Урок
Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.
Проверить знание алфавита.
Ребята, в русском языке существует несколько разделов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.
1 ФОНЕТИКА ( в переводе с греческого означает «звук») – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим . С помощью звука можно одно слово превратить в другое.
Мал – мял, лук – люк, вол – вёл и т.д..
2 ГРАФИКА . ( в переводе с греческого означает «пишу») – это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме.
Буквы – графические знаки , обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем. В словах может совпадать и не совпадать звуковой и буквенный состав.
Например, в слове «люк» мы пишем следующие звуки [л ] [у] [к], конь - [к] [о] [н], вода - [в] [а] [д] [а] и т.д.
служат для того, чтобы говорить .
служат для того, чтобы писать.
Задание: поиграем со словом СОМ.
Замените в слове первый звук. Сколько вы придумаете слов?
Попробуйте заменить второй звук в этом слове.
А теперь замените последний звук в слове СОМ.
ПРОВЕРЯЕМ!
Дом, Ком, Лом, Ром, Том.
сАм, сЯм (там-сям)
соК, соР, соН
Фонема – [ н ]
Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема .
Задание: запишите это слово несколько раз, а затем вслух проговорите тоже не один раз и прислушайтесь, как оно звучит.
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К
Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц
Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка
эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф хэ цэ
че ша ща твёрдый ы мягкий э ю я
знак
знак
Что вы знаете про алфавит?
33 буквы
10 гласных
21 согласных
Ъ и Ь – не обозначают звуков
Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с,
Новое р, л, м, н , - сонорные
Й - всегда!!! - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный
Ё – всегда находится под ударением!!!
Расположите слова, называющие картинки, по алфавиту.
[ к ] , [ л ] , [ м ] , [ н ] , [ р ] , [ с ] , [ ф ] , [ х ] , [ ш ] , [ щ ]
к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ,
Столб, потрать, пойти, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог
Образец: встань в – [ ф ]
c – [ с ]
т - [ т ]
а – [ а ]
н – [ н ]
ь – нет звука
Используя каждый его звук как начальный, составьте по одному новому слову.
имеющие в своём составе следующие звуки:
а) только твёрдые согласные;
б) только мягкие согласные;
в) твёрдые и мягкие согласные;
г) только звонкие согласные;
д) только глухие согласные;
е) звонкие и глухие согласные.
Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться
г) медведи, Ольга;
д) охота;
е) учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, делить, столпиться.
а) сказал, стол, охота;
б) медведи, делить;
в) тетрадь, сходи, Ольга, стол;
служат для различения данных слов?
[ л ] – [ л ]
[ л ] – [ л ]
[ м ] – [ м ]
[ в ] – [ в ]
[ л ] – [ л ]
[ б ] – [ б ]
Цел – цель
Угол – уголь
Мал – мял
Вёл – вол
Люк – лук
Был - бил
передача
звуков речи в составе слова на письме.
Угадайте два слова, которые обозначают термины русского языка, если известна транскрипция каждого из них. Запишите их правильно.
,
[ арфаэп и j а ]
[ фанэт ика ]
Домашнее задание. §5 (выучить),
На «3»- упр. 19 (списать),
На «4» и «5» - написать мини-сообщение по теме «Звуки. Буквы. Алфавит»