СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Видоизменение подземных побегов и корней

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока "Видоизменение подземных побегов и корней" для обучающихся 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Видоизменение подземных побегов и корней»

Тема: Видоизменения подземных побегов и корней

Цели:

  • Образовательные: выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования; рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом; сформировать представление о видоизменении корней


  • Развивающие:формирование навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умения анализировать, сравнивать, переводить текстовую информацию в таблицу, схему
  • Воспитательные:формирование ценностных ориентаций; привитие научных, гуманных взглядов на природу, воспитание гармоничных отношений обучающихся с природой.

УУД:

  • ЛичностныеУУД:формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире

  • Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя

  • Коммуникативные УУД:сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

  • Познавательные УУД: извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять ре­зультаты работы классу.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

знать:

- видоизменения побега на примере подземных побегов; видоизменения корней

-строение подземных видоизменённых побегов

- значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.

уметь:

-определять типы видоизменения подземных побегов и корней;

- устанавливать взаимосвязь строения и условий среды обитания;

  • Личностные:; развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;

  • Метапредметные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.

Основные понятия урока: кореневище, клубень, луковица, корнеплоды



Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация «Видоизменения надземных побегов», учебник, электронный тренажер, тетрадь, карточки, гербарий растений

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Проверка д/з.

Фронтальный опрос

  1. Под действием каких экологических факторов произошло видоизменения надземных побегов?

  2. Перечислите виды надземных побегов. Приведите примеры

  3. Докажите, что кочан – это видоизменная почка

3.Актуализация, мотивация(на формулировку темы и задачи урока)(слайды 3-4)

-Назовите органы цветкового растения?

- Что такое побег? Из каких частей он состоит?

Давайте вспомним строение побега. Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова, эти слова перед вами на слайде. По ходу моего чтения вы должны найти нужное слово.

1. Основной надземный орган растения – это … (побег).

2.Он состоит из осевой части, которая называется … (стебель).

3. К боковым частям побега относятся … (листья).

4. Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется … (узел).

5. Новый побег развивается из … (почки).

6. Главный признак, отличающий побег от корня …(образование листьев).

* Как называется стебель, с расположенными на нем листьями и почками? Побег.

Итак, ребята, я убедилась в том, что вы знаете строение побега. А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о каких растениях идет речь?

*Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).

*Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»(картофель).

*Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:

Путь-дорожку до зари освещают фонари.

На больших столбах подряд лампы белые висят (ландыш).

Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ландыша – корневище.

4.Формулировка темы урока, постановка целей

Клубень, корневище, луковица, как вы считаете, какими органами они являются – побегами или корнями?

Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть- видоизмененные побеги.

-Какова тема урока?

Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? Нужно изучить строение этих органов.

Следовательно, какова наша задача на уроке?

- Молодцы, а теперь давайте сформулируем цель урока.





5.Изучение нового материала

- Нам предстоит доказать, что корневища, клубни, луковицы являются видоизмененными побегами. Для этого вам нужно выполнить лабораторную работу №5 «Видоизменения подземных побегов» (приложение 1)

Организует работу обучающихся в парах:

1. Корневище

Вопросы:

* Откуда корневище получило свое название?

- Из-за внешнего сходства с корнем.

* Как отличить корневище от корня?

- У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия.

Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья - пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы. От корневища отрастают придаточные корни.

* Обозначьте части корневища в карточке.

Кроме ландыша , корневища имеют черника, ирис, пырей

* Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?

- Корневище – это видоизмененный побег, т.к. он имеет все части побега.


2. Клубень

*Как можно доказать, что клубень – это побег? Какие части вы обозначили у клубня?

- Стебель, почки, ростки.

У клубней стеблевая часть утолщенная, т.к. в ней откладываются в запас питательные вещества.

* А как называются почки у клубня?

- Почки называются глазками.

Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.

* Обозначьте части клубня в карточке

3. Луковица

* Что общего у луковицы с побегом?

- У луковицы есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья. Сухие листья выполняют защитную функцию. Также имеются придаточные корни и почки, которые расположены в пазухах сочных листьев. Из почек образуются дочерние луковицы, которые называются детками или зубками.

* Обозначьте части луковицы в карточке

Давайте подведем итог тому, что мы уже изучили.

* Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?

- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.

* А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?

- Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.

* Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?

- Различием в среде обитания, различием в функциях.

6.Физминутка

Электронная физминутка для глаз



7.Закрепление нового материала

Выберите верные утверждения

1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.

2. Подземные побеги нельзя использовать для размножения, так как у них нет почек.

3. Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.

4.Верхушечные и боковые почки клубня называются детками.

5. Наличие запасных питательных веществ отличает корневище от корня.

6. Основная масса луковицы образована листьями.

8. Рефлексия учебной деятельности

- Оцените свою деятельность на уроке:

Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?

- Достигнуты ли цель и задачи урока?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке ….

Я узнал….

Я научился….

Было сложно….

Было легко….

Мне понравилось….

Не понравилось….

Меня удивило….

Эти знания  я  могу  использовать в ….

9. Домашнее задание:

1.проработать §34, с .85 №1-3 (устно)

2. Творческое задание подготовить сообщение о способах размножения картофеля





























Приложение 1

Лабораторная работа №5 «Видоизменения подземных побегов»

Цель: найти доказательства принадлежности корневище, клубня и луковицы к подземным побегам.

Оборудование: клубень картофеля, луковица лука, карточки

Ход работы

  1. Рассмотрите корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Подпишите его части

2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. Рассмотрите глазки, найдите в них почки. Подпишите его части

3. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья. Подпишите части

4. Сделайте вывод: докажите, что корневище, клубень и луковица являются видоизменными подземными побегами

Корневище

1 . _____________________________________________

2. _____________________________________________

3. _____________________________________________

4. ______________________________________________



К лубень

1. ________________________________________________

2. ________________________________________________

3. ________________________________________________





Л уковица

1.______________________________________________

2. ______________________________________________

3. ______________________________________________

4. ______________________________________________






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя