Тема: Видоизменения подземных побегов и корней
Цели:
-
Образовательные: выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования; рассмотреть строение подземных видоизменённых побегов и установить черты сходства с надземным побегом; сформировать представление о видоизменении корней
- Развивающие:формирование навыков самостоятельного получения и обобщения полученной информации, умения анализировать, сравнивать, переводить текстовую информацию в таблицу, схему
УУД:
-
ЛичностныеУУД:формирование мотивации учения, познания, понимают значение знаний для человека,формирование личного, эмоционального, позитивного отношения к себе и окружающему миру и осознание своей роли в окружающем мире
-
Регулятивные УУД:самостоятельно обнаруживать и формулировать тему, определять цель учебной деятельности;умение организовать выполнение заданий учителя
-
Коммуникативные УУД:сотрудничество с учителем и сверстниками; умение слушать друг друга; умение воспринимать информацию на слух, формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
-
Познавательные УУД: извлечение информации из прослушанного материала, умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, представлять результаты работы классу.
Планируемые результаты:
знать:
- видоизменения побега на примере подземных побегов; видоизменения корней
-строение подземных видоизменённых побегов
- значение видоизмененных побегов в жизни растения и для хозяйственной деятельности человека.
уметь:
-определять типы видоизменения подземных побегов и корней;
- устанавливать взаимосвязь строения и условий среды обитания;
-
Личностные:; развивать мотивацию к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников; приобрести навыки сотрудничества; приобрести умение слушать, задавать вопросы;
-
Метапредметные:умение составлять алгоритм действий; ставить перед собой учебную задачу; прогнозировать результат; выполнять задания по плану; умение работать с различными источниками информации.
Основные понятия урока: кореневище, клубень, луковица, корнеплоды
Оборудование: компьютер, проектор, учебная презентация «Видоизменения надземных побегов», учебник, электронный тренажер, тетрадь, карточки, гербарий растений
Тип урока: изучение нового материала
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Проверка д/з.
Фронтальный опрос
-
Под действием каких экологических факторов произошло видоизменения надземных побегов?
-
Перечислите виды надземных побегов. Приведите примеры
-
Докажите, что кочан – это видоизменная почка
3.Актуализация, мотивация(на формулировку темы и задачи урока)(слайды 3-4)
-Назовите органы цветкового растения?
- Что такое побег? Из каких частей он состоит?
Давайте вспомним строение побега. Я буду зачитывать предложения, в которых пропущены слова, эти слова перед вами на слайде. По ходу моего чтения вы должны найти нужное слово.
1. Основной надземный орган растения – это … (побег).
2.Он состоит из осевой части, которая называется … (стебель).
3. К боковым частям побега относятся … (листья).
4. Участок стебля, на котором развивается лист или почка называется … (узел).
5. Новый побег развивается из … (почки).
6. Главный признак, отличающий побег от корня …(образование листьев).
* Как называется стебель, с расположенными на нем листьями и почками? Побег.
Итак, ребята, я убедилась в том, что вы знаете строение побега. А теперь послушайте загадки и догадайтесь, о каких растениях идет речь?
*Я вырос на грядке, характер мой гадкий: Куда ни приду, всех до слез доведу (лук).
*Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!»(картофель).
*Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари освещают фонари.
На больших столбах подряд лампы белые висят (ландыш).
Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ландыша – корневище.
4.Формулировка темы урока, постановка целей Клубень, корневище, луковица, как вы считаете, какими органами они являются – побегами или корнями?
Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называть- видоизмененные побеги.
-Какова тема урока?
Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица - это побеги? Нужно изучить строение этих органов.
Следовательно, какова наша задача на уроке?
- Молодцы, а теперь давайте сформулируем цель урока.
5.Изучение нового материала
- Нам предстоит доказать, что корневища, клубни, луковицы являются видоизмененными побегами. Для этого вам нужно выполнить лабораторную работу №5 «Видоизменения подземных побегов» (приложение 1)
Организует работу обучающихся в парах:
1. Корневище
Вопросы:
* Откуда корневище получило свое название?
- Из-за внешнего сходства с корнем.
* Как отличить корневище от корня?
- У корневища, как у надземных побегов, имеются почки, стебель, узлы и междоузлия.
Из почек весной развиваются молодые надземные побеги. Также у корневища есть видоизмененные листья - пленчатые чешуйки. От листьев могут остаться только листовые рубцы. От корневища отрастают придаточные корни.
* Обозначьте части корневища в карточке.
Кроме ландыша , корневища имеют черника, ирис, пырей
* Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?
- Корневище – это видоизмененный побег, т.к. он имеет все части побега.
2. Клубень
*Как можно доказать, что клубень – это побег? Какие части вы обозначили у клубня?
- Стебель, почки, ростки.
У клубней стеблевая часть утолщенная, т.к. в ней откладываются в запас питательные вещества.
* А как называются почки у клубня?
- Почки называются глазками.
Сами клубни развиваются на верхушке подземных побегов, которые называются столонами. Клубни – это верхушечные утолщения столонов.
* Обозначьте части клубня в карточке
3. Луковица
* Что общего у луковицы с побегом?
- У луковицы есть почти плоский стебель, который называется донце. От донца отходят сухие и сочные листья. Сухие листья выполняют защитную функцию. Также имеются придаточные корни и почки, которые расположены в пазухах сочных листьев. Из почек образуются дочерние луковицы, которые называются детками или зубками.
* Обозначьте части луковицы в карточке
Давайте подведем итог тому, что мы уже изучили.
* Почему корневище, клубень и луковица являются побегами?
- Потому что они, как и надземные побеги имеют стебель, листья и почки.
* А чем они отличаются от обычного надземного побега? Почему их называют видоизмененными побегами?
- Нет зеленых листьев, корневище и клубень имеют толстые стебли, луковица – сочные чешуи.
* Чем можно объяснить необычное строение этих побегов?
- Различием в среде обитания, различием в функциях. 6.Физминутка
Электронная физминутка для глаз
7.Закрепление нового материала
Выберите верные утверждения
1. Корневище, клубень, луковица – видоизмененные побеги.
2. Подземные побеги нельзя использовать для размножения, так как у них нет почек.
3. Клубень – это утолщенный подземный стебель растения.
4.Верхушечные и боковые почки клубня называются детками.
5. Наличие запасных питательных веществ отличает корневище от корня.
6. Основная масса луковицы образована листьями.
8. Рефлексия учебной деятельности
- Оцените свою деятельность на уроке:
Пригодятся ли вам в жизни знания по данной теме?
- Достигнуты ли цель и задачи урока?
Дополните предложение высказав своё мнение об уроке
Сегодня на уроке ….
Я узнал….
Я научился….
Было сложно….
Было легко….
Мне понравилось….
Не понравилось….
Меня удивило….
Эти знания я могу использовать в ….
9. Домашнее задание:
1.проработать §34, с .85 №1-3 (устно)
2. Творческое задание подготовить сообщение о способах размножения картофеля
Приложение 1
Лабораторная работа №5 «Видоизменения подземных побегов»
Цель: найти доказательства принадлежности корневище, клубня и луковицы к подземным побегам.
Оборудование: клубень картофеля, луковица лука, карточки
Ход работы
-
Рассмотрите корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Подпишите его части
2. Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. Рассмотрите глазки, найдите в них почки. Подпишите его части
3. Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у луковицы стебель и листья. Подпишите части
4. Сделайте вывод: докажите, что корневище, клубень и луковица являются видоизменными подземными побегами
Корневище
1
. _____________________________________________
2. _____________________________________________
3. _____________________________________________
4. ______________________________________________
К
лубень
1. ________________________________________________
2. ________________________________________________
3. ________________________________________________
Л
уковица
1.______________________________________________
2. ______________________________________________
3. ______________________________________________
4. ______________________________________________