Уроки №33-№34
Тема: Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16)
С.56-57
Цели: Повторение материала по теме «Морфемика, словообразование,
орфография».
Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.
Формирование интереса к слову, русскому языку.
Задачи урока: - уточнить понятия: «корень», родственные слова, «окончание»,
«основа», «приставка», «суффикс», «сложные слова»;
- повторить и систематизировать алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор).
ХОД УРОКА
Организационный этап.
1.Постановка учебной задачи.
- Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
- Выразительное чтение эпиграфа.
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!
II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.
Регулятивные УУД:
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему, цели урока.
- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Морфемы - значимые части слова.
- Какие морфемы вы изучили? (окончание, корень, основа, приставка, суффикс). Молодцы!
- Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова.
Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать по кирпичикам. А что в нашем случае кирпичики? (Морфемы)
1. Беседа:
- Как называется наука, которая изучает образование новых слов с помощью морфем? Верно, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
- С каким разделом языкознания связаны Морфемика и Словообразование? ОРФОГРАФИЯ.
-А что изучает орфография? (правильное написание слов).
-Для чего нужна орфография? (чтобы правильно, без ошибок, писать слова).
( мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).
- Как вы считаете, какая тема нашего урока? ТЕМА нашего урока Повторение изученного по теме «Морфемика, словообразование, орфография».
Итак, какова наша с вами задача? Какие ЦЕЛИ поставим на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).
- Хорошо!
- обобщить знания по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»;
- проверить уровень усвоения материала по теме;
- продолжить работу по развитию речи и орфографии;
- повторить морфемный разбор.
- развивать умения планировать, и анализировать собственную учебную деятельность;
- развивать речь, обогащать словарный запас.
- Хорошо!
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).
2. Для разминки предлагаю вам выполнить следующее задание.
Задание: найдите неверно разобранное слово.
Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник.
Проверка 7. Объяснение.
РАБОТА В ПАРАХ.
3. Задание: составьте из данных морфем слова.
Проверка. Объяснение.
ВЫВОД: для чего мы выполнили эти задания? Чтобы приготовиться (настроиться) на повторение следующего материала. ВЕРНО.
III. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного.
Познавательные УУД
1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), вычитывать разные виды информации, разграничивать основную и дополнительную информацию.
2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Коммуникативные УУД
1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Строить связное монологическое высказывание заданного стиля.
Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.
ГРУППОВАЯ РАБОТА.
ГРУППА - 2 уч-ся. Задание: Учебник - стр. 56, § 16 упражнение 1. УСТНО - выбрать из данных 10-и утверждений верные и объяснить их,
+ ПРИМЕРЫ.(время - 5-7мин.)
ИНДИВ.: 1 - проверяет ответы.
Все остальные: вспомним сначала об окончании. Почему начнем именно с него? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).
- Что вы знаете об окончании?
(Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова).
- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? (изменить форму слова).
Задание: Выделите окончание слов. Самостоятельно. Проверка у друг друга.
Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю. Проверим себя.
- А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)
- Что такое основа? (Основа - часть изменяемого слова без окончания).
Задание: выделите основу.
Золушка, хорошо, читаю, тренеру. Проверим.
- А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень.
Подобрать однокоренные слова к слову ДОРОГА (1 вариант), ВОДА (2 вариант). Проверка с места. – Ребята, а как называются слова, в состав которых входят 2 корня?
Задание: распределите слова на 2 группы: 1) формы слова, 2) однокоренные (родственные) слова.
Кто не допустил ошибок? МОЛОДЦЫ!
- Устали? Давайте немного отдохнем и проведем ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ. Кто желает?
СПАСИБО, ПРОДОЛЖИМ РАБОТАТЬ.
заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.
1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.
Сейчас мы с вами поиграем. «Кто быстрее?».
Задание: составьте слова по вариантам.
- Какую морфему вы подбирали? Приставку.
- Ребята, а какую морфему мы забыли повторить? Суффикс. А что называется суффиксом?
Задание: при помощи суффиксов образуйте слова, обозначающие профессии. Проверим
МОЛОДЦЫ!
ВЫВОД: для чего мы повторяли значимые части слова - морфемы?
(правильно использовать, грамотно писать и знать как образуются слова.
- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний.
Контроль усвоения изученного материала.
Напомнить, что бывают омонимичные корни.
Задание : «Третий лишний».
Найдите лишнее слово. Сделайте морфемный разбор лишних слов (нагорный, морщины, водитель). Работа у доски. Напоминаю порядок морфемного разбора
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Формулировать собственное мнение и учитывать мнения других.
3. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
4. Соблюдать нормы построения текста, создавать тексты разных типов и стилей.
IV. ИТОГИ УРОКА.
Регулятивные УУД
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
- Ребята, давайте подведем итоги урока. Послушаем группу ваших одноклассников, которые выбирали верные утверждения.
РАБОТА ГРУППЫ + взаимооценивание + 1 уч-ся проверяет ответы +оценивание.
Учебник - стр. 56 упр. 1 (+ комментировать, объяснить)
СПАСИБО!
Мы что-то забыли повторить? СЛОВА - СЛОЖНЫЕ. + соединит. гласные О,Е,А,Я + ПРИМЕРЫ.
Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.
пылеводонепроницаемые (часы ) - не пропускающие сквозь себя что-либо (звук, свет, воду).
3 лова: Пыль+вода+проникать (проникнуть)
Пылеводонепроницаемые.
- Назовите 1 словом (сложное слово) по данному определению (устно):
- специалист по разведению сада (садовод)
- канал для выхода дыма из трубы (дымоход)
- аппарат для помола кофе (кофемолка)
- аппарат для приготовления сока из свежих фруктов или овощей (соковыжималка)
Задание: отгадайте загадку.
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же я - в дневнике или в журнале.
Получилось слово ОЦЕНКА.
Оценивание обучающихся, взаимооценивание.
Опрос:
- Какие разделы языкознания мы повторили? (морфемика, словообразование, орфография).
- Какие морфемы знаем?
- Порядок морфемного разбора.
- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?
ЦЕЛИ урока были достигнуты? Как вы считаете?
V. Домашнее задание.
1. Повторить изученный материал §11-16.
2. Выполнить письменно упражнение 2 или 3 (стр. 56-57) по выбору.