СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уровни сформированности критического мышления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уровни сформированности критического мышления»

Уровни сформированности критического мышления у младших школьников:

Входная диагностика (диагностические работы № 1, № 2), итоговая диагностика (диагностическая работа №3)

Таблица 1. Критерии и показатели критического мышления младших школьников

Критерии

Показатели

Анализ

Умение осуществлять анализ и сравнение объектов с

выделением существенного признака

Интерпретация

Умение сравнивать и выделять главное

Последовательность

Умение устанавливать последовательность событий

Гибкость, логичность

Умение устанавливать причинно-следственные связи

Критичность

Умение выдвигать гипотезы и доказывать свою точку зрения

Классификация

Умение осуществлять классификацию объектов



Таблица 2. Показатели уровней развития критического мышления у младших школьников

Балл

Уровень

Показатели

11 – 9 баллов

высокий

У обучающего хорошо развито умение осуществлять анализ и сравнение объектов с выделением существенного признака, ребёнок умеет сравнивать и выделять главное, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и доказывать свою точку зрения, умеет

классифицировать объекты.

8-6 баллов

средний

У обучающего не до конца развито умение осуществлять анализ и сравнение объектов с выделением существенного признака, ребёнок не всегда правильно выделяет главное, устанавливает последовательность событий и причинно-следственные связи с помощью педагога, не умеет выдвигать гипотезы и доказывать

свою точку зрения.

5-0 балла

низкий

У обучающего не развито умение осуществлять анализ и сравнение объектов с выделением существенного признака,

ребёнок не умеет сравнивать и выделять главное, устанавливать





Диагностическая работа № 1

Фамилия

Имя Класс

  1. Умения осуществлять анализ и сравнение объектов с выделением существенного признака.

Задание №1. Подчеркни лишнее слово Цветы, трава, девочка, камень, дерево Иван, Катя, Петров, Сережа, Вика.

Сильный, смелый, бегает, веселый, озорной. Квадрат, треугольник, периметр, круг, ромб. Оценивание

2 балла – подчеркнуты все 4 слова; 1 балл – подчёркнуто 2-3 слова;

0 балл - неправильно подчёркнуты все слова, либо подчёркнуто всего лишь 1 слово, либо не подчёркнуто ни одно слово.

  1. Умение осуществлять логическую операцию синтез.

Задание 2. Назови, одним словом.

Август, декабрь, май, февраль, июнь - . Шуба, кофта, шорты, майка - .

Оценивание

2 балла – верно выполнены два задания; 1 балл – допущена 1 ошибка;

0 балл все ответы даны не правильные, либо допущены ошибки.

  1. Умение выдвигать гипотезу и доказывать своё мнение.

Задание 3. Выбери правильный вариант ответа и продолжи фразу.

  1. Зимний месяц – это (июнь, август, декабрь, октябрь, сентябрь). Он считается зимним, потому что

.


  1. на северном полюсе живет (жираф, пингвин, чайка, лев, тюлень). Он может там жить, потому что

.

Оценивание

2 балла – задание полностью выполнено верно; 1 балл – выполнено одно задание из четырёх;

0 балл – допущены ошибки во всех заданиях, либо не выполнено ни одно.

  1. Умение осуществлять классификацию.

Задание 4. Раздели на две группы по общему признаку.

Яблоко, кастрюля, слива, тарелка, вишня, сковорода, абрикос, персик, чайник, половник, черешня.

Оценивание.

2 балла – слова разделены на группы без ошибок;

1 балл – слова разделены на группы верно, но допускается одна ошибка;

0 балл – слова разделены на группы неправильно, либо больше чем 1 ошибка.

  1. Умение устанавливать последовательность событий.

Задание 5. Установи последовательность цветения одуванчика (пронумеруй цифрами от 1 до 8).

Оценивание

2 балла – последовательность определена правильно; 1 балл – потребовалась помощь педагога;

0 балл – допущены ошибки или все неверно.

  1. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Задание 6.

Оценивание

2 балла - все слова-характеристики распределены верно; 1 балл – допущена 1 ошибка;

0 баллов – допущены ошибки, либо ответ неверный.


Диагностическая работа № 2
  1. Умения осуществлять анализ и сравнение объектов с выделением существенного признака.

Задание №1. Раздели текст на части

Солнце ещё не вставало, когда она увидала перед собой дворец принца и присела на великолепную мраморную лестницу. Месяц озарял ее своим чудным голубым сиянием. Русалочка выпила сверкающий острый напиток, и ей показалось, что ее пронзили насквозь обоюдоострым мечом; она потеряла сознание и упала как мертвая.

Когда она очнулась, над морем уже сияло солнце; во всем теле она чувствовала жгучую боль, зато перед ней стоял красавец принц и смотрел на нее своими черными, как ночь, глазами; она потупилась и увидала, что вместо рыбьего хвоста у нее были две чудеснейшие беленькие и маленькие, как у ребенка, ножки. Но она была совсем голешенька и потому закуталась в свои длинные густые волосы. Принц спросил, кто она такая и как сюда попала, но она только кротко и грустно смотрела на него своими темно-голубыми глазами: говорить ведь она не могла. Тогда он взял ее за руку повел во дворец. Ведьма сказала правду: с каждым шагом русалочка как будто ступала на острые ножи и иголки, но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем легкая, воздушная, как водяной пузырь; принц и все окружающие только дивились ее чудной скользящей походке.

Русалочку разодели в шелк и кисею, и она стала первою красавицей при дворе, но оставалась по-прежнему немой — не могла ни петь, ни говорить. Красивые рабыни, все в шелку и золоте, появились пред принцем и его царственными родителями и стали петь. Одна из них пела особенно хорошо, и принц хлопал в ладоши и улыбался ей; русалочке стало очень грустно: когда-то и она могла петь, и несравненно лучше! «Ах, если бы он знал, что я навсегда рассталась со своим голосом, чтобы только быть возле него!»

Потом рабыни стали танцевать под звуки чудеснейшей музыки; тут и русалочка подняла свои белые хорошенькие ручки, встала на цыпочки и понеслась в легком воздушном танце — так не танцевал еще никто! Каждое движение лишь увеличивало ее красоту; одни глаза ее говорили сердцу больше, чем пение всех рабынь.

Все были в восхищении, особенно принц, назвавший русалочку своим маленьким найденышем, и русалочка все танцевала и танцевала, хотя каждый раз, как ножки ее касались земли, ей было так больно, как будто она ступала на острые ножи. Принц сказал, что она всегда должна быть возле него, и ей было позволено спать на бархатной подушке перед дверями его комнаты.

Оценивание

2 балла – текст разделен на 5-4 смысловых частей; 1 балл – текст разделён на 3 смысловые части;

0 балл – текст разделён менее 3 смысловых частей, или разделён не по смыслу, или не разделён вообще.

  1. Умение осуществлять логическую операцию синтез.

Задание 2. Озаглавь каждую выделенную тобой часть сказки

Оценивание

2 балла – озаглавлены все выделенные части и как можно больше схоже по смыслу с правильным вариантом;

  1. балл – озаглавлены 3 выделенные части, по смыслу; 0 балл – не озаглавлена не одна часть.

  1. Умение выдвигать доказывать своё мнение.

Задание № 3. Докажи, что главная героиня сказки положительный персонаж?

Оценивание.

  1. Умение осуществлять классификацию.

Задание 4. Подчеркни фразу, которой нет в этом тексте.

    1. Русалочку разодели в шёлк и кисею, и она стала первою красавицей при дворе, но оставалась по-прежнему немой не могла ни петь, ни говорить.

    2. Принц спросил, кто она такая и как сюда попала, но она только кротко и грустно смотрела на него своими темно-голубыми глазами: говорить ведь она не могла.

    3. Русалочка выпила сверкающий острый напиток, и ей показалось, что ею пронзили насквозь обоюдоострым мечом; она потеряла сознание и упала как мертвая.

    4. Девочка ещё затемно из дому вышла, корзинку ягод набрать подкормиться.

    5. Месяц озарял ее своим чудным голубым сиянием. Оценивание.

2 балла – ответ выбран верно; 0 балл ответ неверный.

  1. Умение устанавливать последовательность событий.

Задание 5. Установи последовательность событий в сказке (пронумеруй картинки цифрами)



Оценивание

  1. балла – ответ выбран верно;

0 балл – либо допущена хоть одна ошибка, либо ответ неверный.

  1. Умение устанавливать причинно-следственные связи. Задание № 6. Ответь на следующие вопросы:

  1. Напиши причину, почему Русалочка не могла открыть принцу правду?

  2. Что произошло, когда принц женился на другой?

  3. Почему Русалочка убила принца?

Оценивание

2 балла – если дан абсолютно верный ответ; 1 балл – если дан один верный ответ;

0 балл – ответ неверный.


Диагностическая работа № 3



  1. Умения осуществлять анализ и сравнение объектов с выделением существенного признака.

Задание №1. Раздели текст на части

Русалочка поцеловала его руку, и ей показалось, что сердце ее вот-вот разорвется от боли: его свадьба должна убить ее, превратить в морскую пену!

Колокола в церквах зазвонили, по улицам разъезжали герольды, оповещая народ о помолвке принцессы. Из кадильниц священников струился благоуханный фимиам, жених с невестой подали друг другу руки и получили благословение епископа. Русалочка, разодетая в шелк и золото, держала шлейф невесты, но уши ее не слыхали праздничной музыки, глаза не видели блестящей церемонии: она думала о своем смертном часе и о том, что она теряла с жизнью.

В тот же вечер жених с невестой должны были отплыть на родину принца; пушки палили, флаги развевались, а на палубе корабля был раскинут роскошный шатер из золота и пурпура; в шатре возвышалось чудное ложе для новобрачных. Паруса надулись от ветра, корабль легко и без малейшего сотрясения скользнул по волнам и понесся вперед.

Когда смерклось, на корабле зажглись сотни разноцветных фонариков, а матросы стали весело плясать на палубе. Русалочке вспомнился праздник, который она видела на корабле в тот день, когда впервые всплыла на поверхность моря, и вот она понеслась в быстром воздушном танце, точно ласточка, преследуемая коршуном. Все были в восторге: никогда еще не танцевала она так чудесно! Ее нежные ножки резало как ножами, но она не чувствовала этой боли — сердцу ее было еще больнее. Лишь один вечер оставалось ей пробыть с тем, ради кого она оставила родных и отцовский дом, отдала свой чудный голос и ежедневно терпела бесконечные мучения, тогда как он и не замечал их. Лишь одну ночь еще оставалось ей дышать одним воздухом с ним, видеть синее море и звездное небо, а там наступит для нее вечная ночь, без мыслей, без сновидений. Ей ведь не было дано бессмертной души! Долго за полночь продолжались на корабле танцы и музыка, и русалочка смеялась и танцевала со смертельной мукой в сердце; принц же целовал красавицу невесту, а она играла его черными волосами; наконец, рука об руку удалились они в свой великолепный шатер.

На корабле все стихло, один штурман остался у руля. Русалочка оперлась своими белыми руками о борт и, обернувшись лицом к востоку, стала ждать первого луча солнца, который, как она знала, должен был убить ее. И вдруг она увидела в море своих сестер; они были бледны, как и она, но их длинные роскошные волосы не развевались больше на ветру: они были обрезаны.

Оценивание

2 балла – текст разделен на 5-4 смысловых частей; 1 балл – текст разделен на 3 смысловые части;

0 балл – текст разделен менее 3 смысловых частей, или разделён не по смыслу, или не разделён вообще.

  1. Умение осуществлять логическую операцию синтез. Задание № 2. Озаглавь каждую выделенную тобой часть сказки Оценивание

2 балла – озаглавлены все выделенные части и как можно больше схоже по смыслу с правильным вариантом;

  1. балл – озаглавлены 3 выделенные части, по смыслу; 0 балл – не озаглавлена не одна часть.

  1. Умение выдвигать доказывать своё мнение.

Задание 3. Докажи, что принц положительный персонаж?

Оценивание.

  1. Умение осуществлять классификацию.

Задание 4. Подчеркни фразу, которой нет в этом тексте.

    1. На корабле все стихло, один штурман остался у руля.

    2. Русалочка приподняла пурпуровую занавесь шатра и увидела, что головка прелестной невесты покоится на груди принца.

    3. Русалочке вспомнился праздник, который она видела на корабле в тот день, когда впервые всплыла на поверхность моря, и вот она понеслась в быстром воздушном танце, точно ласточка, преследуемая коршуном.

    4. Паруса надулись от ветра, корабль легко и без малейшего сотрясения скользнул по волнам и понёсся вперёд.

    5. Колокола в церквах зазвонили, по улицам разъезжали герольды, оповещая народ о помолвке принцессы.

Оценивание.

2 балла – ответ выбран верно; 0 балл ответ неверный.

  1. Умение устанавливать последовательность событий.

Задание 5. Установи последовательность событий в сказке (пронумеруй картинки цифрами)



Оценивание

  1. балла – ответ выбран верно;

0 балл – либо допущена хоть одна ошибка, либо ответ неверный.

  1. Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Задание № 6. Ответь на следующие вопросы:
  1. Напиши причину, почему принц не узнал Русалочку и женился на другой?

  2. Почему Русалочка захотела стать человеком?

  3. Почему сестры Русалочки пожертвовали своими волосами и принесли Русалочке волшебный клинок?

Оценивание

2 балла – если дан абсолютно верный ответ; 1 балл – если дан один верный ответ;

0 балл – ответ неверный.





Результаты выполнения диагностической работы:

ФИ учащегося

Умение осуществлять анализ и сравнение объектов с выделением существенного признака

Умение сравнивать и выделять главное

Умение устанавливать последовательность событий

Умение устанавливать причинно-следственные связи

умение выдвигать гипотезы и доказывать свою точку зрения

Умение осуществлять классификацию объектов

ИТОГО баллов