Урок природоведения
«Воздух и его свойства. Ветер как движение воздуха»
Цель: сформировать представление о свойствах воздуха, его составе, значении и нахождении в природе; раскрыть причины возникновения ветра и сформировать представление об использовании его человеком; развивать навыки творческой, исследовательской работы во время наблюдений за объектами и явлениями неживой и живой природы; содействовать овладению способами учебно- познавательной и природоохранной деятельности; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: стенд- календарь фенологических наблюдений: для проведения опытов: веера, воздушные шары, сосуд с водой, колба, стакан, резиновая игрушка, бумажные пропеллеры; проектор.
Ход урока
I. Организация класса
II. Актуализация опорных знаний
1. Обобщающая беседа по результатам наблюдений за изменениями природы.
-Какое сейчас время года?
-А сколько месяцев оно длится? Назовите их.
-Какие признаки осени вам известны?
-Какие наблюдения характеризуют погоду?
(Состояние неба, температура воздуха, ветер, осадки.)
-Какую самую высокую температуру воздуха вы наблюдали на этой неделе? Какой была самая низкая температура воздуха?
-Были ли осадки? Какие именно?
-Как изменялась погода?
-Какие характерные изменения в жизни растений и животных вы наблюдали?
-Какую помощь вы оказывали своим зеленым друзьям- растениям?
2. Отгадывание загадок.
Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели. (Воздух)
- Как вы догадались ,что это воздух? Для чего нужен воздух?
III. Мотивация учебной деятельности
1. Постановка проблемы для выяснения темы урока
Дети, сегодня у нас на уроке гость. Это Дим-Димыч. Он очень любит путешествовать и сейчас собирается в большое путешествие на воздушном шаре.
- Как вы думаете, с помощью чего будет двигаться воздушный шар? (Ответы учеников)
Давайте послушаем, что расскажут Дим-Димычу об этом «ФИКСИКИ» (просмотр мультфильма)
2. Беседа
- Что такое воздух? К какой природе он относится?
-Какие свойства имеет воздух? Как человек использует воздух, ветер?
-Какое значение воздух имеет для всего живого? Каким воздухом должен дышать человек?
IV. Сообщение темы и цели урока
Путешествие на воздушном шаре может осуществиться, если вокруг него будет воздух. Он имеет свой характер, т.е. присущие только ему качества. От того, какими будут отношения воздуха с Солнцем, зависит появление ветра. Кстати, ветер расскажет много интересного о своей работе.
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1. Исследовательско – практическая работа
Опыт 1
-Посмотрите вокруг. Я не вижу воздуха. А вы? Как доказать, что нас все же окружает воздух?
Возьмите веер и помашите перед лицом. Что вы ощутили? А почему мы не видим воздуха?
-Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: воздух не имеет цвета, он прозрачен.
Опыт 2
-Имеет ли воздух форму? Каждый из вас получил воздушный шар? Надуйте шарик, зажмите отверстие. Что содержится внутри шариков?
-Какую форму приобрёл воздух в шариках? Какой вывод сделаем?
Вывод: воздух не имеет формы. Он приобретает форму того предмета, в котором содержится.
Опыт 3
-Имеет ли воздух запах? Сделайте вдох-выдох. Вдох-выдох. Ощущайте ли вы какой- либе запах? Какой вывод можно сделать?
Вывод: воздух не имеет запаха.
Опыт 4
В сосуд с водой опускаем пустую колбу кверху дном. Нагреть колбу руками(зараннее подержите руки на батарее). Не вынимая колбы из воды, накрыть её мокрой холодной тканью( желательно смочить ткань холодной водой)
Вывод: из стакана выходят пузырьки воздуха, так как нагретый воздух расширяется. В колбу начнет заходить вода, так как воздух в ней сжался.
Опыт 5
-Занимает ли воздух место? Я опускаю перевёрнутый стакан в банку с водой. Что мы наблюдаем? Теперь осторожно наклоняем стакан. Что произошло? Как вы объясните?
Вывод: воздух занимает пространство.
Опыт 6
-Что легче – воздух или вода?
Возьмем кусок резины и опустим в прозрачный сосуд, наполненный водой. Что сделала резина? (Утонула.) Теперь опустим в воду резиновую игрушку. Что вы заметили? Почему же резина утонула, а игрушка- нет? (Внутри игрушки содержится воздух, который имеет определенную массу, но воздух легче воды.)
Вывод: воздух легче воды.
2. Работа в группах. Составление блок-схемы «Свойства воздуха» на основе обобщения результатов исследования.

3. Рассказ учителя с элементами беседы об образовании ветра.
Воздух есть везде, но ощутить его можно только тогда, когда он движется. Ветер- это движение воздуха. Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается вверх, а холодный тяжелее, поэтому опускается вниз. Так непрерывно воздух движется снизу вверх и сверху вниз. Чем выше от земли, тем холоднее. Вот эти перемещения мы и называет ветром.
- Где люди используют работу ветра?
Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, крутит ветреные мельницы, помогает вырабатывать энергию.
4. Просмотр видеоролика «Сила ветра»
-Каким бывает ветер?
5. Рассказ учителя с элементами беседы о чистоте воздуха
Воздух, дети, - ценность бесспорная.
Для нас он источник жизни самой.
Сила всегда в нем живет благотворная,
Прочность основы жизни любой.
Для здоровья людей и для всех живущих на земле нужен чистый воздух. К сожалению, многие города нашей страны загрязнены.
-Что же загрязняет воздух?
Транспортные средства выделяют вредные и выхлопные газы, в них много ядовитых веществ. Сильно загрязняют воздух пожары. Заводы и фабрики тоже выбрасывают в воздух вредные вещества.
6. Упражнение «Мозговой штурм». Составление правил очищения воздуха.
-Как предотвратить употребление загрязненного воздуха?
Дыхательная физминутка «Дышим вместе»
Дети образуют круг или несколько кругов, держась за руки. Пробуют все вместе вдох и выдох. Вдыхая, слегка сжимают кулаки; выдыхая, расслабляют руки и все вместе произносят: «Аааа…», пока из лёгких не выйдет воздух.
VI. Закрепление и осмысление знаний
1. Работа в тетрадях на печатной основе (с.15)
Задание 1. Работа с деформированным текстом.
Задание 2. Заполнение схемы «Свойства воздуха».
Задание 3. Определение силы ветра по рисункам.
2. Практическая работа с бумажным пропеллером( изготовлен заранее на уроке труда)
-Определи с помощью пропеллера, куда двигается воздух над горячей батареей и холодный воздух – рядом с форточкой.
3. Дидактическая игра «Добрый и злой ветер»
- Представьте, что вы «добрый» или «злой» ветер. Подумайте и разыграйте истории о покупках «доброго» или «злого» ветра.
VII. Обобщение и систематизация знаний
1. Работа над пословицами и поговорками.
Где есть чистый воздух, там-жизнь.
Ищи ветра в поле.
Не бросай слов на ветер.
2. Работа в группах.
-Подберите примеры действий людей по сохранению воздуха чистым.
-Подберите примеры того, как люди используют работу ветра
VIII. Рефлексия
Думаю, Дим-Димыч остался доволен своим путешествием.
-Какое свойство воздуха помогло ему подняться на воздушном шаре? Пожелаем ему счастливого пути и чистого воздуха.
IX. Домашнее задание
Провести экологическое исследование
Экологическое исследование
Тема: Экологическое состояние класса, школьного коридора, столовой.
Цель: определить экологическое состояние класса, коридора, столовой, уровень загрязнения воздуха в этих помещениях.
I. Исследовательская работа
Инструкция поиска
1. Намажьте вазелином полоски белой плотной бумаги.
2. Прикрепите полоски бумаги в классе, коридоре, школьной столовой.
3. Через 4-5 дней посмотрите на полоски сквозь лупу.
4.Объясните, что видно на полосках. Откуда взялись частички грязи? В каком месте их меньше? В каком месте их больше всего?
5. Сделайте выводы: как эти частицы грязи и пыли влияют на здоровье школьников и учителей; можно ли обеспечить чистоту в помещениях школы?
II. Обработка результатов
После изучения уровня загрязнения воздуха школьники выяснили, в каком помещении самый загрязненный воздух, почему и что нужно делать, чтобы избежать этого в дальнейшем.
Таким образом, школьники пришли к выводу. Что в загрязненных помещениях школы опасно находиться, поскольку пыль оседает на стенках легких человека и вызывает различные заболевания. Поэтому во всех помещениях нужно делать влажную уборку, в классе ходить в сменной обуви и чаще проводить «рейды чистоты» в школе.