4
УСЛОВИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНОГО СОДЕРЖАНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Жизнь не стоит на месте, многое приходится пересматривать, перестраивать, менять или обновлять. Требуется постоянное обновление и в работе с детьми.
Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом общества, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться в условиях информатизации, а психологически это означает – научить их хотеть учиться.
В учебном году перед педагогами начальной школы ставится цель:
создание условий для совершенствования образовательного пространства школы, обеспечивающего адекватное развитие субъектов образовательного процесса в условиях формирования личностно-профессиональных компетенций педагогов и личностно-учебных компетенций учащихся.
Педагогический коллектив школы в своей работе руководствуется нормативными правовыми документами по вопросам общего среднего образования, государственными программами. Организация образовательного процесса осуществлялась на основе соблюдения принципов государственной политики в области образования, в соответствии с требованиями, которые
Содержание образования по каждому учебному предмету определяют учебные программы. Они составляются в соответствии с образовательными стандартами и концепциями учебных предметов и являются обязательным нормативным документом для учителей.
Если мы сегодня говорим о создании педагогических и социально-психологических условиях для успешного развития ребёнка на разных этапах образования, то следует отметить, что работа педагогического и УДО направлена на осуществление преемственности и успешного взаимодействия школы, семьи, детского сада.
Преемственность между начальным и дошкольным образованием определена на уровне содержания образования, а важнейшими составляющими преемственности являются цели, формы его организации, методы и приемы.
В то же время начальная школа как преемник дошкольной ступени образования не строит свою работу «с нуля», а «подхватывает» достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал. Такое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии детей и образовании как системе.
Школа не должна научить ребёнка на всю жизнь – школа должна научить учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике, т.е. развивать необходимые в дальнейшем ключевые компетентности, уровень сформированности которых, конечно же, зависит и от компетентности учителя. Именно компетентный педагог обеспечивает положительные и высокоэффективные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
Именно педагог является основной фигурой при внедрении в практику различных инноваций, и для успешной реализации в новых условиях поставленных перед ним задач должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связывающим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа. Содержание методической работы отвечало запросам педагогов и способствовало саморазвитию личности учителя, работа планировалась с учётом профессиональных затруднений коллектива. Планированию методической работы предшествовал глубокий анализ каждого из её звеньев с точки зрения влияния их деятельности на рост педагогического и профессионального мастерства учителя.
Стратегическая цель методической деятельности школы - создание условий для совершенствования профессионализма и педагогического мастерства, формирование методической культуры педагогов.
Механизмы организации деятельности педагогов, направленные
на развитие профессиональной компетентности
1 этап. Выявление уровня профессиональной компетентности учителя:
2 этап. Механизмы развития профессиональной компетентности педагога.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.
Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
Участие в различных конкурсах.
Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
Обобщение и распространение опыта.
Аттестация.
Творческий отчет.
Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.
Самообразование.
Разработка системы стимулирования деятельности учителя.
3 этап. Анализ деятельности учителя.
Средством повышения компетентности педагогов являются и конкурсы профессионального мастерства.
К положительным сторонам конкурсов можно отнести:
развитие компетенций педагогов, развитие творческого потенциала, приобщение к исследовательской деятельности;
развитие активной жизненной позиции, коммуникативных способностей, стремления к самосовершенствованию;
создание благоприятной мотивационной среды для профессионального развития педагогов;
внедрение новых педагогических технологий в сферу образования;
замена административных методов оценки оценкой членов коллектива;
повышение рейтинга не только отдельного педагога, но и школы в целом и др.
Следующим механизмом повышения профессиональной компетенции является обобщение, распространение, трансляция своего педагогического опыта.
При выявлении адреса педагогического опыта основным критерием оценки является высокая эффективность и устойчивость результатов.
Источники информации выявления педагогического опыта:
– результаты качества образования, участия в олимпиадах, ЦТ;
– результаты анализа учебных занятий;
– информация руководителей образовательных учреждений об учителях, имеющих высокие результаты.
– результаты внеурочной деятельности педагогов;
– конкурсы профессионального мастерства, педагогические фестивали, конференции, семинары, другие формы педагогического общения;
– по итогам изучения работы учителя, руководитель образовательного учреждения предлагает аттестовать на более высокую квалификационную категорию.
В нашей школе наблюдается положительная тенденция по организации и проведении аттестации педагогических кадров.
Говоря о развитии профессиональной компетентности учителя особое внимание хочу уделить самообразованию.
Повышению педагогического мастерства способствует и работа над темой по самообразованию. Выбор тем определялся практической потребностью школы или отдельного учителя. Подведение итогов работы над темой по самообразованию осуществлялось через открытые уроки, факультативные занятия, выступления на педсоветах и методических объединениях.
Выходом данной работы стали журналы, в которых педагогами собраны материалы по теме самообразования. В дальнейшем они доступны для всех желающих.
Значение самообразования для профессиональной компетентности учителя:
Повышение качества преподавания предмета.
Готовность к педагогическому творчеству.
Профессиональный и карьерный рост.
Создание имиджа современного учителя – новатора, учителя-мастера, учителя-наставника.
Соответствие учителя требованиям общества и государства.
Компетентность педагога отражается в результативности его деятельности
III критерий
результативность деятельности педагога:
1-й показатель – призовые места и участие в районных и областных олимпиадах, смотрах, конкурсах;
Ведущее направление в работе учителей начальных классов – это организация работы с одаренными и способными учащимися. В школе отработана система организации работы по участию обучающихся в различных конкурсах. Обучающиеся школы принимают участие в районных, городских, олимпиадах и творческих конкурсах, конкурсах исследовательских работ среди младших школьников, Интернет-конкурсах. Участие обучающихся в различных конкурсах вызывает положительную мотивацию, формирует активную жизненную позицию, повышает интерес к изучению предмета, способствует развитию творческого мышления.
2-й показатель – участие обучающихся в заочных конкурсах;
Особенно тонким должен быть подход к одарённым, высокомотивированным детям, поскольку они будущая интеллектуальная элита страны. Интересы таких учащихся по целому ряду предметов, и задача учителя – помочь им определиться с тем или иным учебной направлением, понять свои возможности, правильно построить отношения с родителями и максимально приблизить их к школьной жизни ребёнка. С этой целью в нашей школе создано новое методическое формирование под названием «Родительский университет». Уже первое взаимоотношение родителей и специалистов показали, как это актуально и важно
Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, есть педагоги, которые представляют итоги своего труда на семинарах, конференциях разного уровня, имеют педагогические издания и это радует.
4