СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Звуки, буквы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок "Звуки, буквы"»

Урок

Урок

Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.  Проверить знание алфавита.

Добиться того, чтобы при фонетическом анализе слова учащиеся не смешивали звуки и буквы, правильно произносили названия букв.

Проверить знание алфавита.

Ребята, в русском языке существует несколько разделов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них. 1 ФОНЕТИКА ( в переводе с греческого означает «звук») – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим . С помощью звука можно одно слово превратить в другое. Мал – мял, лук – люк, вол – вёл и т.д.. 2 ГРАФИКА . ( в переводе с греческого означает «пишу») – это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Буквы – графические знаки , обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем. В словах может совпадать и не совпадать звуковой и буквенный состав. Например, в слове «люк» мы пишем следующие звуки [л ] [у] [к], конь - [к] [о] [н], вода - [в] [а] [д] [а] и т.д.

Ребята, в русском языке существует несколько разделов. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

1 ФОНЕТИКА ( в переводе с греческого означает «звук») – раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.

Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим . С помощью звука можно одно слово превратить в другое.

Мал – мял, лук – люк, вол – вёл и т.д..

2 ГРАФИКА . ( в переводе с греческого означает «пишу») – это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме.

Буквы – графические знаки , обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем. В словах может совпадать и не совпадать звуковой и буквенный состав.

Например, в слове «люк» мы пишем следующие звуки [л ] [у] [к], конь - [к] [о] [н], вода - [в] [а] [д] [а] и т.д.

служат для того, чтобы говорить . служат для того, чтобы писать.

служат для того, чтобы говорить .

служат для того, чтобы писать.

Задание: поиграем со словом СОМ. Замените в слове первый звук. Сколько вы придумаете слов? Попробуйте заменить второй звук в этом слове. А теперь замените последний звук в слове СОМ. ПРОВЕРЯЕМ! Дом, Ком, Лом, Ром, Том. сАм, сЯм (там-сям) соК, соР, соН

Задание: поиграем со словом СОМ.

Замените в слове первый звук. Сколько вы придумаете слов?

Попробуйте заменить второй звук в этом слове.

А теперь замените последний звук в слове СОМ.

ПРОВЕРЯЕМ!

Дом, Ком, Лом, Ром, Том.

сАм, сЯм (там-сям)

соК, соР, соН

Фонема – [ н ] Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема . Задание: запишите это слово несколько раз, а затем вслух проговорите тоже не один раз и прислушайтесь, как оно звучит.

Фонема – [ н ]

Что у нас получилось? Меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Замечательный учёный Бодуэн де Куртенэ дал им красивое имя – фонема .

Задание: запишите это слово несколько раз, а затем вслух проговорите тоже не один раз и прислушайтесь, как оно звучит.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К  Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я  а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф хэ цэ че ша ща твёрдый ы мягкий э ю я  знак знак

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К

Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц

Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я

а бэ вэ гэ дэ е ё жэ зэ и й ка

эль эм эн о пэ эр эс тэ у эф хэ цэ

че ша ща твёрдый ы мягкий э ю я

знак

знак

Что вы знаете про алфавит? 33 буквы 10 гласных 21 согласных Ъ и Ь – не обозначают звуков Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с, Новое р, л, м, н , - сонорные Й - всегда!!! - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный Ё – всегда находится под ударением!!!

Что вы знаете про алфавит?

33 буквы

10 гласных

21 согласных

Ъ и Ь – не обозначают звуков

Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с,

Новое р, л, м, н , - сонорные

Й - всегда!!! - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный

Ё – всегда находится под ударением!!!

Расположите слова, называющие картинки, по алфавиту.

Расположите слова, называющие картинки, по алфавиту.

[ к ] , [ л ] , [ м ] , [ н ] , [ р ] , [ с ] , [ ф ] , [ х ] , [ ш ] , [ щ ] к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ,

[ к ] , [ л ] , [ м ] , [ н ] , [ р ] , [ с ] , [ ф ] , [ х ] , [ ш ] , [ щ ]

к, л, м, н, р, с, ф, х, ш, щ,

Столб, потрать, пойти, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог Образец: встань в – [ ф ]  c – [ с ]  т - [ т ]  а – [ а ]  н – [ н ]  ь – нет звука

Столб, потрать, пойти, сдать, брось, каша, нож, жизнь, стог

Образец: встань в – [ ф ]

c – [ с ]

т - [ т ]

а – [ а ]

н – [ н ]

ь – нет звука

Используя каждый его звук как начальный, составьте по одному новому слову.

Используя каждый его звук как начальный, составьте по одному новому слову.

имеющие в своём составе следующие звуки: а) только твёрдые согласные; б) только мягкие согласные; в) твёрдые и мягкие согласные; г) только звонкие согласные; д) только глухие согласные; е) звонкие и глухие согласные. Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться г) медведи, Ольга; д) охота; е) учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, делить, столпиться. а) сказал, стол, охота; б) медведи, делить; в) тетрадь, сходи, Ольга, стол;

имеющие в своём составе следующие звуки:

а) только твёрдые согласные;

б) только мягкие согласные;

в) твёрдые и мягкие согласные;

г) только звонкие согласные;

д) только глухие согласные;

е) звонкие и глухие согласные.

Учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, медведи, охота, Ольга, делить, столпиться

г) медведи, Ольга;

д) охота;

е) учитель, сказал, тетрадь, стол, сходи, делить, столпиться.

а) сказал, стол, охота;

б) медведи, делить;

в) тетрадь, сходи, Ольга, стол;

служат для различения данных слов? [ л ] – [ л ] [ л ] – [ л ] [ м ] – [ м ] [ в ] – [ в ] [ л ] – [ л ] [ б ] – [ б ] Цел – цель Угол – уголь Мал – мял Вёл – вол Люк – лук Был - бил

служат для различения данных слов?

[ л ] – [ л ]

[ л ] – [ л ]

[ м ] – [ м ]

[ в ] – [ в ]

[ л ] – [ л ]

[ б ] – [ б ]

Цел – цель

Угол – уголь

Мал – мял

Вёл – вол

Люк – лук

Был - бил

передача звуков речи в составе слова на письме. Угадайте два слова, которые обозначают термины русского языка, если известна транскрипция каждого из них. Запишите их правильно. , [ арфаэп и j а ] [ фанэт ика ]

передача

звуков речи в составе слова на письме.

Угадайте два слова, которые обозначают термины русского языка, если известна транскрипция каждого из них. Запишите их правильно.

,

[ арфаэп и j а ]

[ фанэт ика ]

Домашнее задание. §5 (выучить), На «3»- упр. 19 (списать), На «4» и «5» - написать мини-сообщение по теме «Звуки. Буквы. Алфавит»

Домашнее задание. §5 (выучить),

На «3»- упр. 19 (списать),

На «4» и «5» - написать мини-сообщение по теме «Звуки. Буквы. Алфавит»