Урок в соответствии с ФГОС
(из серии «Работаем по новым стандартам»)
Структура урока открытия новых знаний
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1-2 мин.)
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (5-7 мин.)
Выявление места и причины затруднения (3-4 мин.)
Построение проекта выхода из затруднения (4-6 мин.)
Реализация построенного проекта (5-8 мин.)
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (4-5 мин.)
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3-5 мин.)
Включение в систему знаний и повторение (5-8 мин.)
Рефлексия учебной деятельности (2-3 мин.)
Базовая модель системно-деятельностного урока (открытия нового знания)
• Мотивация (осознанное вхождение учащегося в деятельность по «открытию» нового универсального знания:«надо»;«хочу»; «могу»; самоопределение (Л);
смыслообразование (Л);- целеполагание (П);).
• Актуализация и целеполагание (пробное учебное действие - фиксация затруднения -причина затруднения - цель деятельности; - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации (П);)
• Планирование деятельности (фиксация нового знания, эталон: описание, таблица, схема; волевая саморегуляция (Р);
познавательная инициатива (Р);
• Первичное закрепление (самостоятельная работа, включение в систему знаний; установление причинно-следственных связей (П); формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);)
• Оценка (рефлексия- самооценка на основе критерия успешности (Л);)
• Коррекция (контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Алгоритм проектирования урока ОНЗ
Выделить и сформулировать новое знание, которое будут проектировать учащиеся.
Определить шаги учебной деятельности, которые будут зафиксированы учащимися на этом уроке.
Определить знания и умения, необходимые при построении нового знания.
Смоделировать задание для пробного действия.
Продумать типы затруднений для данного задания и способ их фиксации учащимися.
Сформулировать причину затруднения в пробном учебном действии.
Сформулировать цель построения проекта и его результат.
Продумать шаги, которые приведут учащихся к построению нового знания (план » построения проекта).
Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.
Подобрать задания для актуализации знаний и способы их повторения.
Продумать формы организации работы в классе на каждом этапе урока.
Сформулировать задания для групповой работы и способы организации обратной связи по результатам работы.
Составить текст самостоятельной работы и эталон для самопроверки.
Определить приемы организации первичного закрепления и подобрать задания для данного этапа
Подобрать задания для этапа включения нового знания и повторения, продумать аргументацию выбора этих заданий для учащихся.
Составить план-конспект урока, проанализировать его, внести коррективы.