СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки №33-№34 Тема: Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16) С.56-57 5 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки №33-№34 Тема: Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16) С.56-57 5 класс»

Уроки №33-№34

Тема: Повторение по теме: «Морфемика, словообразование, орфография». (§16)

С.56-57

Цели: Повторение материала по теме «Морфемика, словообразование,

орфография».

Совершенствование умения правильно членить слово на морфемы.

Формирование интереса к слову, русскому языку.

Задачи урока: - уточнить понятия: «корень», родственные слова, «окончание»,

«основа», «приставка», «суффикс», «сложные слова»;

- повторить и систематизировать алгоритм разбора слов по составу (морфемный разбор).

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап.

1.Постановка учебной задачи.

- Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

- Выразительное чтение эпиграфа.

Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей!

II. Сообщение целей урока. Подготовка к основному этапу занятия.

Регулятивные УУД:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему, цели урока.

- Ребята, как называется раздел русского языка, позволяющий делить слово на части, и как называются эти части? (Морфемика; морфемы). Морфемы - значимые части слова.

- Какие морфемы вы изучили? (окончание, корень, основа, приставка, суффикс). Молодцы!

- Ребята, у нас сегодня урок обобщения и повторения изученного. Мы с вами будем строителями. Что мы будем строить? Правильно, слова.

Но мы будем их не только создавать, но и «ломать», то есть разбирать по кирпичикам. А что в нашем случае кирпичики? (Морфемы)

1. Беседа:

- Как называется наука, которая изучает образование новых слов с помощью морфем? Верно, СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.

- С каким разделом языкознания связаны Морфемика и Словообразование? ОРФОГРАФИЯ.

-А что изучает орфография? (правильное написание слов).

-Для чего нужна орфография? (чтобы правильно, без ошибок, писать слова).

( мы должны правильно писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания).

- Как вы считаете, какая тема нашего урока? ТЕМА нашего урока Повторение изученного по теме «Морфемика, словообразование, орфография».


Итак, какова наша с вами задача? Какие ЦЕЛИ поставим на уроке? Что сегодня предстоит нам выяснить? (Дети высказываются, формулируют тему урока).

- Хорошо!

- обобщить знания по теме «Морфемика. Словообразование. Орфография»;

- проверить уровень усвоения материала по теме;

- продолжить работу по развитию речи и орфографии;

- повторить морфемный разбор.

- развивать умения планировать, и анализировать собственную учебную деятельность;

- развивать речь, обогащать словарный запас.

- Хорошо!

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).

2. Для разминки предлагаю вам выполнить следующее задание.

Задание: найдите неверно разобранное слово.

Ус-меш-к-а, без-грамот-н-ая, по-втор-ени-е, подо-бр-а-ть, подо-кон-ник.

Проверка 7. Объяснение.

РАБОТА В ПАРАХ.

3. Задание: составьте из данных морфем слова.

Проверка. Объяснение.

ВЫВОД: для чего мы выполнили эти задания? Чтобы приготовиться (настроиться) на повторение следующего материала. ВЕРНО.

III. Закрепление знаний. Обобщение и систематизация изученного.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим), вычитывать разные виды информации, разграничивать основную и дополнительную информацию.

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.


Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Строить связное монологическое высказывание заданного стиля.

Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

ГРУППА - 2 уч-ся. Задание: Учебник - стр. 56, § 16 упражнение 1. УСТНО - выбрать из данных 10-и утверждений верные и объяснить их,

+ ПРИМЕРЫ.(время - 5-7мин.)

ИНДИВ.: 1 - проверяет ответы.

Все остальные: вспомним сначала об окончании. Почему начнем именно с него? (Так как с окончания мы начинаем делать морфемный разбор).

- Что вы знаете об окончании?

(Окончание - значимая часть слова, служащая для образования форм слова; единственная изменяемая часть слова).

- Что необходимо сделать, чтобы правильно определить окончание? (изменить форму слова).

Задание: Выделите окончание слов. Самостоятельно. Проверка у друг друга.

Сторона, мороз, сегодняшний, завтра, гуляю. Проверим себя.

- А кто теперь скажет, о какой морфеме будем говорить сейчас? (Основа)

- Что такое основа? (Основа - часть изменяемого слова без окончания).

Задание: выделите основу.

Золушка, хорошо, читаю, тренеру. Проверим.

- А теперь обратимся к главной морфеме, без которой не может существовать слово. Правильно, это корень.

Подобрать однокоренные слова к слову ДОРОГА (1 вариант), ВОДА (2 вариант). Проверка с места. – Ребята, а как называются слова, в состав которых входят 2 корня?

Задание: распределите слова на 2 группы: 1) формы слова, 2) однокоренные (родственные) слова.

Кто не допустил ошибок? МОЛОДЦЫ!

- Устали? Давайте немного отдохнем и проведем ФИЗКУЛЬТМИНУТКУ. Кто желает?

СПАСИБО, ПРОДОЛЖИМ РАБОТАТЬ.

 заполнить квадрат со словами-перекрестками сложными словами.

1. Специалист по разведению садов.
2. Локомотив с паровым двигателем.
3. Канал для выхода дыма из трубы.
4. Русская народная игра-пляска.
5. Лес, поваленный бурей.
6. Бесплановое, стихийное совершение какого-нибудь дела, работы.
7. Огнестрельное оружие.

Сейчас мы с вами поиграем. «Кто быстрее?».

Задание: составьте слова по вариантам.

- Какую морфему вы подбирали? Приставку.

- Ребята, а какую морфему мы забыли повторить? Суффикс. А что называется суффиксом?

Задание: при помощи суффиксов образуйте слова, обозначающие профессии. Проверим

МОЛОДЦЫ!

ВЫВОД: для чего мы повторяли значимые части слова - морфемы?

(правильно использовать, грамотно писать и знать как образуются слова.

- Оказывается, в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний.

Контроль усвоения изученного материала.

Напомнить, что бывают омонимичные корни.

Задание : «Третий лишний».

Найдите лишнее слово. Сделайте морфемный разбор лишних слов (нагорный, морщины, водитель). Работа у доски. Напоминаю порядок морфемного разбора


Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

2. Формулировать собственное мнение и учитывать мнения других.

3. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Соблюдать нормы построения текста, создавать тексты разных типов и стилей.


IV. ИТОГИ УРОКА.

Регулятивные УУД

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

- Ребята, давайте подведем итоги урока. Послушаем группу ваших одноклассников, которые выбирали верные утверждения.

РАБОТА ГРУППЫ + взаимооценивание + 1 уч-ся проверяет ответы +оценивание.

Учебник - стр. 56 упр. 1 (+ комментировать, объяснить)

СПАСИБО!

Мы что-то забыли повторить? СЛОВА - СЛОЖНЫЕ. + соединит. гласные О,Е,А,Я + ПРИМЕРЫ.

Разберите по составу очень большое и сложное слово, оно состоит из 21 буквы и целых 23 звуков.

пылеводонепроницаемые (часы ) - не пропускающие сквозь себя что-либо (звук, свет, воду).

3 лова: Пыль+вода+проникать (проникнуть)

Пылеводонепроницаемые.

- Назовите 1 словом (сложное слово) по данному определению (устно):

- специалист по разведению сада (садовод)

- канал для выхода дыма из трубы (дымоход)

- аппарат для помола кофе (кофемолка)

- аппарат для приготовления сока из свежих фруктов или овощей (соковыжималка)

Задание: отгадайте загадку.

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали,

Вся же я - в дневнике или в журнале.

Получилось слово ОЦЕНКА.

Оценивание обучающихся, взаимооценивание.

Опрос:

- Какие разделы языкознания мы повторили? (морфемика, словообразование, орфография).

- Какие морфемы знаем?

- Порядок морфемного разбора.

- Для чего необходимо знать морфемный состав слова?

ЦЕЛИ урока были достигнуты? Как вы считаете?


V. Домашнее задание.

1. Повторить изученный материал §11-16.

2. Выполнить письменно упражнение 2 или 3 (стр. 56-57) по выбору.