Урок 84-85. Законы сохранения в механике (повторение).
Тему урока и дату записать в рабочую тетрадь
Цель урока: повторение и закрепление знаний по теме «Законы сохранения в механике и их применение».
ДЗ: §20-22 (повт.).
Электронный ресурс: http://class-fizik.ru/v9.html
I. В ходе урока необходимо вспомнить понятия: замкнутая система тел, реактивное движение.
II. В ходе урока необходимо вспомнить физические величины: импульс тела, кинетическая и потенциальная энергия.
III. В ходе урока необходимо вспомнить законы (формулировка, границы применения): закон сохранения импульса, закон сохранения механической энергии.
IV. В ходе урока необходимо выполнить задания.
Модульная карта урока (внимательно изучаем, видеоролики просматриваем обязательно, так как они помогают вспомнить изученный ранее материал по теме «Законы сохранения в механике и их применение»).
УЭ | Учебный материал с указанием цели и заданий | Комментарий для обучающихся |
УЭ1 | Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Законы сохранения в механике и их применение». | А.В.Пёрышкин, Е.М.Гутник, учебник §20-22. |
УЭ2 | Цель: повторение и закрепление знаний по теме «Импульс, закон сохранения импульса». Часто бывает очень сложно определить действующие на тело силы, так как время взаимодействия тел очень короткое. В таком случае используется понятие импульса. Посмотреть видеоролик и записать в рабочую тетрадь информацию про импульс: 1.Понятие «импульс» введено Р.Декартом. 2.Импульс – векторная физическая величина, т.е. имеет направление. 3.Формула для вычисления импульса: р = mv. 4.Направление вектора импульса совпадает всегда с направлением вектора скорости тела. 5.Единица измерения импульса: [р] = [кг] [м/с]. 6.Изменение импульса равно: ∆р = р2 – р1, где р2 – конечный импульс, р1 – начальный импульс Задание (выполнить письменно в рабочей тетради на листе контроля, смотри ниже). 1.Найти импульс грузового автомобиля массой 10 т, движущегося со скоростью36 км/ч, и легкового автомобиля массой 1 т, движущегося со скоростью 25 м/с. 2.Поезд массой 2000 т, двигаясь прямолинейно, снизил свою скорость с 72 км/ч до 36 км/ч. Определить изменение импульса поезда. 3.С какой скоростью должна летать хоккейная шайба массой 160 г, чтобы её импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 600 м/с? | Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/cHWJr0PufIg Записать в рабочую тетрадь. Сделать на листе контроля. |
УЭ3 | Цель: повторение закона сохранения импульса. Импульс сохраняется. Это одно из важнейших свойств импульса. Сохранения импульса происходит в замкнутой изолированной системе тел – система тел, которые взаимодействуют только между собой, а внешнее воздействие отсутствует или не влияет на характер движения и взаимодействия тел (найти определение закона сохранения импульса в учебнике или посмотреть видеоролик снова): + = р1 + р2. Существует алгоритм решения задач на закон сохранения импульса. 1.Сделать чертёж, на котором изобразить взаимодействующие тела до и после их взаимодействия, расставить у тел векторы скоростей или импульсов и указать массы тел, выбрать систему координат (оси х и у). 2.Записать проекции импульсов тел на выбранные оси координат до и после взаимодействия. 3.Составить уравнения закона сохранения импульса для данной задачи. 4.По полученному уравнению найти то, что требуется в задаче. Записать ответ. Пример. Два неупругих тела массами 2 и 6 кг соответственно, движутся навстречу друг другу со скоростями 2 м/с каждое. С какой скоростью и в каком направлении будут двигаться тела после неупругого столкновения? Дано: m1 = 2 кг Решение. m2 = 6 кг Неупругий удар – удар, после которого тела движутся как единое целое. v1 = v2 = 2 м/с Делаем чертёж v1 v2 v Н айти: v. m1 m2 m1 + m2 до после Х Записываем проекции импульсов тел на выбранную ось оХ: р1х = – m1v1 – до взаимодействия; рх = (m1 + m2)v – после взаимодействия. р2х = m2v2 Составляем уравнение закона сохранения импульса: р1х + р2х = рх или m2v2 – m1v1 = (m1 + m2)v. Отсюда находим искомую скорость: v = = 1 м/с. Скорость направлена в сторону движения тела большей массы. Это показывает знак у получившейся скорости. Ответ: 1 м/с. Задание (выполнить письменно в рабочей тетради на листе контроля, смотри ниже). Упр 21 (№1) Повторить §21 и посмотреть видеоролик. | Записать формулу в рабочую тетрадь. Записать алгоритм и пример в рабочую тетрадь. Сделать на листе контроля. Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/Ye2a7S89cek |
УЭ4 | Цель: повторить понятия кинетическая и потенциальная энергия, закон сохранения механической энергии. Тело может обладать энергией. Различают механическую энергию, внутреннюю энергию и энергию покоя тела. К механической энергии относятся кинетическая и потенциальная энергия. Используя §22 или видеоролик запишите в тетрадь формулы для механической энергии: Ек = – кинетическая энергия; Еп = mgh – потенциальная энергия тела, поднятого над поверхностью земли. Кинетическая энергия определяется только для движущихся тел, потенциальная – для взаимодействующих тел. Механическая энергия: W = Ек + Еп. В природе существует закон сохранения механической энергии. Найдите формулировку закона сохранения механической энергии (§22 или посмотреть ещё раз видеоролик): Ек1 + Еп1 = Ек2 + Еп2. Используя примеры 1 и 2 учебника (§22), выполнить упр.22 (№№2,3) | Посмотреть видеоролик. Для этого пройти по ссылке: https://www.youtube.com/embed/ThzhWigLqCs Записать формулы в рабочую тетрадь. Записать формулу в рабочую тетрадь. Записать формулу в рабочую тетрадь. Сделать на листе контроля. |
Лист контроля (записать только ответы и прислать на проверку 20.04.2020 к 14.00 по e-mail: [email protected])
УЭ2 | УЭ3 | УЭ4 |
№1 | №2 | №3 | Упр 21 (№1) | Упр 22 (№2) | Упр.22 (№3) |
| | | | | |
Ниже представлено задание на оценку. Его необходимо выполнить в рабочей тетради, сфотографировать и прислать для проверки 20.04.2020 не позднее 14.00 по e-mail: [email protected])
Выполнить работу по карточке (смотри ниже) Выбираете вариант карточки согласно списка (смотри ниже). Например, Балуха Алексей – первый в списке, значит, решает вариант 1. Варианты карточек идут после списков. |
1.Балуха Алексей 1.Бодина Алина |
2.Барданов Вадим 2.Воробкалова Юлиана |
3.Богданова Анастасия 3.Гусева Елизавета |
4.Возисова Елизавета 4.Дементьев Максим |
5.Городничев Владислав 5.Иванова Диана |
6.Григорьева Алёна 6.Квартальной Денис |
7.Иллук Сергей 7.Крисюк Максим |
8.Калашников Денис 8.Лебедев Александр |
9.Конюшенкова Валерия 9.Межурецкий Павел |
10.Кулагин Игорь 10.Михин Денис |
11.Лошакова Татьяна 11.Морозов Владислав |
12.Макарова Екатерина 12.Некрасова Анастасия |
13.Меднис Алина 13.Орлова Виктория |
14.Миронова Валерия 14.Патрикеев Егор |
15.Мосол Анастасия 15.Пляшешник Сергей |
16.Никитин Александр 16.Рогалёв Данил |
17.Никифоров Кирилл 17.Романов Максим |
18.Орлова Ульяна 18.Сидельникова Анна |
19.Пучкова Ольга 19.Смирнова Марина |
20.Розов Даниил 20.Соболев Роман |
21.Соколов Алексей 21.Стогова Наталья |
22.Соловьёв Владислав 22.Теслюк Андрей |
23.Соловьёва Алина 23.Фёдорова Софья |
24.Сугян Роберт 24.Челмодеева Евгения |
25.Сугян Роланд 25.Чернов Кирилл |
26.Тимошин Максим 26.Чернышов Валерий |
27.Фролов Дмитрий 27.Шемота Александр |
28.Харитова Татьяна 28.Школьникова Елена |
Вариант 1
№1
Какое из тел имеет больший импульс: автомобиль массой 2 т, который движется со скоростью 54 км/ч, или снаряд массой 0,5 кг, летящий со скоростью 500 м/с?
№2
Насколько изменяется потенциальная энергия камня весом 25 Н при опускании его на 2 м?
№3
Ледокол массой 6000 т, идущий с выключенным двигателем со скоростью 8 м/с, наталкивается на неподвижную льдину и движет её впереди себя. Скорость ледокола уменьшается при этом на 3 м/с. Определить массу льдины.
Вариант 2
№1
Какова кинетическая энергия космического корабля массой 6,6 т, движущегося по орбите со скоростью 7,8 км/с?
№2
Два шарика одинаковой массы равномерно катятся по столу. Скорость первого шарика 0,5 м/с, скорость второго – 2 м/с. Импульс какого шарика больше и во сколько раз?
№3
Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вариант 3
№1
Найти импульс грузового автомобиля массой 10 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.
№2
Камень массой 3 кг поднимают на высоту 7 м. На сколько изменяется потенциальная энергия камня?
№3
Тележка с песком массой 10 кг катится со скоростью 1 м/с по горизонтальному пути без трения. Навстречу тележке летит шар массой 2 кг с горизонтальной скоростью 7 м/с. шар после встречи с тележкой застрял в песке. С какой скоростью покатится тележка после попадания в неё шара?
Вариант 4
№1
Масса футбольного мяча в 3 раза больше, а скорость в 3 раза меньше хоккейной шайбы. Сравнить их кинетические энергии.
№2
С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160 г, чтобы её импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 600 м/с?
№3
С какой начальной скоростью надо бросить вертикально вниз мяч с высоты 5 м, чтобы после удара о гладкую горизонтальную поверхность он подпрыгнул на высоту 12 м? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вариант 5
№1
Найти импульс легкового автомобиля массой 1 т, движущегося со скоростью 25 м/с.
№2
Какова масса тела, если при подъёме на 4 м его потенциальная энергия увеличилась на 100 Дж?
№3
Железнодорожный вагон, движущийся со скоростью 0,5 м/с, сталкивается с платформой, движущейся со скоростью 0,2 м/с в том же направлении, что и вагон. После столкновения они движутся вместе. Определите скорость их совместного движения. Масса вагона 20 т, а масса платформы 8 т.Сопротивлением воздуха и трением колёс о рельсы пренебречь.
Вариант 6
№1
Скорость сплавляемого по реке плота и скорость течения воды в реке одинаковы. Что обладает большей кинетической энергией: вода объёмом 1 м3 или древесина объёмом 1 м3? Плотность воды 1 г/см3, древесины – 0,4 г/см3.
№2
Каким импульсом обладает тело весом 30 Н, движущееся со скоростью 10 м/с?
№3
Тело начало падать с высоты 8 м. Какую скорость оно будет иметь в 2 м от поверхности земли? Трение о воздух не учитывать.
Вариант 7
№1
Стальной шар движется со скоростью 1,5 м/с, а алюминиевый шар такого же объёма – со скоростью 5 м/с. Сравнить импульсы шаров. Плотность меди 7,8 г/см3, алюминия – 2,7 г/см3.
№2
Какова кинетическая энергия снаряда весом 20 Н, летящего со скоростью 1000 м/с?
№3
Граната, летевшая в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с, разорвалась на две части массами 1 кг и 1,5 кг соответственно, которые продолжали лететь тоже в горизонтальном направлении. Скорость большего куска возросла до 25 м/с. Определите скорость меньшего куска.
Вариант 8
№1
Масса самосвала в 18 раз больше массы легкового автомобиля, а скорость самосвала в 6 раз меньше скорости легкового автомобиля. Сравнить кинетические энергии тел.
№2
Каким импульсом обладает тело весом 45 Н, движущееся со скоростью 6 м/с?
№3
Тело бросили вертикально вверх со скоростью 15 м/с. На какой высоте его скорость уменьшится в 3 раза? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вариант 9
№1
Какова масса тела, движущегося со скоростью 36 км/ч и обладающего импульсом 200 кг
м/с?
№2
На какую высоту надо поднять тело массой 15 кг, чтобы потенциальная энергия тела увеличилась на 45 Дж?
№3
Снаряд массой 20 кг, летящий горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в платформу с песком массой 10 т и застревает в песке. С какой скоростью покатится платформа, если она двигалась со скоростью 5 м/с до попадания снаряда в том же направлении, что и снаряд? Трением пренебречь.
Вариант 10
№1
На какой высоте потенциальная энергия груза массой 2 т равна 10 кДж?
№2
С какой скоростью должен двигаться автомобиль с пассажирами общей массой 2 т, чтобы его импульс был равен 4000 кг
м/с?
№3
С башни высотой 25 м горизонтально брошен камень со скоростью 15 м/с. Чему равна скорость камня в 5 м от поверхности земли?
Вариант 11
№1
Какое из тел имеет больший импульс: автомобиль массой 2 т, который движется со скоростью 54 км/ч, или снаряд массой 0,5 кг, летящий со скоростью 500 м/с?
№2
Два шарика одинаковой массы равномерно катятся по столу. Скорость первого шарика 0,5 м/с, скорость второго – 2 м/с. Импульс какого шарика больше и во сколько раз?
№3
Тележка с песком массой 10 кг катится со скоростью 1 м/с по горизонтальному пути без трения. Навстречу тележке летит шар массой 2 кг с горизонтальной скоростью 7 м/с. шар после встречи с тележкой застрял в песке. С какой скоростью покатится тележка после попадания в неё шара?
Вариант 12
№1
Какова кинетическая энергия космического корабля массой 6,6 т, движущегося по орбите со скоростью 7,8 км/с?
№2
Камень массой 3 кг поднимают на высоту 7 м. На сколько изменяется потенциальная энергия камня?
№3
С какой начальной скоростью надо бросить вертикально вниз мяч с высоты 5 м, чтобы после удара о гладкую горизонтальную поверхность он подпрыгнул на высоту 12 м? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вариант 13
№1
Найти импульс грузового автомобиля массой 10 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.
№2
С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160 г, чтобы её импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 600 м/с?
№3
Железнодорожный вагон, движущийся со скоростью 0,5 м/с, сталкивается с платформой, движущейся со скоростью 0,2 м/с в том же направлении, что и вагон. После столкновения они движутся вместе. Определите скорость их совместного движения. Масса вагона 20 т, а масса платформы 8 т.Сопротивлением воздуха и трением колёс о рельсы пренебречь.
Вариант 14
№1
Масса футбольного мяча в 3 раза больше, а скорость в 3 раза меньше хоккейной шайбы. Сравнить их кинетические энергии.
№2
Какова масса тела, если при подъёме на 4 м его потенциальная энергия увеличилась на 100 Дж?
№3
Тело начало падать с высоты 8 м. Какую скорость оно будет иметь в 2 м от поверхности земли? Трение о воздух не учитывать.
Вариант 15
№1
Найти импульс легкового автомобиля массой 1 т, движущегося со скоростью 25 м/с.
№2
Каким импульсом обладает тело весом 30 Н, движущееся со скоростью 10 м/с?
№3
Граната, летевшая в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с, разорвалась на две части массами 1 кг и 1,5 кг соответственно, которые продолжали лететь тоже в горизонтальном направлении. Скорость большего куска возросла до 25 м/с. Определите скорость меньшего куска.
Вариант 16
№1
Скорость сплавляемого по реке плота и скорость течения воды в реке одинаковы. Что обладает большей кинетической энергией: вода объёмом 1 м3 или древесина объёмом 1 м3? Плотность воды 1 г/см3, древесины – 0,4 г/см3.
№2
Какова кинетическая энергия снаряда весом 20 Н, летящего со скоростью 1000 м/с?
№3
Тело бросили вертикально вверх со скоростью 15 м/с. На какой высоте его скорость уменьшится в 3 раза? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вариант 17
№1
Стальной шар движется со скоростью 1,5 м/с, а алюминиевый шар такого же объёма – со скоростью 5 м/с. Сравнить импульсы шаров. Плотность меди 7,8 г/см3, алюминия – 2,7 г/см3.
№2
Каким импульсом обладает тело весом 45 Н, движущееся со скоростью 6 м/с?
№3
Снаряд массой 20 кг, летящий горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в платформу с песком массой 10 т и застревает в песке. С какой скоростью покатится платформа, если она двигалась со скоростью 5 м/с до попадания снаряда в том же направлении, что и снаряд? Трением пренебречь.
Вариант 18
№1
Масса самосвала в 18 раз больше массы легкового автомобиля, а скорость самосвала в 6 раз меньше скорости легкового автомобиля. Сравнить кинетические энергии тел.
№2
На какую высоту надо поднять тело массой 15 кг, чтобы потенциальная энергия тела увеличилась на 45 Дж?
№3
С башни высотой 25 м горизонтально брошен камень со скоростью 15 м/с. Чему равна скорость камня в 5 м от поверхности земли?
Вариант 19
№1
Какова масса тела, движущегося со скоростью 36 км/ч и обладающего импульсом 200 кг
м/с?
№2
С какой скоростью должен двигаться автомобиль с пассажирами общей массой 2 т, чтобы его импульс был равен 4000 кг
м/с?
№3
Ледокол массой 6000 т, идущий с выключенным двигателем со скоростью 8 м/с, наталкивается на неподвижную льдину и движет её впереди себя. Скорость ледокола уменьшается при этом на 3 м/с. Определить массу льдины.
Вариант 20
№1
На какой высоте потенциальная энергия груза массой 2 т равна 10 кДж?
№2
Насколько изменяется потенциальная энергия камня весом 25 Н при опускании его на 2 м?
№3
Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вариант 21
№1
Какое из тел имеет больший импульс: автомобиль массой 2 т, который движется со скоростью 54 км/ч, или снаряд массой 0,5 кг, летящий со скоростью 500 м/с?
№2
Камень массой 3 кг поднимают на высоту 7 м. На сколько изменяется потенциальная энергия камня?
№3
Железнодорожный вагон, движущийся со скоростью 0,5 м/с, сталкивается с платформой, движущейся со скоростью 0,2 м/с в том же направлении, что и вагон. После столкновения они движутся вместе. Определите скорость их совместного движения. Масса вагона 20 т, а масса платформы 8 т.Сопротивлением воздуха и трением колёс о рельсы пренебречь.
Вариант 22
№1
Какова кинетическая энергия космического корабля массой 6,6 т, движущегося по орбите со скоростью 7,8 км/с?
№2
С какой скоростью должна лететь хоккейная шайба массой 160 г, чтобы её импульс был равен импульсу пули массой 8 г, летящей со скоростью 600 м/с?
№3
Тело начало падать с высоты 8 м. Какую скорость оно будет иметь в 2 м от поверхности земли? Трение о воздух не учитывать.
Вариант 23
№1
Найти импульс грузового автомобиля массой 10 т, движущегося со скоростью 36 км/ч.
№2
Какова масса тела, если при подъёме на 4 м его потенциальная энергия увеличилась на 100 Дж?
№3
Граната, летевшая в горизонтальном направлении со скоростью 10 м/с, разорвалась на две части массами 1 кг и 1,5 кг соответственно, которые продолжали лететь тоже в горизонтальном направлении. Скорость большего куска возросла до 25 м/с. Определите скорость меньшего куска.
Вариант 24
№1
Масса футбольного мяча в 3 раза больше, а скорость в 3 раза меньше хоккейной шайбы. Сравнить их кинетические энергии.
№2
Каким импульсом обладает тело весом 30 Н, движущееся со скоростью 10 м/с?
№3
Тело бросили вертикально вверх со скоростью 15 м/с. На какой высоте его скорость уменьшится в 3 раза? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вариант 25
№1
Найти импульс легкового автомобиля массой 1 т, движущегося со скоростью 25 м/с.
№2
Какова кинетическая энергия снаряда весом 20 Н, летящего со скоростью 1000 м/с?
№3
Снаряд массой 20 кг, летящий горизонтально со скоростью 500 м/с, попадает в платформу с песком массой 10 т и застревает в песке. С какой скоростью покатится платформа, если она двигалась со скоростью 5 м/с до попадания снаряда в том же направлении, что и снаряд? Трением пренебречь.
Вариант 26
№1
Скорость сплавляемого по реке плота и скорость течения воды в реке одинаковы. Что обладает большей кинетической энергией: вода объёмом 1 м3 или древесина объёмом 1 м3? Плотность воды 1 г/см3, древесины – 0,4 г/см3.
№2
Каким импульсом обладает тело весом 45 Н, движущееся со скоростью 6 м/с?
№3
С башни высотой 25 м горизонтально брошен камень со скоростью 15 м/с. Чему равна скорость камня в 5 м от поверхности земли?
Вариант 27
№1
Стальной шар движется со скоростью 1,5 м/с, а алюминиевый шар такого же объёма – со скоростью 5 м/с. Сравнить импульсы шаров. Плотность меди 7,8 г/см3, алюминия – 2,7 г/см3.
№2
На какую высоту надо поднять тело массой 15 кг, чтобы потенциальная энергия тела увеличилась на 45 Дж?
№3
Ледокол массой 6000 т, идущий с выключенным двигателем со скоростью 8 м/с, наталкивается на неподвижную льдину и движет её впереди себя. Скорость ледокола уменьшается при этом на 3 м/с. Определить массу льдины.
Вариант 28
№1
Масса самосвала в 18 раз больше массы легкового автомобиля, а скорость самосвала в 6 раз меньше скорости легкового автомобиля. Сравнить кинетические энергии тел.
№2
С какой скоростью должен двигаться автомобиль с пассажирами общей массой 2 т, чтобы его импульс был равен 4000 кг
м/с?
№3
Камень брошен вертикально вверх со скоростью 10 м/с. На какой высоте кинетическая энергия камня равна его потенциальной энергии? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Вариант 29
№1
Какова масса тела, движущегося со скоростью 36 км/ч и обладающего импульсом 200 кг
м/с?
№2
Насколько изменяется потенциальная энергия камня весом 25 Н при опускании его на 2 м?
№3
Тележка с песком массой 10 кг катится со скоростью 1 м/с по горизонтальному пути без трения. Навстречу тележке летит шар массой 2 кг с горизонтальной скоростью 7 м/с. шар после встречи с тележкой застрял в песке. С какой скоростью покатится тележка после попадания в неё шара?
Вариант 30
№1
На какой высоте потенциальная энергия груза массой 2 т равна 10 кДж?
№2
Два шарика одинаковой массы равномерно катятся по столу. Скорость первого шарика 0,5 м/с, скорость второго – 2 м/с. Импульс какого шарика больше и во сколько раз?
№3
С какой начальной скоростью надо бросить вертикально вниз мяч с высоты 5 м, чтобы после удара о гладкую горизонтальную поверхность он подпрыгнул на высоту 12 м? Сопротивлением воздуха пренебречь.
Указания:
1.Задачи №№1 и 2 – по 1 баллу каждая; задача №3 – 2 балла.
2.Ускорение свободного падения принять равным 10 м/с2.
Система оценок:
«5» (отлично) – 4 баллов;
«4» (хорошо) – 2-3 балла;
«3» (удовлетворительно) – 1 балл;
«2» (неудовлетворительно) – менее 1 балла.