Звук и буква « А».
Цели:
Познакомить со звуком и буквой «А».
Социокультурное наполнение категории «семья».
Развитие ориентации на добрые отношения в семье.
Развитие позитивной мотивации на работу, общение в паре.
Социокультурный ряд: Семья. Благодарение. Добро.
Оборудование: магнитофон; тетради для печатания; карточки звуков; картинки- образцы. « На что похожа буква А».
Содержание урока:
Организация момента
Приспособление к теме. (Звучит музыка «Отчий дом» или «Березы».)
Есть на свете земном
Родные края.
Только там, где отчий дом,
Родина твоя.
Веселись, расти и пой,
Знай, что Родина с тобой,
Помни главные слова:
«Мама», «Родина», … (семья)
Мама, Родина, семья – самые близкие и добрые слова.
Ресурсный круг.
----- Как вы думаете, почему «семья» главное в жизни человека? Какие чувства представления у вас в душе возникают при воспоминании о своей семье?
Семья – это понимание (на доске любовь, доброта, уют, тепло, сочувствие, ласка, нежность, дом, радость)
Самые нежные, трепетные, ласковые чувства в семье вызывают новорожденные – маленькие, беззащитные человечки.
----- Новорожденные – это начало новой жизни.
А новая книга, учебник, с которым мы познакомились на прошлом уроке – это тоже новорожденный – с которого начинаются новые знания, новые чувства, знакомства с новыми людьми.
Знакомство со звуком /а/.
----- А почему любая азбука, букварь начинается с буквы «А» , а не «Б», «В», «Г»?
----- Как вы думаете, какие первые звуки новорожденный слышит от мамы? (а – а – а) – укачивает, баюкает.
----- Конечно звук /а/. Оказывается звук /а/, не только первый в азбуке, но и первый в жизни человека. Он слышит его от мамы, да и сам не прочь его прокричать, когда ребенок плачет он чаще всего проревывает звук /а/.
----- В каких же случаях человек произносит звук /а/. Игра- изобрази чувства звуком /а/.
--- убаюкай
--- прокричи младенцем
--- догадались, узнали что-то новое
--- взвизгнули от боли
--- пропеть
----- Какое же имя мы дадим звуку /а/? Мы знаем, что в русском языке все звуки делятся на 2 группы.
----- Какие? Согласные и гласные.
Посовещайтесь со своим соседом по парте и примите решение – звук /а/ - гласный или согласный.
----- Поднимите необходимую карточку.
----- Докажите правильность вашего решения. (дают характеристику).
----- Какие главные слова дарит вам звук /а/.
стр. 4 рассмотрите картинки и назовите их.(ангел, аист, азбука, алмаз)
----- Что общего между ними.
----- Их объединяет не только звук /а/, но и слово «семья».
----- Объединяйтесь в группы и используя данные слова составьте предложение на тему «Семья».
Алмаз – это один из самых драгоценных камней.
А семья, самое дорогое в жизни человека.
Семья дороже алмазов.
В каждой семье играют в различные игры, поиграем и мы: я буду называть слова, а вы хлопайте в ладоши столько раз, сколько услышите звуков /а/ в слове, если его не слышите, то не хлопайте. (можно играть в паре)
Дом, аист, бабушка, печь, мама, радость, страна, любовь, память, счастье, азбука, стол, дар.
Физминутка:
----- А – а – а – заплакала Аленка.
----- На! – сказала ей сестренка.
Алый цветик сорвала
И Аленушке дала.
(Е. Благинина)
Знакомство с буквой «А»:
Звук /а/ обозначается буквой «А»
Дорисуй букву «А» до предмета, на который она похожа. – у каждого листочки( можно на домашнее задание)
Работа в тетрадях для печатания.
Сестра читать умеет И с самого утра
Читает или пишет
Большую букву «А».
А если в город выйдет,
Всю улицу пройдет,-
Все вывески осмотрит
И букву «А» найдет.
Аэрофлот, аптека, гастроли, гастроном.
Забралась наша буква почти на каждый дом.
----- А наши большие и маленькие буквы «А», «а» будут жить в своих домиках – клетках.
Закрепление изученного :
----- Сейчас, хором, прочитаем слова, где есть буква «А» и поиграем с ними.
----- Читаем.
----- Я говорю предложение, а вы заканчиваете его подходящим словом из прочитанных.
У учеников должна быть хорошая… Россия – Это большая…
Нас учит читать…
На крыше домов строит гнезда…
Уметь любить – это, для человека большой …
Самый близкий и родной человек - это…
Дети в семье – это большая радость…
----- Детей в семье любят, о них заботятся, говорят добрые слова.
----- Давайте прочитаем стихотворение, где о детях говорят ласково, с любовью. С чем их сравнивают?
----- Чтение стихотворения.
Итог урока :
----- В семье ласковые и добрые слова надо говорить не только детям, но и папе, бабушке, дедушке, сестренке или братишке, а самое главное мамочке.
----- Прочитайте предложение о маме.
----- Объясните смысл этого предложения.
Ресурсный круг :
----- добрая, потому что она всегда меня жалеет
----- а умелая, умеет хорошо готовить
----- Есть ли в слове мама звук, с которым мы познакомились?
----- Что вы сегодня можете рассказать маме, папе, бабушке и дедушке об этом звуке?
----- Опиши букву, которая обозначает звук /а/.
----- В каких именах у детей нашего класса есть звук /а/?
----- В каких фамилиях?
----- В именах ваших членов семьи?
----- Какие добрые слова можете сказать своим родителям, но обязательно, чтобы в них был звук /а/. – ты моя радость
----- Какая у вас мама : умелая, добрая. /а/