СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устная часть ОГЭ по русскому языку. Презентация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация взята из интернета и подходит для подготовки уеников 9 класса к сдаче ОГЭ в устной форме.

Просмотр содержимого документа
«Устная часть ОГЭ по русскому языку. Презентация.»

Подготовка к выполнению устной части ОГЭ по русскому языку »
  • Подготовка к выполнению устной части ОГЭ по русскому языку

»

Темы для обсуждения на экзамене :   музыка  музеи театры  кинофильмы   путешествия города увлечения и хобби

Темы для обсуждения на экзамене :

  •   музыка
  • музеи
  • театры
  • кинофильмы
  •   путешествия
  • города
  • увлечения и хобби
Экзамен может проводиться в трех форматах на выбор экзаменуемого: беседа с учителем беседа с одноклассником  диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера

Экзамен может проводиться в трех форматах на выбор экзаменуемого:

  • беседа с учителем
  • беседа с одноклассником
  • диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера
На экзамене учащийся получает три задания:   1 задание : выразительное чтение художественного текста (общее для всех форматов экзамена), которое оценивается 3 баллами. 2 задание : состоит из двух частей: 1) описание фотографии (монологическая речь);  2)диалог с другом или учителем или условный диалог с компьютером.  (максимально -10 баллов) 3 задание :  монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику.

На экзамене учащийся получает три задания:

1 задание : выразительное чтение художественного текста (общее для всех форматов экзамена), которое оценивается 3 баллами.

2 задание : состоит из двух частей:

1) описание фотографии (монологическая речь);

2)диалог с другом или учителем или условный диалог с компьютером. (максимально -10 баллов)

  • 3 задание :  монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику.
Выразительное чтение: Скорость чтения - примерно 120 слов в минуту. Чётко проговаривать слова, окончания слов, правильно ставить ударение. Выделить графически ключевые слова и предложения в тексте, при чтении выделить их логически (интонацией, голосом). Обязательно соблюдать паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более длительной. ,

Выразительное чтение:

  • Скорость чтения - примерно 120 слов в минуту.
  • Чётко проговаривать слова, окончания слов, правильно ставить ударение.
  • Выделить графически ключевые слова и предложения в тексте, при чтении выделить их логически (интонацией, голосом).
  • Обязательно соблюдать паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более длительной.
  • ,
В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь .  В процессе
  • В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь .

В процессе "говорения" учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение) и умение вести как диалог, так и монолог

 Неподготовленная устная речь  Неподготовленная(спонтанная) – это такая речь, когда совсем не продуманы содержание, структура, языковые средства будущего высказывания.  Жанры неподготовленной речи

Неподготовленная устная речь

Неподготовленная(спонтанная) – это такая речь, когда совсем не продуманы содержание, структура, языковые средства будущего высказывания.

Жанры неподготовленной речи

Повествование о личном жизненном опыте Обратить внимание детей на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом от него. Таким образом мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д.

Повествование о личном жизненном опыте

  • Обратить внимание детей на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом от него. Таким образом мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д.
 Монологическое высказывание.  Беседа по монологу .  Рекомендации ученикам: 1. Первый и самый главный прием:  определить основную мысль будущего описания.  Подумай: что главное ты хочешь донести до адресата;  зачем, для кого ты будешь говорить. 2. Второй прием подготовки : определи ключевые   слова , опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .

Монологическое высказывание. Беседа по монологу . Рекомендации ученикам:

1. Первый и самый главный прием:  определить основную мысль будущего описания.

Подумай:

  • что главное ты хочешь донести до адресата;
  • зачем, для кого ты будешь говорить.

2. Второй прием подготовки : определи ключевые   слова , опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .

Рекомендации ученикам (вариант 2)  ЗАЧЕМ? (цель выступления)  ДЛЯ КОГО? ЧТО ИМЕННО? (ключевые слова)  Это  главное в выступлении

Рекомендации ученикам (вариант 2)

  • ЗАЧЕМ? (цель выступления)
  • ДЛЯ КОГО?
  • ЧТО ИМЕННО? (ключевые слова) Это главное в выступлении
Композиция монологического высказывания 1.Приветствие, комплимент аудитории. 2.Тезис, доказательство, вывод. 3.Заключение (обобщение).  Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).

Композиция монологического высказывания

  • 1.Приветствие, комплимент аудитории.
  • 2.Тезис, доказательство, вывод.
  • 3.Заключение (обобщение).

Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).

  Требования к речевому оформлению монологического высказывания   Рекомендации ученикам    1.Обязательное использование выступающим изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика,  прилагательные и др.)

Требования к речевому оформлению монологического высказывания Рекомендации ученикам

1.Обязательное использование выступающим изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика,

прилагательные и др.)

2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции: однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты;  вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего ( конечно, к сожалению, я надеюсь  и т.д. ); вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.

2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции:

  • однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты;
  • вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего ( конечно, к сожалению, я надеюсь

и т.д. );

  • вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. Оценка говорящим обсуждаемой темы :  У меня этот вопрос тоже вызывает интерес… Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса. 4.В заключение высказывания выступающий подводит итог:  о чём напомнила картина; какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.

3. Оценка говорящим обсуждаемой темы :

  • У меня этот вопрос тоже вызывает интерес…
  • Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.

4.В заключение высказывания выступающий подводит итог:

  • о чём напомнила картина;
  • какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
Описание картины или фотографии   Передний и задний план Перспектива Цветовой ряд: краски, оттенки, настроение Предметный ряд Персонажи и предметы

Описание картины или фотографии

  • Передний и задний план
  • Перспектива
  • Цветовой ряд: краски, оттенки, настроение
  • Предметный ряд
  • Персонажи и предметы
Речевой этикет Обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.

Речевой этикет

  • Обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.
Предлагаем для сравнения два текста в качестве образца и «антиобразца» при подготовке к составлению монологического высказывания.
  • Предлагаем для сравнения два текста в качестве образца и «антиобразца» при подготовке к составлению монологического высказывания.
Приложение 1 Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского.  Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие. В годы Великой Отечественной войны в стенах нашего учебного заведения располагался военный госпиталь. В 1992 году школе вернули статус классической гимназии. Уже в этом статусе мы отмечаем в этом году 225-летие нашего учебного заведения.
  • Приложение 1
  • Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского. Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие. В годы Великой Отечественной войны в стенах нашего учебного заведения располагался военный госпиталь. В 1992 году школе вернули статус классической гимназии. Уже в этом статусе мы отмечаем в этом году 225-летие нашего учебного заведения.
Приложение 2 Как нельзя составлять высказывание  Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз менялагимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно... Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!

Приложение 2 Как нельзя составлять высказывание

  • Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз менялагимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно... Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!
  Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи   а ) придумывание заголовка и его обоснование; б) описание картины или карикатуры; в) составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное; г) обоснование собственного суждения или отношения к фактам; д) характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.); е) оценка прослушанного и прочитанного; ж) составление кратких объявлений и текстов открыток.

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи

а ) придумывание заголовка и его обоснование;

б) описание картины или карикатуры;

в) составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;

г) обоснование собственного суждения или отношения к фактам;

д) характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);

  • е) оценка прослушанного и прочитанного;
  • ж) составление кратких объявлений и текстов открыток.
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи 1. Ответить на вопрос, употребив образцы. 2.Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами. 3.Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные. 4. Расширить/сократить указанные предложения. 5.Описать предмет/явление двумя-тремя фразами. 6.Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст. 7.Составить ассоциограмму на указанную тему,  например, «Любимая профессия», «Экология »;            

Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи

1. Ответить на вопрос, употребив образцы.

2.Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами.

3.Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.

4. Расширить/сократить указанные предложения.

5.Описать предмет/явление двумя-тремя фразами.

6.Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст.

  • 7.Составить ассоциограмму на указанную тему,
  • например, «Любимая профессия», «Экология »;
  •            
Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов- обсуждение на уроке какого-либо лаконичного высказывания: Эпиграф  Пословица Фразеологизм Афоризм Высказывания  выдающихся личностей по разным проблемам.
  • Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов- обсуждение на уроке какого-либо лаконичного высказывания:
  • Эпиграф
  • Пословица
  • Фразеологизм
  • Афоризм
  • Высказывания  выдающихся личностей по разным проблемам.
Оразец1  Обсуждение высказывания.  (Задание для работы на уроке в 7-8, классах)   Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили.   Хун Цзычен Алгоритм выполнения :  1.Как вы поняли высказывание китайского мыслителя?

Оразец1 Обсуждение высказывания. (Задание для работы на уроке в 7-8, классах)

Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили.  Хун Цзычен

Алгоритм выполнения :

1.Как вы поняли высказывание китайского мыслителя?

2.Подберите синоним к слову увлечение 2. Чтобы точно понять смысл фразы, нужно выделить ключевые слова . Находим их и объясняем значение ( подлинное увлечение; стоит там, где поставили ; идол ).  Не забываем называть образные средства (если они присутствуют) и объяснять их роль в раскрытии смысла фразы . 3. Строим фразу, соблюдая речевые нормы. 4.Строим всё высказывание, соблюдая композиционную стройность (трёхчастную композицию).

2.Подберите синоним к слову увлечение

2. Чтобы точно понять смысл фразы, нужно выделить ключевые слова . Находим их и объясняем значение ( подлинное увлечение; стоит там, где поставили ; идол ).

Не забываем называть образные средства (если они присутствуют) и объяснять их роль в раскрытии смысла фразы .

3. Строим фразу, соблюдая речевые нормы.

  • 4.Строим всё высказывание, соблюдая композиционную стройность (трёхчастную композицию).
1) Вступление . Высказывание китайского мыслителя заинтересовало меня. Конечно же, оно очень точно передаёт суть хобби. 2) Тезис . Я разделяю мнение автора. Подлинное увлечение- это увлечение, которое не просто занимает время, а учит чему-то новому, развивает человека, облагораживает его. Если же человек ничем не интересуется, он останавливается на одном уровне, он равнодушен ко всему, подобно деревяшке. 3) Вывод. Я думаю, что хобби может сделать жизнь человека более интересной, поэтому каждый должен найти себе занятие по душе.

1) Вступление .

Высказывание китайского мыслителя заинтересовало меня. Конечно же, оно очень точно передаёт суть хобби.

2) Тезис .

Я разделяю мнение автора. Подлинное увлечение- это увлечение, которое не просто занимает время, а учит чему-то новому, развивает человека, облагораживает его. Если же человек ничем не интересуется, он останавливается на одном уровне, он равнодушен ко всему, подобно деревяшке.

3) Вывод.

Я думаю, что хобби может сделать жизнь человека более интересной, поэтому каждый должен найти себе занятие по душе.

После того, как ответ проговорили устно, предлагаем детям записать его в тетради, оформив как сочинение- миниатюру, обязательно выделяя абзацы (композиционная стройность) и соблюдая орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы.
  • После того, как ответ проговорили устно, предлагаем детям записать его в тетради, оформив как сочинение- миниатюру, обязательно выделяя абзацы (композиционная стройность) и соблюдая орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы.
Прием ассоциаций  На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.

Прием ассоциаций

На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.

 Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, ИВС, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения. Такой текст по задачам и структуре подобен зкзаменационному, его можно взять за основу, увеличив объём.
  • Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, ИВС, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.
  • Такой текст по задачам и структуре подобен зкзаменационному, его можно взять за основу, увеличив объём.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!