалуй, по-видимому, надо полагать, я думаю, надеюсь, полагаю, верно, должно быть, если я не ошибаюсь и др.

различные чувства

к счастью, к удивлению, странное дело, нечего греха таить, к ужасу, к прискорбию, к общей радости и др.

источник сообщения

передают, говорят, слышно, как известно, по-моему, по сообщению …, на мой взгляд, по словам…, помнится  и др.

оформление мыслей

во-первых, значит, итак, следовательно, словом, наконец, точнее, короче говоря, лучше сказать, наоборот, например, между прочим, кстати, таким образом, с одной стороны и др.

ссылка на обычность

как всегда, по обычаю, по обыкновению, бывает, случается, бывало, как водится и др.

оценка меры сообщаемого

самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.

выражение экспрессии

по правде, кроме шуток, по совести, по справедливости, надо признаться, сказать по чести, между нами говоря и др.

привлечение внимания

пожалуйста, извините, послушайте, представьте себе, скажем, предположим, поверь, веришь ли и др.

ВНИМАНИЕ!
Внимание! Не являются вводными словами и не обособляются:

авось, будто бы, буквально, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все ж таки, все же, все-таки, даже, едва ли, именно, исключительно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, поистине, по предположению, по постановлению, по решению, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, просто, решительно, словно, только, якобы...

НЕ ОБОСОБЛЯЮТСЯ
• вводные в начале в конце обособляемого оборота

А Петр Петрович,| по крайней мере по многим признакам|, человек весьма почтенный.
Среди товарищей есть эдакие поэты, |лирики что ли|, проповедники любви к людям.

СРАВНИТЕ - ПОЙМИТЕ - ЗАПОМНИТЕ!

 Не обособляются

Обособляются

 Вы верно перевели отрывок.
(= как)

Вы, верно, переведены сюда из России?
(= наверное)

Прежде всего нужно говорить именно об этом.
(= сначала)

Прежде всего, нужно ли говорить об этом?
(порядок мыслей)

Он безусловно прав.
(= степень правоты)

Он, безусловно, прав.
(= степень уверенности)

Ваши рассуждения естественно подводят нас к правильному решению.
(= естественным образом)

Ваши рассуждения, естественно, подводят нас к правильному выводу.
(= разумеется)

Таким образом конфликт был благополучно разрешен.
(= таким способом)

Таким образом, конфликт был благополучно разрешен.
(= итак)

Далее слово берет представитель профкома.
(= затем; последовательность фактов)

Далее, слово берет представитель профкома.
(= последовательность мыслей)

Врач может быть у себя в кабинете.
(= может находиться)

Врач, может быть, у себя в кабинете.
(= возможно)

И потом он стал знаменитым.
(= затем, после этого)

И, потом, он стал знаменитым.
(= кроме того)

Мы поднимались долго и наконец добрались до вершины.
(= под конец, напоследок, после всего, в результате)

Да и наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо.
(= и еще)

В конце концов офицеры взяли сторону командира.
(= под конец)

Актер, в конце концов, мало подготовлен к роли.
(= и еще)

Человек значит неизмеримо больше, чем принято о нем думать.
Бороться -
значит победить.
(= означает)

Пятна на стене исчезли; значит, солнце клонилось к западу.
(= вывод, следовательно)

Вообще здесь мне нравится.
(= в общем, в целом).
Разжигать костры вообще запрещено.
(= совсем, всегда, при всех условиях)

Подобные статьи, вообще, представляют интерес, но не для нас.
(= вообще говоря)

Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию.
(= преимущественно, в основном, больше всего)

Статью нужно исправить и, главным образом, дополнить.
(= самое главное)































"Вводные слова и конструкции" (обобщение знаний)

Концептуальная цель: развитие языкового чутья и языковой культуры.

Цель: развитие правильности и выразительности речи.

Задачи:

1. Повторить теоретические сведения о вводных словах и конструкциях и знаки препинания при них.

2. Развить навыки пунктуационного анализа предложения.

3. Совершенствовать умения обобщать, сравнивать, делать выводы.

4. Роль вводных слов и конструкции в речи.

Проблемный вопрос: Какова роль вводных слов в речи?

Этапы (стадии) урока

Деятельность учителя на уроке, комментарий к ходу урока

Деятельность учащихся на уроке

1 стадия

Вызов

1. Вступительное слово о целях и задачах урока.

Сегодня мы с вами подводим итоги по теме, над которой работали несколько уроков. Поэтому частично повторим теорию, будем развивать навыки пунктуационного анализа предложения, совершенствовать умения обобщать, сравнивать и делать выводы. Конечно же, как и на любом уроке, опираясь уже на известное, изученное, узнаем что-то новое и интересное о вводных словах и конструкциях. И новое – это роль вводных слов в речи.

Мы будем наблюдать за употреблением вводных слов и предложений, а к концу урока вы сами сможете сказать об их роли в речи.

2. Актуализация опорных знаний.

Прочитаем формулировку темы урока, найдем в ней ключевые слова и определим содержание терминов.

(вводное – ВВОДИТЬ (вспомнить лексическое значение слов вводить, ввести: 1. заставить войти, привести куда-нибудь. 2. кого-что во что. Включить во что-нибудь, сделать действующим), слово, КОНСТРУКЦИЯ (новое) – дается лексическое значение (1. строение, сооружение. 2. Грамматически связанное сочетание слов, словесное построение: словосочетание, предложение);

Вводными называются слова, которые не связаны с членами предложения грамматически.

 

отличие слова от словосочетания и предложения (СЛОВО – единица языка, которая служит для называния отдельного понятия, ОТДЕЛЬНОЕ ПОНЯТИЕ, СЛОВОСОЧЕТАНИЕ – сочетание двух или нескольких слов грамматически и по смыслу, ПРЕДЛОЖЕНИЕ – сочетание слов или отдельное слово, которое выражает законченную мысль), пунктуация – расстановка знаков препинания).

Вводными могут быть словосочетания и предложения

(Учащиеся вспоминают уже известное)

 

А так ли важно ставить знаки препинания?

(ответы учащихся).

В классическом примере КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ место запятой решает судьбу человека, вопрос его жизни и смерти. А в шутке про кисель из резины:

Кисель там варят из резины

Галоши делают из глины

Кувшины лепят пирожки… -

Мы находим пример абсурдного истолкования, если нет запятых.

 

Кроме того, знаки препинания могут выступать в качестве специального художественного приема, когда писатель с его помощью ярче, эмоциональнее, глубже может выразить речь.

Поскольку мы пришли с вами к выводу о важной роли знаков препинания, о необходимости правильно их использовать в предложении и поскольку никому не хочется варить кисель из резины, давайте вспомним, какие знаки препинания и в каких случаях употребляются в предложениях с вводными словами и конструкциями (ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ)

  • ЗАПЯТАЯ

  • СКОБКИ

  • ТИРЕ

 

 

(Составляется обобщающая таблица “Пунктуация в предложениях с вводными словами и конструкциями) – таблицу составляет учащийся с помощью учителя и учащихся (более сильным учащимся предлагается составить свой вариант таблицы, схемы, кластера)

Затем коллективно анализируем таблицу.

 

 

Систематизация информации, материала (таблица, схема, кластер), рассказ по ключевым словам, задают вопросы, на которые хотел бы получить ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Итак, на таблице мы видим три типа знаков препинания, соответственно три типа предложений. С какой же интонацией произносятся предложения каждой группы, выберите примеры, вводные слова и конструкции выделить маркером.

Таблица дополняется примерами (примеры выбираются из предложенных учащимися предложений).

- Попробуем с правильной интонацией прочитать предложения с запятой, скобками, тире.

Учащиеся читают, учитель вычерчивает на доске “партитуру” интонации, указывая стрелочками повышение и понижение голоса, вертикальными линиями – паузу.

 

2 стадия

СМЫСЛОВАЯ

1. Новое – стилистическая роль вводных слов и конструкций.

Поскольку предложения используются либо в процессе общения (устного или письменного), либо в литературных произведениях, есть смысл поговорить об их стилистической роли и наиболее предпочтительной сфере употребления.

Учащиеся читают или слушают текст, ведут записи, отбирают материал .

САМОЯТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

(Учащиеся называют значения)

 

Мы уже знаем, что вводные слова могут выражать различные значения:

ЗАДАНИЕ:

Отобрать слова в связи с их значениями (игровая форма – кто быстрее?) – работа в парах.

Работа в парах

 

 

(рассуждения учащихся).

 

Итак, давайте вместе подумаем, где и когда уместно применение вводных слов?

Можно привести примеры:

В разговорной речи -

Я думаю, завтра будет хорошая погода.

В художественном тексте –

Может, скажешь что-нибудь

Что может краткое свиданье

Мне в утешенье принести? (М. Лермонтов)

В тексте-рассуждении –

Во-первых, …………

Во-вторых, ………..

В-третьих, ………….

Наконец, ………….

Итак, ………….

Следовательно, …………

Таким образом,………………….

 

 

ЗАДАНИЕ:

Раздаются тексты (различного стиля и типа речи).

 

 

 

Пары должны проработать текст, определить стиль и тип речи, сделать вывод о роли вводных слов в этих текстах.

После выполнения задания каждая группа делает вывод по своему тексту.

 

ОБЩИЙ ВЫВОД (записывается):

Вводные слова и предложения широко используются в разговорной, художественной и публицистической речи

 

3 стадия

РЕФЛЕКСИЯ

ЗАДАНИЕ:

Используя вводные слова, словосочетания и предложения напишите небольшое рассуждение на тему “Для чего нужны вводные слова”. (Наиболее сильным учащимся)

Выполнение творческого задания (сильные уч-ся)

 

Остальные дополняют предложения:

При помощи вводных слов говорящий выражает……..

Вводные слова могут иметь следующие значения:………

Вводные слова и конструкции на письме выделяются……., а в устной речи …

Учащиеся зачитывают свои работы.

 

ИТОГ: зачитываются сначала дополненные предложения о вводных словах, затем – творческие работы.

Подводятся итоги работы на уроке .

 



В русском языке есть такое понятие – синтаксические омонимы. Тестовое задание познакомит вас с этим понятием и научит различать синтаксическую роль омонимичных слов.

-В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Небо (1) казалось (2) бесконечно синим океаном. Вода в реке (3) казалось (4) была прозрачная словно слеза.

1) 1,2; 2) 1,2,3,4; 3) 3,4; 4) 1,3

16 слайд. Проверка – правильный вариант

- Объясните свой выбор.

- Что такое синтаксические омонимы?

Вопросы

Итак молчит гора в ответ,

Молчит угрюмый край.

И так хотелось жить,

Чтоб звука не роняя,

Тебя любить, обнять

И плакать над тобой.

1.Можно ли задать вопрос к выделенному фрагменту?




2.Связан ли выделенный фрагмент грамматически с предложением?




3.Какова функция выделенного фрагмента в данном предложении?



Справочный материал

Синтаксические средства:

Инверсия (лат. inversio – перевертывание, перестановка) – расположение слов в предложении в ином порядке, чем это установлено правилами грамматики, т.е. обратный порядок слов:

Роняет лес багряный свой убор…(инверсия главных членов предложения: роняет лес и второстепенных: багряный свой).

Использование инверсии позволяет усилить смысловое значение инверсированных членов предложения. Так в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и прилагательного-определения багряный (сравните прямой порядок слов: Лес роняет свой багряный убор).

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только подчиняется ритму стиха и выполняет указанные выше функции, но и служит средством создания напевности, мелодичности, торжественности.

Синтаксический параллелизм – это такое построение, при котором все предложения, входящие в данный отрезок текста, строятся по одной и той же синтаксической схеме. Например: обстоятельство места – сказуемое – подлежащее. Тогда каждое слово первого предложения оказывается связанным с соответствующим ему месту словом других предложений:

Но в камине дозвенели

Угольки.

За окошком догорели

Огоньки.

И на вьюжном море тонут

Корабли.

И над южным морем стонут

Журавли.

(А. Блок.)

Парцелляция (расчленение конструкции) – выделение из предложения какого-либо члена, чаще всего второстепенного, и оформление его (после точки) в виде самостоятельного неполного предложения. Делается это для того, чтобы подчеркнуть значение этого члена предложения и таким образом усилить выразительность всего текста:

Во всём мне хочется дойти до самой сути.

В работе. В поисках пути. В сердечной смуте.

(Б. Пастернак.)

Анафора (единоначатие) – изобразительный прием, который заключается в повторении одних и тех же звуков, слов или словосочетаний в начале нескольких стихов (стихотворных строк):

Коль любить, так без рассудку,

Коль грозить, так не на шутку,

Коль ругнуть, так сгоряча,

Коль рубнуть, так уж с плеча! (А.К.Толстой.)

Риторический вопрос – такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. В художественной словесности может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать или получить на него ответ. То есть риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность:

Сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателя. Но всякий ли интересный рассказ является сказкой?














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!