6. Закрепление изученного материала (10мин)
7. Контроль знаний (5 мин)
2. Ход урока
Деятельность |
преподавателя | учащихся |
Организационный момент (1 мин) Цель: создание благоприятную психологическую атмосферу, проверка готовности настроя учащихся на работу. |
Проверяет явку учащихся на урок, готовность к уроку. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, чтобы вы получили удовольствие и радость от работы друг с другом. Пусть слова: НАДО, ХОЧУ, МОГУ станут ключевыми на нашем уроке. (слова вывешиваются на доску) | Занимают свои места. Готовятся к уроку. Алгоритм действий учащихся на уроке |
Актуализация знаний ( 5 мин) Цель: осознание каждым обучающимся степени имеющихся знаний. |
Давайте вспомним, с чем мы познакомились на прошлом уроке? Для того чтобы проверить вашу готовность к уроку, предлагаю вам проверить ваши знания. Работа с интерактивной доской: Составить верную последовательность структуры программы Определите типы данных: 5div2; 19mod6; 105 4.85; 5/7; 102.01 3. выберите правильный ответ: 1) а:= 7 2)b:= 5+7a 3) а:=b/2*a Молодцы, вы все хорошо справились с заданиями. | На предыдущем уроке мы начали знакомство с языком программирования Паскаль. Дети на партах выкладывают нужную последовательность: Название программы Раздел описания переменных Начало программы Тело программы Конец программы Затем сверяются с учащимся , работающим на интерактивной доске. С помощью сигнальных карточек (зеленая- верно, красная- ошибка) правильный ответ Ответы у доски 2-х учеников Integer Real (Работа в паре на местах) Ответ у доски (работа в парах) Верно (зеленая карточка) Неверно (красная карточка) Верно (зеленая карточка) |
Постановка учебной проблемы (5 мин) Цель: подведение учащихся к формированию темы и постановке цели урока. |
Сейчас я предлагаю вам занять свои места за компьютером, запустить программу Паскаль и прочитать условие задачи. Задача: вычислить значение функции заданной следующим образом у=х/(х-5) Запустите программу. Выполните программу для значений переменной х=10; 0; 5 Почему возникла ошибка? Можем ли мы изменить программу, что бы она работала правильно при вводе любых чисел? В рассмотренных до сих пор программах все команды выполнялись последовательно одна за другой в том порядке, в котором были записаны. Однако мы с вами при решении нашей задачи столкнулись с проблемой. Каких знаний нам не хватает, чтобы решить задачу? Этот оператор в Паскале называется условным оператором. Поэтому как будет звучать тема нашего урока? Какую практическую пользу даст нам этот урок? Давайте поставим цель урока? Чтобы нам решить поставленную цель, что необходимо вспомнить? Как вы думаете, к какому виду алгоритмов можно отнести нашу задачу? Познакомиться с новым оператором нам поможет ссылка на информационный ресурс в Интернете «Программирование для школьников» http://gospodaretsva.com/urok-6-uslovnye-operatory.html | Решают задачу Program z_1; Var x: integer; Y: real; Begin Read(x); Y:=x/(x-5); Write(‘y=’,y) End. 2 ; 0 ; ошибка вещественного деления на 0 На 0 делить нельзя Мы должны изменить последовательность выполнения программы, для этого нужно прописать условие х0, нужно применить другой оператор «Условный оператор в языке Паскаль». (записывают тему урока в тетради) Научиться составлять программы разветвляющейся структуры Изучить правила записи условного оператора Алгоритмы делятся на линейные, разветвляющие и циклические Разветвляющийся алгоритм- это алгоритм в котором в зависимости от условия выполняется либо одна либо другая последовательность действий. |
Формирование новых знаний (10 мин) Цель: получение обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учащихся к самостоятельному выводу. |
Предлагаю вам, разделится на две группы, каждая группа отчитывается о проделанной работе 1 группа работает над вопросом: «Полная форма записи условного оператора» группа – «Неполная форма записи условного оператора» Ребята, какой вывод мы можем сделать? Почему мы так быстро разобрались с этим вопросом? | Используя Интернет находят ответ на поставленный вопрос: If условие Then [оператор1] Else [оператор2]; Если в качестве оператора должна выполняться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки Begin-End. If then Begin [операторы1] End Else begin [операторы2] End; Замечание. Перед ключевым словом else (иначе) точка с запятой не ставится, она ставиться после всего оператора If. Алгоритм выполнения полного условного оператора: Проверяется значение логического выражения, записанного в условии после слова If Если условие истинно (значение выражения условие равно True), то выполняется оператор 1, указанный после слова Then Если условие ложно, то выполняется оператор 2, записанный после слова Else. Используя Интернет находят ответ на поставленный вопрос: If условие Then [оператор]; Если в качестве оператора должна выполняться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки Begin-End. If условие Then Begin [операторы] End; Алгоритм выполнения неполного условного оператора Проверяется значение логического выражения, записанного в условии после слова If Если условие истинно (значение выражения условие равно True), то выполняется операторы, указанный после слова Then Если условие ложно, то ничего делать не надо. Происходит переход к следующему оператору. Мы рассмотрели алгоритмы применения полного и неполного условного оператора работали в группах |
5.Физкультминутка (2 мин) Цель: поддержание эмоционального настроя и мотивации учащихся |
Мы очень хорошо поработали, давайте немного отдохнем! Физкультминутка: Нам пора передохнуть, Потянуться и вздохнуть. (глубокий вдох и выдох) Покрутили головой, И усталость вся долой! | |
6.Закрепление изученного материала (10мин) Цель: освоение способа действия с полученными знаниями. |
Давайте вернемся к нашей задаче, каких знаний нам не хватало? Теперь мы можем решить нашу задачу? Вычислить значение функции заданной следующим образом у=х/(х-5). Предлагаю вам решить еще одну задачу: С клавиатуры вводится два числа. Если они оба положительные. То найдите их сумму, иначе их произведение. Как можно в программе прописать сложное условие? | Решают задачу, применяя условный оператор: Program z_1; Var x: integer; Y: real; Begin Read(x); If x5 then begin Y:=x/(x-5); Write(‘y=’,y) Else write(‘функция не определена’) End. Решая задачу убеждаются, что в этой задаче нужно прописать сложное условие. В сложных условиях несколько простых условий объединяются с помощью логических операций or, and. В этом случае простые условия заключаются в круглые скобки. Program z_2; Var x,y,z: integer; Begin Read(x,y); If (x0) and (y0) then z:=x+y; Else z:=x*y; Write(‘z=’,z) End. |
7.Контроль знаний (5 мин) Цель: Проверить уровень усвоения изученного материала |
А теперь поработаем самостоятельно. Обратите внимание, в тесте предлагаются вопросы с единственным выбором ответа. Удачи вам! Ссылка http://gospodaretsva.com/inf9/urok12.html 10 правильных ответов «5» 7-9 правильных ответов – «4» 6 правильных ответов –«3» | Выполняют тест самооценка |
8. Обобщение и систематизация знаний (3 мин) Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. |
Отметим самые важные моменты сегодняшней темы:
Подводит итоги. Анализирует работу учащихся на всех этапах урока, выставляет «оценки» и комментирует их. | Научились решать задачи с помощью условного оператора Условный оператор в программе записывается If условие Then [оператор1] Else [оператор2]; Если в качестве оператора должна выполняться серия операторов, то они объединяются в операторные скобки Begin-End. |
9.Рефлексия (2 мин) Цель: Дать оценку собственных достижений |
Сегодня каждый из нас закончил урок с определенным настроением. Какое оно у вас я не знаю, а могу лишь догадываться. Предлагаю отрыть графический редактор MS Paint и нарисовать смайлики: : – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке. : – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке. : – ( – те, кто считает, что ему еще нужно работать над данной темой. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу. | Рисуют смайлики: : – ) – те, кто считает, что хорошо понял тему и поработал на уроке. : – ? – те, кто считает, что недостаточно хорошо понял тему, поработал на уроке. : – ( – те, кто считает, что ему еще нужно работать над данной темой.
|
10.Домашнее задание (2 мин) Цель: актуализировать знания, полученные на уроке |
Выучить конспект урока Карточки с домашним заданием (приложение1) | Получают карточки с домашним заданием |
С клавиатуры вводится число. Требуется определить, является ли оно четным или нет.
С клавиатуры вводится два числа. Если они равны, то найти квадрат их суммы, иначе вычислить утроенное произведение.
С клавиатуры вводится два числа. Требуется найти куб максимального из них.