СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Воздух и его свойства. Ветер и его свойства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Воздух и его свойства. Ветер и его свойства"

Просмотр содержимого документа
«Урок "Воздух и его свойства. Ветер и его свойства"»

Урок природоведения

«Воздух и его свойства. Ветер как движение воздуха»

Цель: сформировать представление о свойствах воздуха, его составе, значении и нахождении в природе; раскрыть причины возникновения ветра и сформировать представление об использовании его человеком; развивать навыки творческой, исследовательской работы во время наблюдений за объектами и явлениями неживой и живой природы; содействовать овладению способами учебно- познавательной и природоохранной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: стенд- календарь фенологических наблюдений: для проведения опытов: веера, воздушные шары, сосуд с водой, колба, стакан, резиновая игрушка, бумажные пропеллеры; проектор.

Ход урока

I. Организация класса

II. Актуализация опорных знаний

1. Обобщающая беседа по результатам наблюдений за изменениями природы.

-Какое сейчас время года?

-А сколько месяцев оно длится? Назовите их.

-Какие признаки осени вам известны?

-Какие наблюдения характеризуют погоду?

(Состояние неба, температура воздуха, ветер, осадки.)

-Какую самую высокую температуру воздуха вы наблюдали на этой неделе? Какой была самая низкая температура воздуха?

-Были ли осадки? Какие именно?

-Как изменялась погода?

-Какие характерные изменения в жизни растений и животных вы наблюдали?

-Какую помощь вы оказывали своим зеленым друзьям- растениям?

2. Отгадывание загадок.

Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели. (Воздух)

- Как вы догадались ,что это воздух? Для чего нужен воздух?

III. Мотивация учебной деятельности

1. Постановка проблемы для выяснения темы урока

Дети, сегодня у нас на уроке гость. Это Дим-Димыч. Он очень любит путешествовать и сейчас собирается в большое путешествие на воздушном шаре.

- Как вы думаете, с помощью чего будет двигаться воздушный шар? (Ответы учеников)

Давайте послушаем, что расскажут Дим-Димычу об этом «ФИКСИКИ» (просмотр мультфильма)

2. Беседа

- Что такое воздух? К какой природе он относится?

-Какие свойства имеет воздух? Как человек использует воздух, ветер?

-Какое значение воздух имеет для всего живого? Каким воздухом должен дышать человек?

IV. Сообщение темы и цели урока

Путешествие на воздушном шаре может осуществиться, если вокруг него будет воздух. Он имеет свой характер, т.е. присущие только ему качества. От того, какими будут отношения воздуха с Солнцем, зависит появление ветра. Кстати, ветер расскажет много интересного о своей работе.

V. Первичное восприятие и осознание нового материала

1. Исследовательско – практическая работа

Опыт 1

-Посмотрите вокруг. Я не вижу воздуха. А вы? Как доказать, что нас все же окружает воздух?

Возьмите веер и помашите перед лицом. Что вы ощутили? А почему мы не видим воздуха?

-Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: воздух не имеет цвета, он прозрачен.

Опыт 2

-Имеет ли воздух форму? Каждый из вас получил воздушный шар? Надуйте шарик, зажмите отверстие. Что содержится внутри шариков?

-Какую форму приобрёл воздух в шариках? Какой вывод сделаем?

Вывод: воздух не имеет формы. Он приобретает форму того предмета, в котором содержится.

Опыт 3

-Имеет ли воздух запах? Сделайте вдох-выдох. Вдох-выдох. Ощущайте ли вы какой- либе запах? Какой вывод можно сделать?

Вывод: воздух не имеет запаха.

Опыт 4

В сосуд с водой опускаем пустую колбу кверху дном. Нагреть колбу руками(зараннее подержите руки на батарее). Не вынимая колбы из воды, накрыть её мокрой холодной тканью( желательно смочить ткань холодной водой)

Вывод: из стакана выходят пузырьки воздуха, так как нагретый воздух расширяется. В колбу начнет заходить вода, так как воздух в ней сжался.

Опыт 5

-Занимает ли воздух место? Я опускаю перевёрнутый стакан в банку с водой. Что мы наблюдаем? Теперь осторожно наклоняем стакан. Что произошло? Как вы объясните?

Вывод: воздух занимает пространство.

Опыт 6

-Что легче – воздух или вода?

Возьмем кусок резины и опустим в прозрачный сосуд, наполненный водой. Что сделала резина? (Утонула.) Теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что вы заметили? Почему же резина утонула, а игрушка- нет? (Внутри игрушки содержится воздух, который имеет определенную массу, но воздух легче воды.)

Вывод: воздух легче воды.

2. Работа в группах. Составление блок-схемы «Свойства воздуха» на основе обобщения результатов исследования.

3. Рассказ учителя с элементами беседы об образовании ветра.

Воздух есть везде, но ощутить его можно только тогда, когда он движется. Ветер- это движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх, а холодный тяжелее, поэтому опускается вниз. Так непрерывно воздух движется снизу вверх и сверху вниз. Чем выше от земли, тем холоднее. Вот эти перемещения мы и называет ветром.

- Где люди используют работу ветра?

Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, крутит ветреные мельницы, помогает вырабатывать энергию.

4. Просмотр видеоролика «Сила ветра»

-Каким бывает ветер?

5. Рассказ учителя с элементами беседы о чистоте воздуха

Воздух, дети, - ценность бесспорная.

Для нас он источник жизни самой.

Сила всегда в нем живет благотворная,

Прочность основы жизни любой.

Для здоровья людей и для всех живущих на земле нужен чистый воздух. К сожалению, многие города нашей страны загрязнены.

-Что же загрязняет воздух?

Транспортные средства выделяют вредные и выхлопные газы, в них много ядовитых веществ. Сильно загрязняют воздух пожары. Заводы и фабрики тоже выбрасывают в воздух вредные вещества.

6. Упражнение «Мозговой штурм». Составление правил очищения воздуха.

-Как предотвратить употребление загрязненного воздуха?

Дыхательная физминутка «Дышим вместе»

Дети образуют круг или несколько кругов, держась за руки. Пробуют все вместе вдох и выдох. Вдыхая, слегка сжимают кулаки; выдыхая, расслабляют руки и все вместе произносят: «Аааа…», пока из лёгких не выйдет воздух.

VI. Закрепление и осмысление знаний

1. Работа в тетрадях на печатной основе (с.15)

Задание 1. Работа с деформированным текстом.

Задание 2. Заполнение схемы «Свойства воздуха».

Задание 3. Определение силы ветра по рисункам.

2. Практическая работа с бумажным пропеллером( изготовлен заранее на уроке труда)

-Определи с помощью пропеллера, куда двигается воздух над горячей батареей и холодный воздух – рядом с форточкой.

3. Дидактическая игра «Добрый и злой ветер»

- Представьте, что вы «добрый» или «злой» ветер. Подумайте и разыграйте истории о покупках «доброго» или «злого» ветра.

VII. Обобщение и систематизация знаний

1. Работа над пословицами и поговорками.

Где есть чистый воздух, там-жизнь.

Ищи ветра в поле.

Не бросай слов на ветер.

2. Работа в группах.

-Подберите примеры действий людей по сохранению воздуха чистым.

-Подберите примеры того, как люди используют работу ветра

VIII. Рефлексия

Думаю, Дим-Димыч остался доволен своим путешествием.

-Какое свойство воздуха помогло ему подняться на воздушном шаре? Пожелаем ему счастливого пути и чистого воздуха.

IX. Домашнее задание

Провести экологическое исследование




Экологическое исследование

Тема: Экологическое состояние класса, школьного коридора, столовой.

Цель: определить экологическое состояние класса, коридора, столовой, уровень загрязнения воздуха в этих помещениях.

I. Исследовательская работа

Инструкция поиска

1. Намажьте вазелином полоски белой плотной бумаги.

2. Прикрепите полоски бумаги в классе, коридоре, школьной столовой.

3. Через 4-5 дней посмотрите на полоски сквозь лупу.

4.Объясните, что видно на полосках. Откуда взялись частички грязи? В каком месте их меньше? В каком месте их больше всего?

5. Сделайте выводы: как эти частицы грязи и пыли влияют на здоровье школьников и учителей; можно ли обеспечить чистоту в помещениях школы?

II. Обработка результатов

После изучения уровня загрязнения воздуха школьники выяснили, в каком помещении самый загрязненный воздух, почему и что нужно делать, чтобы избежать этого в дальнейшем.

Таким образом, школьники пришли к выводу. Что в загрязненных помещениях школы опасно находиться, поскольку пыль оседает на стенках легких человека и вызывает различные заболевания. Поэтому во всех помещениях нужно делать влажную уборку, в классе ходить в сменной обуви и чаще проводить «рейды чистоты» в школе.