Урок. Восточные славяне и их соседи
ХОД УРОКА
Организационный момент
Просмотр видео материала- песни славянские –(видео клип).
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?
Ответ учеников.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
- Проблемный вопрос: Почему так важно знать историю восточных славян?
Сегодня нам предстоит выступить в роли исследователей и попытаться ответить на узнать, откуда произошли восточные славяне, как они жили и во что верили.
Тема нашего урока «Восточные славяне и их соседи».
Изучение нового учебного материала
Рассказ учителя о восточных славянах с помощью презентации.
Происхождение восточных славян
Индоевропейцы
(от Индии до запада Европы)
Балты
Славяне
(от Днепра на востоке до Одера на западе)
Восточные славяне: русские, украинцы, белорусы
Западные славяне:
поляки, чехи, словаки
Южные славяне: болгары, сербы, хорваты
Ребята записывают в тетрадях таблицу – схему.
Задание № 1. Прочитать рабочий текст – «Восточные славяне.»
Задание № 2.отметить текст знаками . Правила работы с текстом.
! - информация которая известна;
+- все, что еще не сказали;
v- все, по поводу чего думали иначе;
?- хочу узнать подробнее.
Задание № 3. С помошью рабочего текта – «Восточные славяне» и текста учебника составить вместе с напарником одноклассником схему – Восточные славяне.
Задание № 4. Работая с текстом учебника на с. 30-31, нам необходимо изучить особенности быта и нравов восточных славян. (метод комментируемого чтения). Нарисовать в рабочем листочке жилище славян.
Закрепление учебного материала
Проведение мини викторины о жизни восточных славян с помощью презентации.
Древнерусское государство называлось:
А) Киевская Русь;
Б) Московия;
В) Словения
Г) Санкт- Петербург
(Киевская Русь)
На чем писали древние Славяне:
А) на папирусе;
Б) на бумаге;
В) на бересте;
Г) на стенах пещер
(на бересте)
Слово «лето» у древних Славян означало?
А) время года;
Б) год;
В) календарь;
(год)
Где жили древляне?
А) в лесах;
Б) в пещерах;
В) в квартирах;
Г) на болотах
(в лесах)
Как называется славянская азбука?
иероглиф;
кириллица;
латиница;
веда.
(кириллица)
До принятия христианства Славяне обожествляли:
А) явления природы;
Б) диких зверей;
В) Будду;
Г) великого князя
(явления природы)
Кто первым рассказал нам об истории культуре древних Славянских племен?
А) Кирилл и Мефодий;
Б) летописец Нестор;
В) Иван Грозный
(летописец Нестор)
Предводитель викингов, ставший в 862 году править славянскими племенами?
А) Михаил Романов
Б) Рюрик;
В) Ярослав Мудрый.
(Рюрик)
По поверьям древних Славян это животное самое сильное, являлось священным:
А) лев;
Б) медведь;
В) рысь;
Г) змея.
(медведь)
11. Князь Тьмы и Лукавый у Славян, олицетворяет нечистую силу:
А) водяной;
Б) леший;
В) черт;
Г) домовой.
(черт)
12. Бог Солнца в славянской мифологии?
А) Ярило;
Б) Марс;
В) Венера;
Г) Посейдон.
(Ярило)
13. Мифический крылатый змей, которого невозможно убить стрелой, по верованиям славян?
А) Василиск;
Б) Змей-Горыныч
В) Аспид;
Г) Медуза Горгона
(Аспид)
14. Славяне считали, что человека, убившего это животное, ждет 7 лет несчастий. Речь идет о:
А) медведе;
Б) кошке;
В) лошади;
Г) собаке.
(кошке)
Подведение итогов
Оценка – самооценка у ученков
1- Лист самооценки работы группы
Оцени работу своей группы:
Все ли члены группы принимали участие в работе?
А) Да, все работали одинаково;
Б) Нет, работал только один;
В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.
Дружно ли вы работали? Были ссоры?
А) Работали дружно, ссор не было;
Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;
В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
Тебе нравится результат работы группы?
А) Да, всё получилось хорошо;
Б) Нравится, но можно сделать лучше;
В) Нет, не нравится.
4. Оцени свой вклад в работу группы.
А) Почти всё сделали без меня;
Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;
В) Я принимал участие в обсуждении.
Домашнее задание
- параграф 3 пересказ
- подготовится к викторине- языческие славянский пантеон богов.