СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок .Видоизменения подземных побегов и корней.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Цели урока:

образовательная:  способствовать формированию знаний о видоизмененных подземных побегах, их строении и функциях; раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.

воспитательная: способствовать развитию умений и навыков групповой работы; содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала; продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

развивающая: способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами; продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Урок .Видоизменения подземных побегов и корней.»

Класс 6

Урок № 9 Дата урока: 10.11.16

Тема урока. Видоизменения подземных побегов и корней. Лабораторная работа № 5 Видоизменения подземных побегов.

Цели урока:

образовательная:  способствовать формированию знаний о видоизмененных подземных побегах, их строении и функциях; раскрыть значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.

воспитательная: способствовать развитию умений и навыков групповой работы; содействовать осознанию практической значимости изучаемого материала; продолжить формирование ответственного отношения к учебной деятельности.

развивающая: способствовать развитию умений и навыков работы с биологическими объектами; продолжить формирование общеучебных умений: анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с текстом.

Оборудование: учебник 6 класса, живые объекты (клубень картофеля, луковица, корневище ландыша), карточки с заданиями, презентация, электронное приложение, йод.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.  

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I.Организационный этап

1. Приветствие

Здравствуйте ребята. Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое для себя.

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

Ребята, последние несколько уроков вы изучали особенности строения вегетативных органов растения. Давайте вспомним, какие главные вегетативные органы растения вам известны?

Корень, побег.

- Что такое побег? Из каких частей он состоит?

-        Побег – это сложный орган, который состоит из стебля, листьев и почек.

Давайте вспомним строение побега. Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова, эти слова перед вами на слайде.

Слайд 1

1. Основной надземный орган растения – это …В (побег).

2.Он состоит из осевой  части, которая называется …А (стебель).

3. К боковым частям побега относятся …Б (листья).

4. Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется …Д (узел).

5. Новый побег развивается из …Г (почки).

6. Главный признак, отличающий побег от корня …З (образование листьев).

Как называется стебель, с расположенными на нем листьями и почками?

- Побег.

Подготовка к основному этапу занятия.

Итак, ребята, я убедилась в том, что вы знаете  строение побега. А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о каких растениях идет речь?

Я вырос на грядке, характер мой гадкий:

  Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

Слайд 2

Растет она — в земле,
Известна — в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире. (картофель).

Слайд 3

 

Цветёт он майскою порой,
Его найдёшь в тени лесной:
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (ландыш).

Слайд 4

Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ландыша – корневище. Клубень, корневище, луковица, как вы считаете,  какими органами они являются – побегами или корнями? (Дети дают разные варианты ответов).  Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть видоизмененные побеги.

Слайд 5

Какова же будет тема нашего урока?

Тема урока: «Видоизменения подземных побегов и корней»

Слайд 6

Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица -  это побеги?

 - Нужно изучить  строение этих органов.

Следовательно, какова наша цель на уроке?

Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги.

Где вам пригодятся знания о строении клубня картофеля, луковицы и корневища?

Домашнее задание: прочитать пар.33, ответить письменно на вопросы в конце параграфа.

  1. Изучение нового материала

Объяснения учителя с элементами беседы

 Нам предстоит доказать, что корневища, клубни, луковицы являются видоизмененными побегами. Для этого вам нужно выполнить лабораторную работу. Инструктивные карточки у вас на столах. Возьмите карточку №1. Работать будете в парах по рядам: 1 ряд исследует клубень картофеля, 2 ряд– корневище ландыша, 3 ряд – луковицу. Результаты работы занесете в карточку №2. Результаты своей работы вы будете презентовать у доски.

Давайте ознакомимся с заданиями.

Приступайте к выполнению. Время работы 10 минут.



        Представление отчётов

1. Клубень 

        Как можно доказать, что клубень – это побег? Какие части вы обозначили у клубня?

- Глазки, основание клубня, верхушка клубня.

        У клубней стеблевая часть  утолщенная, т.к. в ней откладываются в запас питательные вещества.

        А как называются почки у клубня?

- Почки называются глазками.

Приведите примеры растений, у которых образуется клубень.

2. Луковица 

        Что общего у луковицы с побегом?

- У луковицы есть  почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья. Сухие листья выполняют защитную функцию. Также имеются придаточные корни и почки, которые расположены в пазухах сочных листьев.

Приведите примеры растений, у которых имеется луковица.

3. Корневище 

Вопросы:

         Откуда корневище получило свое название?

- Из-за внешнего сходства с корнем.

         Что общего у корневища и побега?

- У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия. От корневища отрастают придаточные корни.

Приведите примеры растений, у которых имеется корневище.

  Кроме ландыша, корневища имеют крапива, мать-и-мачеха, пырей.

        Итак, корневище ландыша это корень или видоизмененный побег??

- Корневище – это видоизмененный побег, т.к. он имеет все части побега.

    А знаете ли вы, что ландыш майский занесён в Красную книгу Крыма?(демонстрация)

    Как вы думаете почему он оказался в Красной книге?

 Давайте подведем итог тому, что мы уже изучили.

  Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?

- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.        

А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?

- Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.

Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?

- Различием в среде обитания, различием в функциях.    

        Какие еще функции вы можете назвать для корневища, клубни, луковицы? Вспомните, как человек использует картофель, лук, чеснок?

Запас питательных веществ. Это главная функция подземных видоизмененных побегов. В корневищах, клубнях, в сочных листьях луковиц откладываются запасные питательные вещества, главным образом крахмал и разные сахара. Кроме того, в сочных чешуях лука и чеснока содержатся фитонциды - летучие вещества, обладающие бактерицидным свойством и при дающие горький вкус этим растениям. Корневища многих растений накапливают вещества, которые человек использует для получения лекарственных препаратов (солодка, ландыш).

Демонстрация опыта на определение крахмала в клубне картофеля.

Видоизменения корней

Работа с электронным приложением.

IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Выполните карточки-задания.

После выполнения заданий осуществляется взаимопроверка.

Слайд 7

Критерий оценки:

«5» - все ответы верны

«4» - 4 правильных ответа

«3» - 3 правильных ответа

«2» - 2 правильных ответа

Вариант 1

Выберите правильный ответ:

1.У картофеля крахмал запасается в:

а) корнеплодах б) корнях

в) клубнях г) листьях

2. Корневище отличается от корня тем, что:

а) располагается в почве

б) имеет узлы и чешуйчатые листья

в) обеспечивает вегетативное размножение

г) запасает питательные вещества

3. Клубень – это видоизменённый побег, так как для него характерен:

а) стебель б) почки и листья

в) стебель и почки г) почки

4. Столон – это:

а) побег у картофеля, на котором образуются клубни

б) клубень картофеля

в) корнеплод моркови

г) корневище ландыша

5. Запасные питательные вещества накапливаются в луковице в:

а) корнях б) донце в) почках г) листьях


Вариант 2

Выберите правильный ответ:

1.Побег состоит из:

а) стебля и корня б) стебля, корней и почек

в) листьев и цветков г) стебля, листьев и почек.

2.Корневище характерно для растения:

а) картофель б) тюльпан в) ландыш г) чеснок


3. Луковица, в отличие от клубня:

а) имеет запас питательных веществ

б) обеспечивает выживание растения в период засухи

в) располагается в почве

г) образована видоизменёнными мясистыми листьями

4. Клубень картофеля – это:

а) плод б) подземный побег

в) наземный побег г) стебель

5. Побег у картофеля, на котором образуются клубни, называется:

а) глазки б) донце

в) столон г) корневище


Слайд 8

Ответы к заданиям

Вариант 1

Вариант 2

1 – В

1 – Г


2 – Б


2 – В


3 – В


3 – Г


4 – А


4 – Б


5 – Г


5 – В


VI. Подведение итогов урока

Что нового для себя вы узнали сегодня на уроке?

Где вы сможете применить полученные знания?

VII. Рефлексия

Выберите смайлик, который соответствует вашему настроению сейчас.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!