СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки "Знакомство с комбинаторикой"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал содержит конспект и технологическую карту урока, а таке презентацию по данной теме. Позволяет повысить интерес учащихся к данной теме. Может начинаться с музыкальной сценки с участием Шерлока Холмса и доктора Ватсона под незабываемую музыку "Апофеоз" из одноименного  советского кинофильма.

Просмотр содержимого документа
«конкурс мет разработок_ГерасимоваИ. Г.»







«Ведение в комбинаторику. Правила суммы и произведения»

Технологическая карта урока с использованием ЭОР

Герасимова Ирина Георгиевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 38 имени Героя РФ Константинова Л. С.» города Чебоксары Чувашской Республики.


Предмет: математика





































Пояснительная записка.

Тема: "Введение в комбинаторику. Правила суммы и произведения"

Место урока: начальный (1 урок в теме "Комбинаторика. Теория вероятностей")

Тип урока: урок «открытия новых знаний».

Целевая аудитория: 5-9 классы

Продолжительность: 40 минут.

Цель урока: ввести понятие науки "комбинаторика", комбинаторной задачи; познакомить с историей возникновения; показать учащимся на примерах практическое применение комбинаторики в повседневной жизни.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с правилами суммы и произведения, методом перебора для решения комбинаторных задач, формировать навыки их применения при решении простейших задач;

Развивающая: развивать математическое мышление и логическую речь учащихся; мотивацию к познанию социокультурной среды;

Воспитательная: формировать навыки самоконтроля, воспитывать чувство ответственности за качество и результата выполняемой работы, вырабатывать партнерские отношения.

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Планируемые результаты:

Предметные умения

УУД

Понимать, что такое «комбинаторика», «комбинаторная задача»; научить находить возможные комбинации чисел, слов, предметов, отвечающие условию задачи; научить правильно решать комбинаторные задачи методом перебора, дерева возможных вариантов, правила умножения; выбирать способ решения комбинаторной задачи.



Личностные: уметь вести диалог на основе равноправных отношений, взаимного уважения и принятия другого мнения, конструктивно разрешать проблемы; учащиеся приобретают уверенность в собственных силах.

Регулятивные: уметь самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, проверять и оценивать результаты своей деятельности, выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных; применять знания в учебной и жизненной ситуации.

Познавательные: уметь добывать новые знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую, использовать знаково-символические средства для решения задач.

Коммуникативные: уметь самостоятельно организовывать работу в паре, обеспечивая обмен знаниями между ее членами; отстаивать свою точку зрения; приводить аргументы.


Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная форма работы, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование и основные источники информации: компьютер, проектор, экран, авторская презентация к уроку, рабочая тетрадь, раздаточный материал (листы с заданием, карточки с задачами, шаблон буклета).

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация. Игра с рукопожатиями и подсчетом полученных комбинаций.

II. Активизация познавательной деятельности

Постановка проблемы урока:

Сценка.

- Холмс, это кажется, по вашей части

- Дорогой Ватсон, у Вас на подносе коробки с соком? Но, Вы же знаете, я не пью сок!

- Холмс мне просто нужен Ваш совет. Понимаете, я вчера, налив в равных количествах в стакан соки из двух коробок получил прекрасный коктейль. Теперь чтобы снова найти нужное сочетание, мне, очевидно, придется попробовать кучу вариантов. Но очень боюсь, что заболит живот.

- Не волнуйтесь, Ватсон, Вам в худшем случае придется попробовать шесть вариантов коктейлей. Хотя, может быть, вам повезет и нужный коктейль появится раньше последней из возможных комбинаций. В противном случае, если после проведения всех опытов у вас разболелся живот, то вам останется утешиться мыслью, что пострадали за науку.

- Вы смеетесь, Холмс? О какой науке может идти речь в подобной ситуации?

- Речь идет о комбинаторике – разделе науки, в котором рассматриваются задачи – подсчете числа комбинаций, составленных из некоторых элементов по определенным правилам. Вот Вы сейчас, Ватсон, столкнулись с элементарной комбинаторной задачей: «Сколько существует способов составить коктейль из двух напитков, взятых в равных количествах, если у вас имеется четыре сорта сока?»

- И как Вы так быстро решили задачу?

- Эта задача решается элементарно Ватсон!

Ну что, ребята, поможем Ватсону решить эту задачу? Итак, сколько же вариантов (способов) мы получим с вами, если у нас есть четыре сорта сока: лимонный, апельсиновый, клубничный и вишневый?

УБлок-схема: узел 1Блок-схема: узел 2Блок-схема: узел 3Блок-схема: узел 30Прямая соединительная линия 31Прямая соединительная линия 32Прямая соединительная линия 33Прямая соединительная линия 35Прямая соединительная линия 36ченики решают задачу и один около доски.

ЛПрямая соединительная линия 34, А, К, В. Варианты: ЛА, ЛК, ЛВ,

АК, АВ, КВ.

Учитель:

Шерлок Холмс и доктор Ватсон столкнулись с так называемыми комбинаторными задачами. Сегодня на уроке мы познакомимся с разделом математики, который позволяет ответить на вопросы "Сколькими способами... " или "Сколько вариантов..." Так что же изучает комбинаторика? Давайте запишем определение этой науки в наши буклеты, которые мы будем заполнять в течение нашего занятия.

Итак, кто запомнил, что такое комбинаторика? Выслушав ответы, записываем: Комбинаторика – раздел математики, в котором рассматриваются задачи о подсчете числа комбинаций, составленных из некоторых элементов по определенным правилам. Задача комбинаторики – это задача размещения объектов по специальным правилам и нахождение числа способов таких размещений. Особая примета комбинаторных задач – вопрос, который можно сформулировать так, чтобы он начинался словами «Сколькими способами…»

"Учимся не для школы, а для жизни" (Сенека Люций Анней - римский философ и поэт). Эти слова, я хочу взять эпиграфом к нашему уроку. Так как при изучении нового материала ребята часто задают вопросы: "А зачем она нужна?", "Может ли она чем-то помочь в реальной жизни?"

Поэтому для начала предлагаю поиграть в игру.

Игра "Верите ли вы, что..."

Верите ли вы, что…

да

нет

не знаю



  • с этой наукой вы сталкиваетесь каждый день?

  • что комбинаторика поможет стать востребованным в реальной жизни?

  • что достаточно купить три билета для "крупного" выигрыша в лото?

  • что и в игре, и в жизни можно предугадать действия соперника?

  • что комбинаторика применима практически во всех сферах жизнедеятельности человека?


в нач.

в кон

в нач.

в кон

в нач.

в кон








Я выслушала ваше мнение и в конце урока мы вернемся к этим вопросам.

III. Подготовка к основному этапу изучения нового материала.

Учитель: В старинных русских сказаниях повествуется, как богатырь, доехав до распутья, читает на камне: "Вперёд поедешь – голову сложишь, направо поедешь – меча лишишься”. А дальше уже говорится, как он выходит из этого положения, в которое попал в результате выбора. Но выбирать разные пути или варианты приходится и современному человеку. Эти пути и варианты складываются в самые разнообразные комбинации. И целый раздел математики, именуемый комбинаторикой, занят поисками ответов на вопросы: сколько всего есть комбинаций в том или ином случае, как из этих комбинаций выбрать наилучшую.

Из истории.

С задачами, в которых приходилось выбирать те или иные предметы, располагать их в определенном порядке и отыскивать среди разных расположений наилучшие, люди столкнулись еще в доисторическую эпоху, выбирая наилучшее положение охотников во время охоты, воинов – во время битвы, инструментов – во время работы. Первые упоминания о вопросах близких к комбинаторным, встречаются в китайских рукописях 12-13 вв до н.э. В древней Греции изучали фигуры, которые можно было составить из частей квадрата, разрезанного особым образом. Позже появились такие игры как нарды, карты, шашки, шахматы и т.д. В каждой из этих игр приходилось рассматривать различные сочетания фигур, и выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрышные комбинации и умел избегать проигрышных. Не только игры давали пищу для комбинаторных размышлений математиков. Еще с давних пор дипломаты, стремясь к тайне переписки, изобретали сложные шифры, а секретные службы других государств пытались эти шифры разгадать. Стали применять шифры, основанные на комбинаторных принципах, например, на различных перестановках букв с использованием ключевых слов и т. д. Многие ученые проводили исследования по комбинаторике. И только в 1666 г. была опубликована работа Готфрида Вильгельма Лейбница «Об искусстве комбинаторики». С этого момента комбинаторику рассматривают как самостоятельный раздел математики.

Задача, в которых идет речь о тех или иных комбинациях объектов, называются комбинаторными. Область математики, в которой изучаются комбинаторные задачи, называются комбинаторикой.

И сегодня мы научимся находить возможные комбинации для решения элементарных комбинаторных задач и рассмотрим сферы их применения. Продуктом нашей совместной деятельности станет выпуск буклета "Комбинаторика в нашей жизни".

IV. Открытие нового знания.

Учитель: Скажите, а вам приходиться делать выбор, подсчитывать способы? В каких ситуациях?

Представим ситуацию: мама отправляет вас в магазин купить что-нибудь к чаю. В магазине 8 сортов печенья, 10 сортов конфет, 17 сортов конфет и 3 вида тортов. сколько вариантов выбора покупки вы имеете?

Данная задача является элементарной комбинаторной задачей. Какие действия необходимо по вашему выполнить для ее решения? (правило сложения).

Учитель: А теперь рассмотрим другие виды задач. У каждой из вас пары есть задача и все необходимые инструменты для практического ее решения. Приступайте. Примеры задач:

Уважаемая миссис Хадсон к нам придут гости. В качестве вторых блюд приготовьте мясо, котлеты и рыбу. На сладкое – мороженое, фрукты и пирог. Гость выбирает одно второе блюдо и одно блюдо на десерт. Подсчитайте, сколько будет гостей, и поставьте необходимое количество стульев. Очень вас прошу, чтобы количество стульев соответствовало количеству приглашенных.

ДБлок-схема: процесс 5авайте поможем миссис Хадсон.



Прямая со стрелкой 6Прямая со стрелкой 7Прямая со стрелкой 8Блок-схема: процесс 9Блок-схема: процесс 10Блок-схема: процесс 11Блок-схема: узел 12Блок-схема: узел 13Блок-схема: узел 14Прямая со стрелкой 15Прямая со стрелкой 16Прямая со стрелкой 17Блок-схема: узел 18Блок-схема: узел 19Блок-схема: узел 20Блок-схема: узел 21Блок-схема: узел 22Блок-схема: узел 23Прямая со стрелкой 24Прямая со стрелкой 25Прямая со стрелкой 26Прямая со стрелкой 27Прямая со стрелкой 28Прямая со стрелкой 29











Мясо - фрукты мясо - мороженое мясо - пирог.

Котлеты-фрукты котлеты - мороженое котлеты - пирог.

Рыба – фрукты рыба - мороженое рыба – пирог.

Следовательно, необходимо поставить 9 стульев.


1. Государственные флаги некоторых стран состоят из трёх горизонтальных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный. Сколько стран могут использовать такую символику, при условии, что у каждой страны свой отличный от другой, выбор полос.

2.Изменяя порядок слов: мою, руки, я, составьте всевозможные предложения.

3.Предположим, что имеется белый хлеб, черный хлеб, сливочное масло, сыр, колбаса и шпроты. Сколько бутербродов можно приготовить? (Без повторения продуктов)

Эти задачи мы решили методом перебора возможных вариантов. Этот способ прост для небольшого количества элементов. А что делать в остальных случаях? Давайте размышлять. Что общего есть при решении данных задач? Сформулируйте правило для решения данных задач.

(Решение задач оформляется в рабочей тетради)


V. Первичное осмысление и применение нового знания.

Холмс мягко улыбнулся: « Послушайте Ватсон, мне вчера подарили книгу баснописца Крылова, и я смог познакомиться с любопытной басней « Квартет».

Проказница Мартышка,

Осел, козел,

Да косолапый Мишка,

Затеяли играть квартет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой!- кричит Мартышка-

Погодите!

Как в музыке идти? Ведь вы не там сидите».

И замечательная мораль у этой басни. В содержание этой басни прячется симпатичная задача, и связана она с комбинаторикой.

Послушайте и решите эту задачу: « Сколькими способами могут сесть крыловские музыканты? Подсчитайте число возможных вариантов посадки артистов в квартете». Применяя правило произведения, ребята объясняют и считают число возможных вариантов.

Ну что молодцы ребята справились с задачей.



VI. Закрепление знаний и способов действий.

Просмотр слайдов "Применение комбинаторики ".

Учитель: Каждый из нас хочет быть востребован в жизни. Представите, что вы решили заняться бизнесом (частный ресторан, туристическое агентство, спортивный клуб). Для того, чтобы ваше заведение было конкурентоспособным необходимо знать, что ваших клиентов интересует больше всего. Учитель: навыки решения комбинаторных задач в дальнейшем помогут вам творить, думать необычно, оригинально, смело, видеть то, мимо чего вы часто проходили не замечая, любить неизвестное, новое; преодолевать трудности и идти через невозможное вперед.

Математика повсюду –

Глазом только поведешь

И примеров сразу уйму

Ты вокруг себя найдешь…

Я предлагаю вернуться к нашей игре "Верите ли вы, что..." и переосмыслить свои ответы.

VII. Рефлексия.

Учитель: Так может ли комбинаторика помочь в реальной жизни? В чем?

Я рада слышать ваши ответы. Я сегодня увидела в вас энергичных, предприимчивых, ярких личностей. Я уверена, что каждый из вас найдет достойное место в жизни.

VIII. Домашнее задание. Придумайте несколько комбинаторных задач.






















Этапы

Цель

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты

1.Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности



Создание благоприятного психологического настроя на работу.

Создание условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность.


3 мин

Приветствует учащихся,

включает в деловой ритм, готовит класс к работе, мотивирует учащихся на дальнейшую работу с помощью вопроса: Сколько всего рукопожатий было совершено среди обучающихся одного ряда?

Напоминает правила работы в паре.

Приветствуют друг друга рукопожатиями. Эмоционально настраиваются на работу.

Включаются в деловой ритм урока.

Личностные: мотивация учения;

Регулятивные: организация своей учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Активизация познавательной деятельности

Формировать у учащихся основные элементарные знания по комбинаторике и ее применению в реальной жизни.

7 мин

Организует поисковую деятельность, контролирует усвоение первичных знаний о комбинаторике и ее применение в реальной жизни, обобщает изученный материал

Просматривают сценку, заранее подготовленную учащимися старших классов, знакомятся с понятием «Комбинаторика» и областями ее применения; выполняют задания на рабочих листах; пары представляют полученную информацию другим обучающимся;

оценивают результаты своей работы.

Познавательные: умение работать с текстом, поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений

Регулятивные: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать результаты своей работы; Коммуникативные: определение целей; умение слушать и понимать речь других; формулирование мысли в устной и письменной форме.

3. Подготовка к основному этапу изучения нового материала

Формулирование темы и задач урока, выбор способа и средств реализации цели урока

3 мин

Выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет элементы темы.


Предлагают и согласовывают тему урока, формулируют конкретную цель. Планируют решения учебной задачи.

Регулятивные - целеполагание, прогнозирование

Личностные: смыслоопределение, смыслообразование

Познавательные: мыслительные операции и самостоятельное определение и формирование цели

Коммуникативные: выражение своих мыслей, умение слушать и понимать речь других

4. Открытие новых знаний и способов действий

Знакомство со способами решения комбинаторных задач; построение обучающимися новых способов действий и формирование способности к выполнению задания (обсуждение решения в парах)

7 мин

Обеспечивает мотивацию выполнения задания, контролирует усвоение знаний

Работают с текстом, знакомятся со способами решения комбинаторных задач, представляют информацию знако-символьными средствами, пары представляют результаты совместной деятельности другим обучающимся, анализируют и оценивают результы своей деятельности

Познавательные: умение работать с текстом, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Личностные: умение вести диалог на основе равноправных отношений

Регулятивные: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать результаты своей работы Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других, с достаточной полнотой выражать свои мысли

5.

Первичное осмысление и применение нового знания.



Применение полученных знаний для решения комбинаторных задач

15 мин

Консультирует, проверяет правильность решения. Организует соотнесение с эталоном для самопроверки.



Проговаривают новый способ действий. Решают комбинаторную задачу изученными способами, записывают решение с использованием знако-символьных средств, сверяют с готовыми решениями. Анализируют и оценивают результаты своей деятельности.




Личностные: смыслообразование

Познавательные: формирование навыков построения математических моделей и решения практических задач

Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные: составление плана и последовательности действий, умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, оценивать результаты своей работы

6. Закрепление знаний и способов действий.

Возвращение к игре «Верите ли вы…» Переосмысление результатов

2 мин

Проверяет усвоение нового материала в ходе беседы, вопросов и повторном тестировании

Закрепляют новые знания

Личностные: смыслообразование

Познавательные: формирование навыков решения практических задач

Коммуникативные: осуществление учебного сотрудничества с напарником, умение договариваться

Регулятивные: умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность

7. Рефлексия.

Подведение итогов урока

Осмысление процесса и результатов деятельности

2 мин

Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты


Подводят итоги своей работы на уроке – оценивают свою деятельность, делают вывод об уровне усвоения материала

Личностные: самооценка учебной деятельности, соотнесение цели и конечных результатов, степень их соответствия, смыслообразование

Регулятивные:

оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками

8. Домашнее задание







Настрой на качественное выполнение домашнего задания, повышение учебной мотивации

1 мин

Предлагает разные виды домашнего задания:

обязательное, творческое и дополнительное

Записывают задание в дневники

Личностные: развитие внимания, самоопределение.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем.


















































































Просмотр содержимого документа
«приложение 1_ к конспекту_ГерасимоваИ. Г.»














ЗНАКОМСТВО С КОМБИНАТОРИКОЙ



"Учимся не для школы, а для жизни"

(Сенека Люций Анней - римский философ и поэт)





Просмотр содержимого презентации
«приложение 2_Введение в комбинаторику_ГерасимоваИ. Г»

Тема урока:  Знакомство с комбинаторикой.

Тема урока: Знакомство с комбинаторикой.

Эпиграф урока:   «Учимся не для школы, учимся для жизни» Сенека Люций Анней - римский философ и поэт

Эпиграф урока:

«Учимся не для школы, учимся для жизни»

Сенека Люций Анней - римский философ и поэт

Комбинаторика – раздел математики , в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.  Задача комбинаторики – это задача размещения объектов по специальным правилам и нахождение числа способов таких размещений.  Особая примета комбинаторных задач – вопрос, который можно сформулировать так, чтобы он начинался словами «Сколькими способами…»

Комбинаторика – раздел математики , в котором изучается, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Задача комбинаторики – это задача размещения объектов по специальным правилам и нахождение числа способов таких размещений.

Особая примета комбинаторных задач – вопрос, который можно сформулировать так, чтобы он начинался словами «Сколькими способами…»

Прямо поедешь – голову сложишь, направо поедешь – коня потеряешь, налево поедешь – меча лишишься

Прямо поедешь – голову сложишь,

направо поедешь – коня потеряешь,

налево поедешь – меча лишишься

Выбирали наилучшее расположение

Выбирали наилучшее расположение

  • охотников во время охоты;
  • воинов во время битвы;
  • инструментов во время работы;
  • украшений на одежде;
  • узоров на керамике;
  • перья в оперении стрелы …
Магические и латинские квадраты .

Магические и латинские квадраты .

Позже появились шашки, шахматы, нарды, японские шашки Го и др. игры. В каждой из этих игр рассматривали различные сочетания передвигаемых фигур. Выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрывающие комбинации и умело избегал проигрывающих.

Позже появились шашки, шахматы, нарды, японские шашки Го и др. игры.

В каждой из этих игр рассматривали различные сочетания передвигаемых фигур.

Выигрывал тот, кто их лучше изучил, знал выигрывающие комбинации и умело избегал проигрывающих.

Комбинаторные навыки были полезны в играх, требовавших умения рассчитывать, составлять планы и опровергать планы противника Не нужно нам владеть клинком, Не ищем славы громкой . Тот побеждает, кто знаком С искусством мыслить тонким. Вильям Уордсворт

Комбинаторные навыки были полезны в играх, требовавших умения рассчитывать, составлять планы и опровергать планы противника

Не нужно нам владеть клинком,

Не ищем славы громкой .

Тот побеждает, кто знаком

С искусством мыслить тонким.

Вильям Уордсворт

Иероглифы и клинопись Комбинаторные навыки в разгадывании сложных шифров помогли французскому филологу Жану Франсуа Шампольону прочитать иероглифы, которыми писали египтяне еще до того, как возникла наука у древних греков;

Иероглифы и клинопись

Комбинаторные навыки

в разгадывании сложных шифров помогли французскому филологу

Жану Франсуа Шампольону прочитать иероглифы, которыми писали египтяне еще до того, как возникла наука у древних греков;

Химический пасьянс 17февраля 1869 г. был открыт периодический закон элементов . «Искать же чего-нибудь, хотя бы грибов, или какую-нибудь зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя» Д.И.Менделеев

Химический пасьянс

17февраля 1869 г. был открыт периодический закон элементов .

«Искать же чего-нибудь, хотя бы грибов, или какую-нибудь зависимость, нельзя иначе, как смотря и пробуя»

Д.И.Менделеев

Исследования по комбинаторике проводили: Никколо Тарталья Джероламо Кардано (1499 – 1557) Галилео Галилей ( 1564 – 1642) Блез Паскаль (1623 – 1662) Пьер Ферма (1601 – 1665)

Исследования по комбинаторике проводили:

Никколо Тарталья

Джероламо Кардано

(1499 – 1557)

Галилео Галилей

( 1564 – 1642)

Блез Паскаль

(1623 – 1662)

Пьер Ферма

(1601 – 1665)

1666 г. – опубликована работа Готфрида Вильгельма Лейбница «Об искусстве комбинаторики». С этого момента комбинаторику рассматривают как самостоятельный раздел математики

1666 г. – опубликована работа Готфрида Вильгельма Лейбница «Об искусстве комбинаторики».

С этого момента комбинаторику рассматривают как самостоятельный раздел математики

Задача 1 . С колько вариантов (способов) коктейлей мы получим , если у нас есть четыре сорта сока: лимонный, апельсиновый, клубничный и вишневый? перебор вариантов ЛА, ЛК, ЛВ, АК, АВ, КВ Л А  ГРАФ К В Ответ: 6 вариантов

Задача 1 . С колько вариантов (способов) коктейлей мы получим , если у нас есть четыре сорта сока: лимонный, апельсиновый, клубничный и вишневый?

перебор вариантов

ЛА, ЛК, ЛВ, АК, АВ, КВ

Л

А

ГРАФ

К

В

Ответ: 6 вариантов

Граф-дерево меню мясо МФ, ММ, МП, РФ, РМ, РП, ОФ, ОМ, ОП меню мясо

Граф-дерево

меню

мясо

МФ, ММ, МП, РФ, РМ, РП, ОФ, ОМ, ОП

меню

мясо

Задача 3. Мама отправляет вас в магазин купить что-нибудь к чаю. В магазине 8 сортов печенья, 10 сортов карамели, 17 сортов шоколадных конфет и 3 вида тортов. Сколько вариантов выбора покупки вы имеете? Решение: 8+10+17+3=38 возможных вариантов покупки

Задача 3. Мама отправляет вас в магазин купить что-нибудь к чаю. В магазине 8 сортов печенья, 10 сортов карамели, 17 сортов шоколадных конфет и 3 вида тортов. Сколько вариантов выбора покупки вы имеете?

Решение:

8+10+17+3=38 возможных вариантов покупки

Правило суммы

Правило суммы

  • Если элемент А может быть выбран m способами, а элемент В – n способами, причем выборы А и В являются взаимно исключающими, то выбор «либо А, либо В» может быть осуществлен m+n способами.
  • Задача 2. На одной полке книжного шкафа стоит 30 различных книг, а на другой – 40 различных книг (не такие как на первой). Сколькими способами можно выбрать одну книгу?
  • Решение: 30 + 40 = 70 (способами).
Задача 4 . Государственные флаги некоторых стран состоят из трёх горизонтальных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный. Сколько стран могут использовать такую символику, при условии, что у каждой страны свой отличный от другой, выбор полос. Задача 5 . Предположим, что имеется белый хлеб, черный хлеб, сливочное масло, сыр, колбаса и шпроты. Сколько бутербродов можно приготовить? (Без повторения продуктов)

Задача 4 . Государственные флаги некоторых стран состоят из трёх горизонтальных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный. Сколько стран могут использовать такую символику, при условии, что у каждой страны свой отличный от другой, выбор полос.

Задача 5 . Предположим, что имеется белый хлеб, черный хлеб, сливочное масло, сыр, колбаса и шпроты. Сколько бутербродов можно приготовить? (Без повторения продуктов)

Правило произведения  Если элемент А может быть выбран m способами, а элемент В – n способами, то выбор А и В может быть осуществлен m*n способами  14

Правило произведения

Если элемент А может быть выбран m способами, а элемент В – n способами, то выбор А и В может быть осуществлен m*n способами

14

Методы решения комбинаторных задач 1. Перебор возможных вариантов. 2. Графы. 3. Граф - дерево. 4. Правило суммы. 5. Правило произведения

Методы решения комбинаторных задач

  • 1. Перебор возможных вариантов.
  • 2. Графы.
  • 3. Граф - дерево.
  • 4. Правило суммы.
  • 5. Правило произведения

Завучу, составляющему расписание уроков учителю , распределяющему различные виды работ между группами учащихся, конструктору, разрабатывающему новую модель механизма,

Завучу, составляющему расписание уроков

учителю , распределяющему различные виды работ между группами учащихся,

конструктору, разрабатывающему новую модель механизма,

ученому-агроному, планирующему распределение сельскохозяйственных культур на нескольких полях химику, изучающему строение органических молекул, имеющих данный атомный состав.

ученому-агроному,

планирующему распределение сельскохозяйственных культур на нескольких полях

химику, изучающему строение органических молекул, имеющих данный атомный состав.

Комбинаторика изучает:  деятельность комбинатов бытового обслуживания, способы пошива комбинезонов, способы решения задач на различные комбинации объектов.  2. Комбинаторные задачи встречаются в профессиональной деятельности: парикмахера-визажиста, диспетчера автовокзала, завуча школы,  экономиста, повара (добавьте свой пример)  3. Изменяя порядок слов: Россию, люблю, я , составьте всевозможные предложения. ТЕСТ:
  • Комбинаторика изучает:
  • деятельность комбинатов бытового обслуживания,
  • способы пошива комбинезонов,
  • способы решения задач на различные комбинации объектов.

2. Комбинаторные задачи встречаются в профессиональной деятельности:

  • парикмахера-визажиста,
  • диспетчера автовокзала,
  • завуча школы,
  • экономиста,
  • повара (добавьте свой пример)

3. Изменяя порядок слов: Россию, люблю, я , составьте всевозможные предложения.

ТЕСТ:

Люди, которые умело владеют техникой решения комбинаторных задач, а, следовательно, обладают хорошей логикой, умением рассуждать, перебирать различные варианты решений, очень часто находят выходы, казалось бы, из самых трудных безвыходных ситуаций.  Пример - сказочный герой Барон Мюнхгаузен, который находил выход из любой сложной и трудной ситуации. Но и в жизни эти умения очень часто помогают человеку

Люди, которые умело владеют техникой решения комбинаторных задач, а, следовательно, обладают хорошей логикой, умением рассуждать, перебирать различные варианты решений, очень часто находят выходы, казалось бы, из самых трудных безвыходных ситуаций.

Пример - сказочный герой Барон Мюнхгаузен, который находил выход из любой сложной и трудной ситуации.

Но и в жизни эти умения очень часто помогают человеку


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!