По лабиринтам математики. Урок – игра в 6 классе.
Оборудование:
Карточки с заданиями.
Жетоны.
Плакат.
2 таблички с надписью « капитан».
Дипломы (1,2 степени для награждения)
Грамоты наиболее отличившимся.
Плакат со словами Соболева С.А. « Математика всегда и везде оказывалась впереди и подчас, подвергаясь насмешкам и упрекам её оторванности от жизни, отвлечённости, сухости, прокладывала новые пути человеческому знанию».
Правила проведения:
В игре участвуют 2 команды по 7 человек, Игра состоит из конкурсов. За каждый конкурс команда получает по определенному количеству жетонов.
Перед входом в зал участники получают фигурки кругов и треугольников ( по 7 штук). Круги образуют первую команду, треугольники - другую. Команды рассаживаются по местам. Предлагается выбрать капитанов. Капитанам вручается знак отличия (табличка с надписью « Капитан»).
Ход игры:
1 ведущий: Добрый вечер, дамы и господа! Мы рады видеть вас сегодня здесь, в нашем клубе « Интеллектуальной игры». Чтобы вступить в наш клуб необходимо заплатить первый взнос. Надеемся, что наши возможности и ваши желания совпадут.
2 ведущий: Хочу сказать, что наш клуб не совсем обычный: для нас не интересен ваш кошелек,- да он вам здесь будет и не нужен! Мы выдаём «валюту»- это жетоны, только в обмен на «интеллектуальный капитал»! И ещё одна деталь - здесь вы никогда не окажитесь в проигрыше - ведь узнав то, чего вы не знали раньше, вы только выиграете. Итак, сегодня наш клуб - только для вас!
1 ведущий: Последний штрих и, если хотите напутствие перед открытием. Как любое уважающее себя заведение, мы имеем свои правила:
Чем активнее каждая команда будет действовать, тем больше заработает «валюты».
Чем больше каждый из участников заработает «валюты» для своей команды, тем реальнее выигрыш всей команды.
Команда сама решает, кто в её рядах оказался самым большим умником.
Это всё, господа! Мы начинаем!
2 ведущий: Первый конкурс « Что делать?»
Капитаны подойдите, пожалуйста, и выберите карточку с заданием для своей команды. В карточках предложены ситуации, из которых нужно найти выход. Максимальная оценка - 5 жетонов.
В этом конкурсе оценивается реальность ситуации, делается особое внимание на качество юмора в предложенном ответе.
1-я карточка: Вы не готовы к уроку математики. Что нужно сделать, чтобы учитель забыл о своём уроке?
2-я карточка: Вы в первый раз в жизни выучили урок, а учитель вас не спросил. Ваши действия?
1 ведущий: Следующий конкурс мы назвали « Один, пять, семь».
В этом конкурсе участвует по 2 участника от каждой команды. Ведущий предлагает одному участнику от каждой команды по очереди выбрать карточки с заданиями. Всего предлагается выбрать по 6 карточек каждому участнику.
Один из оставшихся участников получает поэтапно карточки со словами, в которых есть только некоторые буквы.
Первые участники команд по очереди предлагают отгадать слово, делая при этом подсказки в виде формулировок или описания признаков этого объекта.
В каждой карточке открыты буквы, позволяющие составить слова один, пять, семь.
Карточки –за гадки | Карточки ключи |
_один_ _один_ _ _ _ _ один_ _о_дин_ п_ _ять_ п_ _ят_ _ь _ _ п _ _ я _ _ _ _ ть пя_ _ _ _ _ _ _ ть семь_ с_ _ _ем _ _ _ _ _ _ь семь _ _ _ сем _ _ _ _ _ _ь | 1. Родина 2. Родинка 3. Бородино 4. Болдино 5. Память 6. Приятель 7. Популярность 8. пятнистость 9. Семья 10. Современность 11. Семьсот 12. Семафорить |
Оценивается быстрота отгадывания слов.
2 ведущий: Третий конкурс мы назвали «Два, три, сто».
Это командный конкурс. На этом этапе необходимо придумать как можно больше слов с «числами» два, три, сто. На этот конкурс даётся 5 минут.
Примеры:
Два: вдова, давка, диван, подвал, девочка, адвокат...
Три: трио, стриж, остриё, триумф, актриса, атрибут, интрига, патриот, стрижка, трибуна, геометрия, отрицание...
Сто: стог, стон, столб, стопа, тесто, стекло, столица, столетие, столовая, столетник, сторонник, стоматолог, восток, восторг...
В этом конкурсе принимают участие и болельщики.
2 ведущий: Четвёртый конкурс « Найди ошибки».
На доске записаны примеры, в некоторых из них допущены ошибки. Необходимо как можно быстрее найти эти примеры и записать их номера. На выполнение этого задания даётся 2 минуты.
3+12=15 13+3=10 16-9=7 12-6=6 15+5=10 25*1=1 16*5=70 17+7=23 14-8=6 | 18:3=7 36+17=43 26-9=15 6+15=21 16*4=64 1005:5=21 100:0,1=10 5+13=18 109:0=0 |
Номера примеров, в которых допущены ошибки: 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 16, 18.
Максимальная оценка 6 жетонов.
Пятый конкурс « Ассоциации».
Капитаны команд выбирают по 2 карточки со словосочетаниями: «урок математики», «обыкновенная дробь», «контрольная работа по математике», «отрицательные числа».
Капитан каждой команды должен написать по три слова, с которыми у него ассоциируются эти словосочетания. Потом за 1 минуту команда называет свои ассоциации. Учитывается количество совпадений. За каждое совпадение 1 жетон.
Шестой конкурс « Объяснялки».
Командам зачитываются объяснения математических понятий, тот, кто быстрее поймет, о чем речь получает жетон.
Сначала делили, потом тоже делили. А потом между ними равно ставили. И она получается. Изучается она в 6 классе. С её помощью можно и уравнения решать и задачи. Если готовят какое-то лекарство, настои, мази, то нужно знать, какой она должна быть. А то возьмешь одного вещества больше, чем надо, и не получишь то, что нужно. А в математике мы называем так равенство двух отношений. (Пропорция)
когда все складываешь, то получаешь его. Он является числом. Его можно находить у любых фигур, кроме окружности. Так называется длина забора. Когда сложишь длины всех сторон, то найдешь его. (Периметр)
Седьмой конкурс «Дальше...Дальше...»
Каждой команде будет предложено за 1 минуту ответить правильно на максимальное количество вопросов. Если вы не знаете ответ на вопрос, то можете его пропустить, сказав «дальше».
Первая команда:
результат умножения (произведение)
четырёхугольник, у которого все углы прямые (прямоугольник)
угол, меньше 900 (острый)
произведение 3-х измерений прямоугольного параллелепипеда (объём)
точка пересечения диаметров окружности (центр)
автор слов «Математика - царица наук, а арифметика - царица математики (Гаусс)
числа, не делящиеся на 2 (нечётные)
выражение, содержащее знаки (неравенство)
дробь большая 1 (неправильная)
число, имеющее больше двух делителей (составное)
многоугольник с равными сторонами и углами (правильный)
каким действием находится дробь от числа? (умножением)
основная единица масс (кг)
старинная мера длины (аршин)
имя Ломоносова (Михаил Васильевич)
столетие (век)
в каком месяце бывает 28 дней (в каждом)
отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности (масштаб)
правило, записанное с помощью букв (формула)
что измеряется в каратах (драгоценности).
Вторая команда:
результат сложения (сумма)
равенство, содержащее неизвестную величину (уравнение)
прямая, ограниченная с одного конца (луч)
мера измерения углов (градус)
Луч, исходящий из вершины угла и делящий его пополам (биссектриса)
инструмент для построения окружности (циркуль)
половина диаметра (радиус)
угол 900 (прямой)
др. греческий учёный (Пифагор, Архимед, Евклид)
частное пути и времени (скорость)
число, при подстановке которого в уравнение получается верное числовое равенство (корень)
система записи чисел, которую мы используем (десятичная)
дробь, меньшая 1 (правильная)
сумма длин сторон (периметр)
60 секунд (минута)
русский математик, первая женщина-академик (Ковалевская)
фигуры, совпадающие при наложении (равные)
период обращения Земли вокруг солнца (год)
чьей нумерацией мы пользуемся (арабской)
автор слов «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» (Ломоносов)
Подведение итогов.
Подводятся итоги, и объявляется победитель. Команда победитель получает Диплом 1 степени, проигравшая - Диплом 2 степени.
Команда сама решает, кто в её рядах оказался самым большим умником, который награждается почётной грамотой в номинации «Самый умный».