Незаконченное предложение.
Окружающий мир, литература, ОБЖ, информатика.
Этапы урока | Содержание/методы/формы работы | Действия уч-ся | Педаг. технологии | ЦОР |
Организационный момент. | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. В путь-дорогу собирайся, За здоровьем отправляйся! Да, гляди, не расплескай, Здоровье важно, так и знай! | Приветствие | Эмоциональный настрой на улыбку и хорошее настроение | |
Активизация познавательной деятельности. Постановка задач урока. | Упражнение «Собери картинку «Мое настроение!» - А почему у вас сейчас такое настроение? (показывает через документ-камеру) - Что на него повлияло? - А что еще влияет на ваше настроение? - Какое у вас из-за этого самочувствие? - А из-за чего у человека ухудшается самочувствие? -А что может повлиять на улучшение вашего самочувствия? | У каждой пары на парте в конвертах шаблоны разного настроения весёлое, унылое, спокойное и тела: спортивное, опрятное и неряшливое. Собирают, объясняют свой выбор. Отвечают на вопросы учителя. | Моделирование человека из шаблонов Беседа | |
2) Определение темы и задач урока: - Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие? - А только ли эмоции влияют на ваше здоровье? - Давайте разберемся в этом вопросе! В этом нам помогут символы вашего образа жизни. - Да, тема сегодняшнего занятия «Веду здоровый образ жизни?» Почему она с вопросительным знаком? | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа Погружение в тему урока Проблемное обучение | |
Тема занятия. Работа по теме. | Беседа с опорой на жизненный опыт. Сопоставление с символами образа жизни: (занятие строится в соответствии с ответами учащихся) - Что же ещё значит «вести здоровый образ жизни»? | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа Моделирование | |
- Отказ от вредных привычек - А какие привычки вредные? Почему? (Курение, употребление мучного и сладкого в больших количествах, наркотики в разных видах, употребление токсических препаратов и т.д.), - У кого в доме есть курящий человек? - Где он курит: только на улице или иногда остаётся в доме? - А кто-то может сознаться, что он пробовал курить? Какие были ощущения? - Как вы думаете, кто больше вдыхает вредных веществ, сам курильщик или тот, кто стоит рядом? Информационная справка от Министерства здравоохранения РФ (зачитывает ученик в белой шапочке врача): - По некоторым научным источникам, сигарета сокращает жизнь на 10 -13 минут. - Каковы последствия курения? - А что нужно сделать, если кто-то около вас курит? (отойти в другое место) - А почему? (некурящий тоже вдыхает часть дыма). - А как отказать, если одноклассники или старшие ребята предлагают вам закурить с ними? | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа Моделирование знаков здоровья Проблемное обучение Театрализация | 1)Справка от Министерства здравоохранения РФ о вреде курения (40 сек) https://ya.ru/video/preview/16667662304976566809 2) О вреде пассивного курения |
- Соблюдение двигательного режима (Подвижные игры на воздухе, во время перемен и после уроков, зарядка по утрам, физкультминутки на уроках и т.д. Учёными-медиками доказано, что организованная двигательная активность у младших ш кольников должна быть 3– 3,5 ч в день), - Поднимите руку, кто каждый день играет не в доме, а на свежем воздухе? - Поднимите руку, кто в плохую погоду, день или два, остаётся играть дома? - А сейчас добавят себе балл те, кто ни разу в этом учебном году не пропустил уроки по болезни (данные классного журнала). | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа Моделирование Устный опрос-анкетирование | |
- Умение одеваться по сезону можно отнести к здоровому образу жизни? Докажите! - Какой знак-символ можно придумать в этом случае, помогите мне, пожалуйста! (один ребенок рисует знак фломастером) | Активно выдвигают устные доказательства гипотезы. | Проблемное обучение Моделирование | |
- Занятие спортом или танцами не только оздоравливает человека, но и делает его выносливым, дисциплинированным и интересным в общении. - Как вы думаете, что нарисовано на моем знаке? - Поднимите руку, кто из вас делает утром зарядку? - Поднимите руку, кто не каждый день гуляет или играет на улице? - Поднимите руку, кто занимается в спортивной секции или танцевальном кружке? - Что ещё даёт человеку спорт? (здоровье, воспитывает силу воли, дисциплинирует, …) | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа Моделирование Проблемное обучение Устный опрос-анкетирование | |
Физминутка | - Давайте и мы с вами взбодримся и прибавим себе здоровья, нужно активно подвигаться! | Активно выполняют физические упражнения. | Эмоциональный настрой Здоровьесбережение | Физминутка для 2 класса (3,45 мин) https://ya.ru/video/preview/16854030458629778159 |
Работа по теме урока. (продолжение) Работа по теме урока. (продолжение) Работа по теме урока. (продолжение) Работа по теме урока. (продолжение) Работа по теме урока. (продолжение) Работа по теме урока. (продолжение) | - Правильное питание. - Что это значит? (Пятиразовое питание, употребление фруктов и овощей, жидкой горячей пищи. Тщательное пережёвывание пищи. Обязательный завтрак. Ужин до 7 часов вечера). - Кто сегодня перед школой дома позавтракал? - Что нужно изменить в своём питании с осени до конца весны? (Больше продуктов с витамином С и D. Они содержатся в лимонах, болгарском перце, чёрной смородине). - Как вы думаете, где больше всего сдержится витамина С? Информационная справка от Министерства здравоохранения РФ (зачитывает ученик в белой шапочке врача): (В болгарском перце. И от тортов и сладостей отказываться не нужно, но кушайте их до 4 часов дня и в небольшом количестве) - Какой минерал полезен для ваших костей? В каких продуктах он содержится? (Кальций – в молочных продуктах: творог, молоко, сырники) - Поднимите руку, кто совсем не любит молоко и творог? - А кто за день ни разу не ест суп? - А нужно ли их есть? | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа Моделирование Проблемное обучение Театрализация | 1)Азбука здоровья – Правильное питание – Смешарики (Об обжорстве). https://ya.ru/video/preview/8936299609291211637 2)Компьют. заставка о пользе болгарского перца. |
Закаливание. 1) Беседа - Как можно закалять свой организм? ( Утреннее умывание водой комнатной температуры, ежедневное обтирание тела влажным полотенцем или приём контрастного душа, ежевечернее мытьё ног прохладной водой с постепенным уменьшением её температуры. Летом купание в реке, загорание на солнце с постепенным увеличением времени пребывания на солнце). - Кто умывается теплой водой? - А кто умывается прямо из-под крана холодной водой? - Кто летом купается в речке под присмотром родителей? - Кто летом побывал на море? Почему говорят, что полезно отдыхать около моря? (из-за солёной морской воды – профилактика ОРЗ и простудных заболеваний). | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа Моделирование Проблемное обучение | |
2)Точечный самомассаж лица и грудной клетки для профилактики заболевания верхних дыхательных путей - Какое самое главное правило закаливания? (Постепенность). - Как вы его понимаете? | Практикум Стоя повторяют за учителем движения точечного самомассажа | Практикум Здоровьесбережение ИКТ (фото для практикума) Беседа | |
- Выполнение правил личной гигиены. (Ежедневное умывание, еженедельное купание в ванной, а летом можно чаще. Мытьё рук после школы, улицы, больницы, игр с домашними животными и т.д.) | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа Моделирование | |
- Регулярный профилактический медосмотр 1)Беседа - Зачем врачи каждый год осматривают всех школьников, если вы в этот момент не больны? - У каких врачей вы уже были на приеме? (педиатр, офтальмолог, отоларинголог, стоматолог, хирург) 2)Упражнение «Определи, какой врач лечит?» (соединить стрелками на доске) 3) Просмотр видеоурока «В гостях у доктора Кролика». Анализ и обобщение новой информации: - Сколько раз в день нужно чистить зубы? - Нужно ли в школу брать зубную щетку? - Как часто нужно ходить к стоматологу? - Поднимите руку, кто чистит зубы через день? - Кто каждый день, но 1 раз? - Кто каждый день: утром и вечером? - Какие правила ещё вы соблюдаете, чтобы ваша кожа, глаза, уши, осанка оставались здоровыми? (Правила посадки перед телевизором, компьютером. Общение по мобильному телефону, чтение книг, посадки за столом. Посадка за столом и партой, перенос тяжестей в двух руках, а вместо портфеля - ранец). - Посмотрите, а вы сейчас правильно сидите за партой? Исправьтесь срочно! 3) Памятка «Как правильно готовить уроки?» - Давайте вспомним Памятку «Как правильно готовить уроки?», которую мы составили на прошлом уроке: С адись за уроки всегда в одно и то же время. Проветри комнату за 10-20 минут до начала занятий. Выключи радио, телевизор, магнитофон. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо. Сотри со стола пыль. Приготовь черновик. Проверь, твоя настольная лампа стоит в дальнем левом углу стола? Уточни расписание уроков на завтра. Проверь, все ли задания есть в дневнике. Приготовь письменные принадлежности для занятий, тетради, учебники, дневник. А игрушки и всё лишнее убери со стола. Сядь поудобнее и начинай выполнять домашнее задание, не сутулясь. - А кто из вас выполняет эти правила? Как это помогает в выполнении домашних уроков? - Какое должно быть расстояние до учебника? До компьютера? - Сколько времени можно работать за компьютером? | Отвечают на вопросы учителя. Составляют соответствия между картинками и наименованием врачебной специальности. Смотрят обучающий мультфильм и отвечают на вопросы учителя. | Беседа Моделирование Здоровьесбережение Проблемное обучение ИКТ Фронтальный опрос Практикум Фронтальный опрос Памятки раздаются каждому | Видеоурок «В гостях у доктора Кролика» (13 мин) https://ya.ru/video/preview/13194974872113084613 |
- Соблюдение режима дня. Почему это тоже влияет на состояние вашего организма? (Это правильное сочетание и чередование труда, занятий и отдыха. Если организм привык к такому точному распорядку дня, тои работает он в полную силу, меньше устаёт, реже болеет. А человек успевает сделать больше делю. ). - Какой должен быть режим дня у вас? Кто из вас его соблюдает? - У кого родители с работы приходят поздно, и вы вечером садитесь за уроки? -Что же делать, если родители работают допоздна? (выучить устные предметы, а письменные выполнить на черновике, чтобы вечером только переписать). - У кого получается выполнить уроки за 1-2 часа? - А кто «мучается» с уроками до поздней ночи? - Кто ложиться спать после фильма в 21.00? Продолжительность сна у младших школьников должна быть 10-12 часов, иначе организм не успевает отдохнуть и полностью восстановить свои силы. - Кто утром просыпается сам или легко просыпается после того, как родители один раз сказали, что пора вставать? | Отвечают на вопросы учителя. | Беседа Отвечают на вопросы учителя | |
Закрепление изученного | - Посмотрите, какую огромную исследовательскую работу мы сегодня провели! - Какие условия нужно выполнять, чтобы оставаться здоровым и сохранить свое здоровье? | Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы с опорой на знаки-символы, выставленные в течение урока. | Рефлексия | |
7. Обобщение изученного | 1) Беседа - А зачем же нужно вести здоровый образ жизни? - Да, соблюдение правил здорового образа жизни укрепляет здоровье и воспитывает волю и характер человека. 2) Работа над пословицей - Древнейшее китайское изречение гласит: Мудрый человек предотвращает болезни, а не лечит их» -Как вы понимаете эту пословицу? - Что же нужно вам делать, чтобы не заболеть? (соблюдать правила здорового образа жизни и слушать советы родителей и врачей). | Отвечают на вопросы учителя. Анализируют смысл пословицы | Беседа ИКТ | |
3)Упражнение «Собери картинку «Мое настроение!» Повторно. - У кого улучшилось настроение после нашего урока? - Что на него повлияло? | Анализируют свое настроение в конце урока. | Эмоциональная рефлексия | |
4) Анализ темы урока: - К называлось наше занятие? - Вы определили, какой вы ведете образ жизни? Покажите знак: ! – Вы уже ведете здоровый образ жизни и вам это нравится. ? – Вы знаете, что нужно вести здоровый образ жизни, но хочется полениться и посидеть вечерок за компьютером. . – Вы против здорового образа жизни. Каких знаков больше, на такой знак и меняется ? в конце темы урока. | Анализируют свою жизненную позицию и показывают ответ. | Итоговая рефлексия | |
5) Незаконченное предложение - Выберите и закончите предложения (на экране): - На занятии я узнал, что…. - На занятии мне понравилось…. - Мне не понравилось говорить про здоровый образ жизни, потому что…. - Спасибо всем за наше сотрудничество на уроке. Ваши оценки в этой корзине (яблоки). | Анализируют свою работу на уроке и выбирают модель ответа. | Итоговая рефлексия ИКТ | |
Л.А Обухова, Н.А.Лемяскина «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья», 1-4 кл, Москва, «ВАКО», 2004.
Зайцев Г.К. «Уроки Айболита», СПб, 1997,
Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра», СПб, 1996,
Зайцев Г.К. «Твои первые уроки здоровбя», СПб, 1995,
Ковалько В.И. «Школа физкультминуток», 1-4 кл, Москва, «ВАКО», 2005.
Максиняева М.Р. «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками», Творческий центр «СФЕРА», Москва, 2003,
«Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий», Москва, СОЛОН-ПРЕСС, 2010,
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 с изменениями 2019 год для школы, https://www.menobr.ru/article/59314-qqq-16-m1-sanpin-v-obshcheobrazovatelnyh-uchrejdeniyah