СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок в технологии РКМ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан вТРКМ. Конспект по изучению произведения А.П.Чехова "Каштанка".

Просмотр содержимого документа
«Урок в технологии РКМ.»

Учитель: Тренина Валентина Николаевна.

Город: Красноярск,школа № 27.

Предмет: Литературное чтение.

Класс:1.

Тема урока: А.П.Чехов «Каштанка» (6 глава « Беспокойная ночь»)

Изучение нового материала.



1 Вызов.

- Ребята, с кем мы познакомились на предыдущих уроках? (С Каштанкой)

-Сейчас мы проверим,что запомнилось вам из ранне изученного материала из жизни Каштанки.

-На доске располагается кластер, с центральным словом « каштанка». Его надо заполнить.

Чтобы выполнить данное задание,необходимо вспомнить название каждой главы,а под названием добавить слова – действия, описывающие жизнь Каштанки.

(Дети заполняют листочки с образцами кластера,который на доске. На данную работу детям дается 5-7 мин. Затем они зачитывают свои ответы,учитель записывает на доске.)

-Ребята, а сейчас откройте главу 6. Как она называется? («Беспокойная ночь»)

-Давайте продолжим заполнять наш кластер. С какой проблемой мы столкнулись? (Мы не можем записать слова –действия под названием)

- Чтобы справиться с данной задачей,по вашему мнению,что необходимо сделать? (Прочитать)

2Осмысление.

-Сегодня мы будем знакомиться с этой главой следующим образом: я читаю,делаю остановку и задаю вам вопрос. По вашим ответам ,мною будет понято,кто продолжает следить за жизнью Каштанки. Чтение учителя отрывка:

Тетке приснился собачий сон, будто за нею гонится дворник с метлой, и она проснулась от страха.В комнатке было тихо, темно и очень душно. Кусались блохи. Тетка раньше никогда не боялась потемок, но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате громко вздохнул хозяин, потом, немного погодя, в своем сарайчике хрюкнула свинья, и опять всё смолкло. Когда думаешь об еде, то на душе становится легче, и Тетка стала думать о том, как она сегодня украла у Федора Тимофеича куриную лапку и спрятала ее в гостиной между шкапом и стеной, где очень много паутины и пыли. Не мешало бы теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет? Очень может быть, что хозяин нашел ее и скушал. Но раньше утра нельзя выходить из комнатки — такое правило. Тетка закрыла глаза, чтобы поскорее уснуть, так как она знала по опыту, что чем скорее уснешь, тем скорее наступит утро. Но вдруг недалеко от нее раздался странный крик, который заставил ее вздрогнуть и вскочить на все четыре лапы. Это крикнул Иван Иваныч, и крик его был не болтливый и убедительный, как обыкновенно, а какой-то дикий, пронзительный и неестественный, похожий на скрип отворяемых ворот. Ничего не разглядев в потемках и не поняв, Тетка почувствовала еще больший страх и проворчала:— Ррррр...

-Ребята,для чего Тетка стала думать о еде?

- А когда вам страшно, о чем вы вспоминаете?

-Что испугало Тетку?

- Какие слова в тексте описывали звуки гуся,которые сейчас не соответствовали реальности?

Продолжаем читать:

Прошло немного времени, сколько его требуется на то, чтобы обглодать хорошую кость; крик не повторялся. Тетка мало-помалу успокоилась и задремала. Ей приснились две большие черные собаки с клочьями прошлогодней шерсти на бедрах и на боках; они из большой лохани с жадностью ели помои, от которых шел белый пар и очень вкусный запах; изредка они оглядывались на Тетку, скалили зубы и ворчали: «А тебе мы не дадим!» Но из дому выбежал мужик в шубе и прогнал их кнутом; тогда Тетка подошла к лохани и стала кушать, но, как только мужик ушел за ворота, обе черные собаки с ревом бросились на нее, и вдруг опять раздался пронзительный крик.

-Откуда появились две большие,черные собаки?

-Как вы думаете, что за мужик ей снился ?

-Продолжаем:

— К-ге! К-ге-ге! — крикнул Иван Иваныч.Тетка проснулась, вскочила и, не сходя с матрасика, залилась воющим лаем. Ей уже казалось, что кричит не Иван Иваныч, а кто-то другой, посторонний. И почему-то в сарайчике опять хрюкнула свинья.Но вот послышалось шарканье туфель, и в комнатку вошел хозяин в халате и со свечой. Мелькающий свет запрыгал по грязным обоям и по потолку и прогнал потемки. Тетка увидела, что в комнатке нет никого постороннего. Иван Иваныч сидел на полу и не спал. Крылья у него были растопырены и клюв раскрыт, и вообще он имел такой вид, как будто очень утомился и хотел пить. Старый Федор Тимофеич тоже не спал. Должно быть, и он был разбужен криком.— Иван Иваныч, что с тобой? — спросил хозяин у гуся. — Что ты кричишь! Ты болен?Гусь молчал. Хозяин потрогал его за шею, погладил по спине и сказал:— Ты чудак. И сам не спишь, и другим не даешь.Когда хозяин вышел и унес с собою свет, опять наступили потемки. Тетке было страшно. Гусь не кричал, но ей опять стало чудиться, что в потемках стоит кто-то чужой. Страшнее всего было то, что этого чужого нельзя было укусить, так как он был невидим и не имел формы. И почему-то она думала, что в эту ночь должно непременно произойти что-то очень худое. Федор Тимофеич тоже был непокоен. Тетка слышала, как он возился на своем матрасике, зевал и встряхивал головой.

-Кроме Каштанки,для кого эта ночь была беспокойной?

-Что для Собаки казалось необычным в поведение гуся?

-Как вы думаете,почему у Тетки было ощущение присутствия «чужого»?

-Чем продолжится данная ночь,сейчас мы и прочитаем:

Где-то на улице застучали в ворота, и в сарайчике хрюкнула свинья. Тетка заскулила, протянула передние лапы и положила на них голову. В стуке ворот, в хрюканье не спавшей почему-то свиньи, в потемках и в тишине почудилось ей что-то такое же тоскливое и страшное, как в крике Ивана Иваныча. Всё было в тревоге и в беспокойстве, но отчего? Кто этот чужой, которого не было видно? Вот около Тетки на мгновение вспыхнули две тусклые зеленые искорки. Это в первый раз за всё время знакомства подошел к ней Федор Тимофеич. Что ему нужно было? Тетка лизнула ему лапу и, не спрашивая, зачем он пришел, завыла тихо и на разные голоса.— К-ге! — крикнул Иван Иваныч. — К-ге-ге!

-Какие слова в тексте говорят о необычном поведение одного из героев?

Опять отворилась дверь, и вошел хозяин со свечой. Гусь сидел в прежней позе, с разинутым клювом и растопырив крылья. Глаза у него были закрыты.— Иван Иваныч! — позвал хозяин.Гусь не шевельнулся. Хозяин сел перед ним на полу, минуту глядел на него молча и сказал:— Иван Иваныч! Что же это такое? Умираешь ты, что ли? Ах, я теперь вспомнил, вспомнил! — вскрикнул он и схватил себя за голову. — Я знаю, отчего это! Это оттого, что сегодня на тебя наступила лошадь! Боже мой, боже мой!Тетка не понимала, что говорит хозяин, но по его лицу видела, что и он ждет чего-то ужасного. Она протянула морду к темному окну, в которое, как казалось ей, глядел кто-то чужой, и завыла.— Он умирает, Тетка! — сказал хозяин и всплеснул руками. — Да, да, умирает! К вам в комнату пришла смерть. Что нам делать?Бледный, встревоженный хозяин, вздыхая и покачивая головой, вернулся к себе в спальню. Тетке жутко было оставаться в потемках, и она пошла за ним. Он сел на кровать и несколько раз повторил:— Боже мой, что же делать?Тетка ходила около его ног и, не понимая, отчего это у нее такая тоска и отчего все так беспокоятся, и стараясь понять, следила за каждым его движением. Федор Тимофеич, редко покидавший свой матрасик, тоже вошел в спальню хозяина и стал тереться около его ног. Он встряхивал головой, как будто хотел вытряхнуть из нее тяжелые мысли, и подозрительно заглядывал под кровать.Хозяин взял блюдечко, налил в него из рукомойника воды и опять пошел к густо.— Пей, Иван Иваныч! — сказал он нежно, ставя перед ним блюдечко. — Пей, голубчик.Но Иван Иваныч не шевелился и не открывая глаз. Хозяин пригнул его голову к блюдечку и окунул клюв в воду, но гусь не пил, еще шире растопырил крылья, и голова его так и осталась лежать в блюдечке.— Нет, ничего уже нельзя сделать! — вздохнул хозяин. — Всё кончено. Пропал Иван Иваныч!И по его щекам поползли вниз блестящие капельки, какие бывают на окнах во время дождя. Не понимая, в чем дело, Тетка и Федор Тимофеич жались к нему и с ужасом смотрели на гуся.— Бедный Иван Иваныч! — говорил хозяин, печально вздыхая. — А я-то мечтал, что весной повезу тебя на дачу и буду гулять с тобой по зеленой травке. Милое животное, хороший мой товарищ, тебя уже нет! Как же я теперь буду обходиться без тебя?

-Что за беда пришла в дом,в котором жила Каштанка?

-Как вы думаете,кто был ответственен за происходящее?

-Можно ли это было предотвратить?

-С чем сравнились слезы хозяина?

- Какое слово выражало отношение хозяина к гусю?

Продолжим:

Тетке казалось, что и с нею случится то же самое, то есть что и она тоже вот так, неизвестно отчего, закроет глаза, протянет лапы, оскалит рот, и все на нее будут смотреть с ужасом. По-видимому, такие же мысли бродили и в голове Федора Тимофеича. Никогда раньше старый кот не был так угрюм и мрачен, как теперь.Начинался рассвет, и в комнатке уже не было того невидимого чужого, который пугал так Тетку. Когда совсем рассвело, пришел дворник, взял гуся за лапы и унес его куда-то. А немного погодя явилась старуха и вынесла корытце.Тетка пошла в гостиную и посмотрела за шкаф: хозяин не скушал куриной лапки, она лежала на своем месте, в пыли и паутине. Но Тетке было скучно, грустно и хотелось плакать. Она даже не понюхала лапки, а пошла под диван, села там и начала скулить тихо, тонким голоском:— Ску-ску-ску...

-Как вы думаете,какие слова в тексте выразили чувства собаки?

-Когда мы испытываем такие чувства?

-Какими качествами надо обладать,чтобы прочувствовать эту боль?

-Чтобы вы сейчас нарисовали ,чтобы описать эту главу?

3 Рефлексия.

-Давайте посмотрим на кластер,который вы заполняли в начале урока? Мы можем закончить его сейчас? (Дети работают в парах,затем говорят свои ответы,учитель пишет на доске)

-Чем мы займемся на следующем уроке?

-Наш кластер имеет право продолжится?









Приложение 1









Дурное поведение:

бегала,оглянулась,овладело,

утомило.


Таинственный незнакомец:взвизгнула,поглядела,

лизнула,сьела,разлеглась,стала засыпать.

Чудеса в решете:понравился,заворчала

,ночевала.



Новое,очень приятное знакомство:проснулась,понюхала,увидела,заскулила.

Каштанка



Талант!Талант!:привыкла,начинала грустить,проподала охота,училась.

Беспокойная ночь:приснился,почувствовала,проснулась, ,заскулила,плакала.

?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!