СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Успешные практики (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делюсь своими практиками на уроках литературного чтения

Просмотр содержимого документа
«Успешные практики (из опыта работы)»

Успешные практики (из опыта работы)

Современный урок – это урок, дающий высокий учебно- воспитательный результат, поднимающий учащихся на очередную ступень в их развитии, урок, который способствует привитию интереса к предмету, к знаниям, приобщает учащихся к умственному труду. И, конечно же, высококачественный современный урок – это урок не только содержательный, но и яркий, эмоциональный, урок, не оставляющий человека равнодушным.

Все, что изучается, должно быть включено в процесс употребления, использования. Особенно это касается теоретических знаний, которые должны стать средством решения практических ситуаций и проблем.

Учение должно быть активным! Активным же оно становится тогда, когда школьник умеет привлечь к делу собственную любознательность, свое желание во всем найти смысл.

Поэтому нам, учителям, необходимо искать новые пути повышения эффективности урока по усилению его нравственно-эстетического воздействия на учащихся.

Практический опыт учителя литературы Евгения Николаевича Ильина заинтересовал меня оригинальной концепцией преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса, помогающего каждому ученику, состоятся человеком.

Восприятие произведения проходит три стадии: восторга, понимания и художественного наслаждения. Ведь правильно организованный анализ текста способствует не только полноценному восприятию произведения, но и совершенствованию навыка чтения, развитию речи ребёнка.

Анализ должен способствовать общему и литературному развитию ученика, формировать у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы. Что изменилось в жизни героя? А что заставляет человека меняться?

Когда произведение проанализировано, нужно вновь прочитать произведение выразительно. Обращение к тексту после анализа позволяет по-новому взглянуть на уже знакомые детали, увидеть то, что осталось незамеченным ранее.

Положения и гипотезы системы Е. Н. Ильина

  • принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особые знания – убеждения;

  • художественность: урок литературы строится по законам искусства, закон трёх О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем;

  • принцип обучающего воспитания: обучение, не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания; в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность в непрерывном образовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду;

  • идти к ребятам не только с темой урока, а со жгучей проблемой;

  • знание через общение и общение через знание - единый процесс;

  • формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать;

  • демократизм: общение с учеником как с личностью;

  • учитель – предметник, художник, врач.

Поиск своей истины 

Многих учителей волнует вопрос дисциплины: но, когда детям интересно, они не занимаются посторонними вещами, а в бурных обсуждениях - нет ничего плохого, если они по теме урока. В данной методике не только не запрещается, но и поощряются вопросы с места, споры, стремление донести свою точку зрения. Важно, чтобы каждый ученик нашёл «свою истину», сформировал собственный взгляд на проблему. Ну и конечно, понимание литературного произведения нельзя оценивать по критериям «правильно — неправильно». Поэтому Ильин оценивал не верность, а искренность ответа.    Высоким баллом оценивают даже робкую попытку что-то сказать, уточнить, добавить, когда остальные молчат. Желание мыслить — уже результат! 

Самая интересная часть урока

Согласно методике Ильина, самой интересной частью урока считается проверка домашнего задания. Ведь домашние задания нужны, только если они «сулят открытия, спорные решения, волнуют новизной, ради которой интересно и радостно напрягать ум». Поэтому на дом нужно оставлять самый спорный и интересный вопрос урока. 

В начале следующего урока каждый читал свой ответ перед классом. Проверка домашнего задания превращалась в своеобразный турнир, где ребята соревновались в умении выражать свои мысли. Ильин считал, что это обеспечивает интерес школьников к уроку, потому что этот интерес — к себе самим. 

В каждом художественном произведении он выделил нравственные вопросы-проблемы, которые так или иначе в нём ставятся. Урок, таким образом, посвящается не формальной теме, взятой из типовой программы, а проблеме, которая способна пробудить интерес учеников. Смыслом урока становится поиск ответа на вопрос, осмысление проблемы, обсуждение возможных путей её решения

Три карты словесника

Согласно методике, урок - урок искусства, ибо оно способно воспитывать юную душу, увлекать жизнью, «делами человеческими». Таким образом, способ введения ученика в структуру материала осуществляется через беспроигрышную комбинацию из трёх карт: «Деталь - вопрос - приём». Этот способ универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме интенсивного поиска, раскрепощённого обсуждения, дискуссии.

Процесс обучения у Е.Н. Ильина основан на формуле «от опыта личности – к анализу художественного произведения и от него – к Книге». Введение учеников в структуру изучаемого материала осуществляется посредством цепочки «деталь – вопрос – проблема».

Поговорим о каждой карте

Деталь. Изучение литературного произведения начинается с яркой детали, стимулирующей интерес ученика к книге. Это может быть небольшой фрагмент из произведения, факт из биографии автора или что-то ещё. Главная задача использования детали – сделать так, чтобы детям захотелось об этом говорить и узнать больше.

Упражнение «Ценные слова» (поиск «деталей»)

При этом задании ум детей приучается работать логически и вникать в глубину мыслей автора. Найти слово, в котором отразится чувство. Урок строится на основе яркой детали, трудного нравственного вопроса, творческого приёма. Раскручиваясь, деталь даёт уроку сюжет, учит работать на подтексте. Мышление открытиями увлекает. Книга живёт в памяти учеников не страницами и главами, а яркими деталями.

Затем необходимо научить ребят видеть в деталях ключи к пониманию произведения — распутывать «узелок проблемы» по фразам, случайно брошенным персонажами, и по действиям, совершённым между делом. Составлять представление о герое по будто бы незначительным подробностям его внешности. Учитель работает вместе с учениками — рассуждает, сомневается, ошибается, спорит, исправляется и приходит к неожиданным выводам. Эта увлекательная, почти детективная работа помогает детям не только лучше прочувствовать текст, но и внимательнее относиться к мелочам в повседневности.

Вопрос. Способ введения учащихся в проблему. Основные требования к вопросу:
  • злободневность вопроса, личностная значимость для учащихся;
  • по возможности – обращение вопроса именно к школьникам данного класса и даже к конкретному ученику;
  • разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, должно требовать тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с биографией автора, с историей создания изучаемого произведения.
Искусство вопроса сложно, но ученики оживают, когда вместе с ними учитель ищет ответ на свой же вопрос.

Реакция на вопрос важнее ответа. Школьники помнят не ответы, а вопросы и в связи с этим свою реакцию на них – найденные решения. Учитель вопросом старается дать ребятам возможность - ДУМАТЬ.

В начальной школе нет проблемы «зажатости» и не надо пробуждать в учениках отвагу высказаться.

Важно самые первые попытки самостоятельного мышления, суждения творческого характера у детей поддерживать. Если осуждать или высмеивать, то уже в детстве можно развить в ребёнке чувство боязни показаться глупым или смешным в своих суждениях. Замедляется формирование важнейшего качества школьника для успешного обучения –активности.

И если вопросами учитель вызывает внимание, то ответами удерживает его. Да и вопросы не надо ставить, задавать. Ими лучше разговаривать, тревожа мысль и сердце ученика.

Правильно поставленный вопрос не оставляет шанса для равнодушия и позволяет ученикам понять, что книга существует не отдельно от реальности, а имеет непосредственное отношение лично к каждому из них. А в поиске ответа и заключается обучение. Во-первых, чтобы найти ответ, нужно тщательно изучить произведение. Во-вторых, строить урок так, чтобы момент нахождения ответа стал для учеников незабываемым: он рождался в напряжённых размышлениях, сомнениях и спорах, а значит, приобретал ценность. 

Приём. Поиск ответа на поставленный вопрос в режиме диалога, организуемого и инициируемого учителем (коллективное обсуждение проблемы, дискуссия). Участниками диалога выступают три основных субъекта: учитель, ученик и автор художественного произведения (благодаря постоянным обращениям к тексту). Причём ученики, осмысливающие и эмоционально переживающие книгу, создают новый личностный контекст, становясь в какой-то степени соавторами.

Один из любимых приёмов Ильина — предложить ученику представить себя писателем или поэтом и проанализировать «собственное» творчество. Попытаться прочувствовать, что именно испытывал автор, о чём он думал, когда создавал то или иное произведение. И при желании — что-то в нём изменить.  

Помогая детям извлекать из книг нравственные уроки, Ильин не стремился вырастить их идеалистами. Детство и юность Евгения Николаевича пришлись на годы войны и последовавшей за ней разрухи, он знал жизнь не только по книгам. И говорил, что обучение всегда идёт по двум программам: одной учит школа, другой — окружающий мир, несовершенный и несправедливый. Об этом на своих уроках он тоже рассказывал.   

И всё же хорошие книги становятся для человека мощным внутренним стержнем, который позволяет противостоять жестокой реальности. Помочь сформировать его, научить находить в литературе ответы на свои насущные вопросы — в этом и состоит задача учителя. По крайней мере, так её видел Ильин. 





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!