Просмотр содержимого документа
«Условия обучения детей с ОВЗ в ОУ»
КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС)
Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)
- термин ОВЗ введен в законодательство Федеральным Законом №120 в июне 2007 года вместо термина «дети с отклонениями в развитии». Гарантии прав детей с ОВЗ закреплены в Конституции РФ, действующем Законе «Об образовании», ст. 50, п.10.
- Дети с ОВЗ – это дети, имеющие недостатки в физическом и психическом развитии, отклонения в поведении, и нуждающиеся в особых условиях обучения, воспитания, а также специальных педагогических подходах.
- Категории детей с ОВЗ определены Типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении» №288 от марта 1997 года.
ФГОС
- Федеральный государственный образовательный стандарт (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)- основной документ, регламентирующий деятельность образовательных учреждений.
- Он представляет собой «систему требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации «Об образовании»
Ребенок с ОВЗ
Наличие ИПР
Отсутствие ИПР
Заключение ПМПконсилиума образовательного учреждения -
Индивидуальная программа обучения ребенка с ОВЗ
Правовое обеспечение инклюзивной образовательной среды в ОУ
- Внесение в Устав пункта по организации работы с детьми с ОВЗ
- Положение о организации инклюзивной практики(локальный акт к уставу)
- Образовательная программа ОУ, включающая коррекционно-развивающую программу
- Приказ о создании и положение о ПМПк
- Договор с родителями
- Договор между ОУ и ПМПК (структурным подразделением ОБОУ ЦПМСС)
- Договор со СКОУ( при необходимости)
- Лицензии на обучение по программам I-VII и VIII видов
- Лицензии на программы дополнительного образования ( при необходимости)
- Стандарты организации всех необходимых сфер, пространств или сред, необходимых для образования детей с различными формами ОВЗ в данной общеобразовательной школе.
Архитектурно-планировочная среда (Универсальная среда)
- Пандусы, подъемники, все двери нужной ширины и без порогов. (Тех. стандарты)
- Сенсорные знаки и дорожки, ограничители и показатели
- Туалет с душем, специально оборудованный для детей с ОВЗ
- Санитарно-гигиеническая комната со специальным оборудованием( для самостоятельного или с помощью взрослого осуществления гигиенических процедур ребенка с конкретным ОВЗ)
Готовность образовательного учреждения
- Принятие ценностей инклюзивного образования
- Поддержка со стороны администрации образовательного учреждения
- Наличие единой команды педагогов и специалистов системы сопровождения (консилиум образовательного учреждения)
- Готовность к трудностям, переменам и рискам
Условия включения детей с ОВЗ в образовательное учреждение
- специальная работа по подготовке педагогического и детского коллектива к включению в него ребенка с ОВЗ;
- разработанная программа коррекционной работы с учетом контингента детей с ОВЗ, обучающихся в школе;
- наличие систематического комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса;
- специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду .
Организация рабочего места в классе в соответствии с потребностями ребенка
- Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных)
- Парты с регулируемой высотой и наклоном стола
- Оборудование рабочего места для каждой категории детей с ОВЗ.
- Индивидуальное освещение
- Специальные средства индивидуального пользования
- Приспособления для фиксации рук, туловища
- Специальная мебель.
Условия для восстановления работоспособности
- Выделение изолированной зоны в пространстве класса (стол за ширмой)
- Специальная комната для парной или инд. работы
- Зона для двигательной активности
- Организация временного режима обучения
Организация образовательного процесса в соответствии с об разовательными программами.
- Общеобразовательная
- Программы I-VIII видов
- Программы коррекционной работы
- Программы дополнительного образования:
- Программа по формированию коммуникативных навыков; Программа по формированию социально-бытовых навыков; Программа профессиональных навыков Программа по информационной технологии Программы художественно-эстетического цикла Программа по трудовому воспитанию
- Программа по формированию коммуникативных навыков;
- Программа по формированию социально-бытовых навыков;
- Программа профессиональных навыков
- Программа по информационной технологии
- Программы художественно-эстетического цикла
- Программа по трудовому воспитанию
Наличие в материале и содержании обучения ребенка специальных разделов , не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников
Условия освоения основной образовательной программы учащимися
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся ;
- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
- разнообразие видов деятельности и форм общения при определении целей обучения и воспитания; путей их достижения;
- обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных и иных особенностей;
- обеспечение максимальной реализации образовательного потенциала детей с ОВЗ в процессе освоения ООП ;
- оценка динамики учебных и внеучебных достижений обучающихся;
- « возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к объектам инфраструктуры образовательного учреждения ».
Программа коррекционной работы
«Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса» (из ФГОС НОО)
Программа коррекционной работы должна
- быть составлена в каждом образовательном учреждении, независимо от статуса и типа; учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья»; предусматривать интеграцию любого ребенка в общеобразовательное учреждение.
- быть составлена в каждом образовательном учреждении, независимо от статуса и типа;
- учитывать образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- предусматривать интеграцию любого ребенка в общеобразовательное учреждение.
При этом при реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные государственные образовательные стандарты).
При составлении программы коррекционной работы важно учесть факторы:
- контингент обучающихся и педагогов,
- материально-техническую базу учреждения,
- возможные формы образования,
- направления коррекционной работы.
Требования к составлению программы коррекционной работы (ПКР)
- ПКР не должна зависеть от выбранных для использования комплектов учебников. Она должны зависеть от контингента учащихся, контингента педагогов, условий, имеющихся в образовательном учреждении;
- ПКР не должна осуществляться посредством программного материала предметных курсов, дополнительных образовательных программ;
- для реализации ПКР в школе нужно работать не с каждым учащимся, а только с теми, кто нуждается в коррекционно-развивающей работе;
- для определения содержания ПКР педагогическому коллективу важно знать не медицинский диагноз, а ограничения жизнедеятельности для создания условий для их компенсации;
- невозможно осуществлять коррекционную работу в школе без взаимодействия педагогов со специальными педагогами, так как учителя не имеют соответствующего образования и не обладают компетенциями в осуществлении такой работы в школе;
- поскольку все рекомендации имеют различную структуру, то необходимо выработать универсальный инструмент для составления рабочей ПКР.
Индивидуализация обучения
Индивидуализация образовательного процесса рекомендована в следующих ситуациях:
- если ребенок хронически не успевает по одному или нескольким предметам, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые в силу своих особенностей не могут осваивать материал в том темпе, форме, объеме, как это могут делать другие дети;
- если ребенок не может самостоятельно справиться с учебными трудностями;
- при значительных пропусках ребенком занятий или при обнаружившихся у него пробелах в знаниях, связанных с обучением;
- обусловленных конфликтными отношениями с одноклассниками или учителями, осложняющими образовательный процесс; неблагополучной обстановкой в семье.
Формы и методы организации образовательного процесса
- Гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей)
- Организация деятельности и сотрудничества в малых группах
- Обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
- Организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
- Организация диалоговых, дискуссионных форм, где возможна выработка своей точки зрения и ее защита
- Обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
- Организация гибкого временного режима обучения в соответствии с возможностями ребенка
- Использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
- Наличие тьюторов в соответствии с индивидуальной образовательной программой
Особые требования к организации учебного процесса
- раннее начало комплексной коррекционно-развивающей работы;
- использование специальных методов, приемов и средств обучения обеспечивающих доступность образовательной среды для ребенка с ОВЗ;
- индивидуализация и дифференциация обучения с учетом состояния и особенностей коммуникации, восприятия, двигательного и познавательного развития детей с ОВЗ;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
- введение, при необходимости, в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования обычно развивающихся сверстников;
- организация работы по социализации детей с использованием методов дополнительного образования, соответствующих интересам детей и обеспечивающих их личностный рост.
Система оценивания достижений
- Выработаны критерии оценивания достижений каждого ребенка с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным планом
- Возможность самооценивания обеспечена и реализуется
- Используется критериальный, дифференцированный подход при оценивании компетенций ребенка в соответствии с его индивидуальным учебным планом
Психолого-медико-педагогическое сопровождение
- «осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии)»
- «определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности»
- Наличие индивидуальной образовательной программы и составленного на ее базе индивидуального коррекционного плана ребенка – специалистами ОУ, координатором, специалистами сопровождения
- Наличие в штатном расписании специалистов
- Консультации специалистов для учителей, реализующих образование детей с ОВЗ
- Реализация мероприятий в соответствии с индивидуальной образовательной программой ( ЛФК и т.д.)
ПМП-консилиум
- организация и проведение комплексного изучения личности «особого» ребенка с использованием диагностических методик психологического, педагогического, клинического обследования;
- выявление уровня и особенностей развития познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи воспитанников;
- выявление резервных возможностей ребенка, разработка рекомендаций воспитателям (учителям) и другим специалистам для обеспечения индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания;
- выбор дифференцированных педагогических условий, необходимых для коррекции недостатков развития и для организации коррекционно-развивающего процесса;
- выбор оптимальных для развития ребёнка образовательных программ, соответствующих его готовности к обучению в зависимости от состояния его здоровья, индивидуальных особенностей его развития, адаптивности к ближайшему окружению или адаптация образовательной программы образовательного учреждения;
- выработка рекомендаций по основным направлениям коррекционно-развивающей работы;
- обеспечение коррекционной направленности образовательного процесса;
- формирование у обучающих адекватного понимания ограничений ребенка;
- консультативная помощь семье в вопросах коррекционно-развивающего воспитания и обучения.
Подготовка учителей, специалистов, руководителей и тьюторов
- Наличие у педагогов и специалистов удостоверений Курсов повышения квалификации по инклюзивному образованию не менее 72 часов
- Организация тренингов, мастер-классов для сотрудников
- Взаимопосещение занятий, уроков и их анализ
- Балинтовские группы учителей ( эффективный метод повышения профессиональных коммуникативных навыков, снижения профессионального стресса и «эмоционального выгорания»).
Специальные профессиональные компетентности педагога
- компетентность в оценке особенностей освоения учебной программы учащимися (временных и качественных характеристик), для своевременного выявления детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и имеющих особые образовательные потребности;
- компетентность во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, необходимую как для включения в комплексную психолого-педагогическую коррекционно-развивающую работу учащихся, нуждающихся в индивидуальном подходе в обучении, так и для ее реализации;
- компетентность в создании условий , необходимых для максимальной реализации образовательного потенциала детей, имеющих особые образовательные потребности и оценки динамики результатов образовательной и собственно педагогической деятельности;
- компетентность в создании условий, охраняющих физическое и психическое здоровье детей и способствующее социализации и личностному росту как детей с ОВЗ, так и их здоровых сверстников.
Включение родителей в образовательный процесс
- Договор с родителями
- Технологии организации различных форм взаимодействия с родителями ребенка
- Консультации для родителей
- Участие родителей в реализации индивидуального учебного плана