- Подготовка к выполнению устной части ОГЭ по русскому языку
»
Темы для обсуждения на экзамене :
- музыка
- музеи
- театры
- кинофильмы
- путешествия
- города
- увлечения и хобби
Экзамен может проводиться в трех форматах на выбор экзаменуемого:
- беседа с учителем
- беседа с одноклассником
- диалог с виртуальным собеседником с использованием компьютера
На экзамене учащийся получает три задания:
1 задание : выразительное чтение художественного текста (общее для всех форматов экзамена), которое оценивается 3 баллами.
2 задание : состоит из двух частей:
1) описание фотографии (монологическая речь);
2)диалог с другом или учителем или условный диалог с компьютером. (максимально -10 баллов)
- 3 задание : монологическая речь, описание фотографии и размышление на конкретную тематику.
Выразительное чтение:
- Скорость чтения - примерно 120 слов в минуту.
- Чётко проговаривать слова, окончания слов, правильно ставить ударение.
- Выделить графически ключевые слова и предложения в тексте, при чтении выделить их логически (интонацией, голосом).
- Обязательно соблюдать паузы после предложения. После абзаца пауза должна быть более длительной.
- ,
- В рамках экзамена проверяется спонтанная (неподготовленная) речь .
В процессе "говорения" учащийся должен показать степень владения всеми типами речи (повествование, описание, рассуждение) и умение вести как диалог, так и монолог
Неподготовленная устная речь
Неподготовленная(спонтанная) – это такая речь, когда совсем не продуманы содержание, структура, языковые средства будущего высказывания.
Жанры неподготовленной речи
Повествование о личном жизненном опыте
- Обратить внимание детей на то, что экзаменационные задания опираются на их личный жизненный опыт и результат зависит во многом от него. Таким образом мотивируем их на овладение знаниями в области музыки, ИЗО, истории, краеведения и т.д.
Монологическое высказывание. Беседа по монологу . Рекомендации ученикам:
1. Первый и самый главный прием: определить основную мысль будущего описания.
Подумай:
- что главное ты хочешь донести до адресата;
- зачем, для кого ты будешь говорить.
2. Второй прием подготовки : определи ключевые слова , опираясь на которые ты будешь строить своё выступление (главное в выступлении) .
Рекомендации ученикам (вариант 2)
- ЗАЧЕМ? (цель выступления)
- ДЛЯ КОГО?
- ЧТО ИМЕННО? (ключевые слова) Это главное в выступлении
Композиция монологического высказывания
- 1.Приветствие, комплимент аудитории.
- 2.Тезис, доказательство, вывод.
- 3.Заключение (обобщение).
Я бы хотел, чтобы….. Спасибо за внимание…. Следить за наличием вводных слов (порядок мысли, оценка говорящего).
Требования к речевому оформлению монологического высказывания Рекомендации ученикам
1.Обязательное использование выступающим изобразительных средств (эпитеты, сравнения, оценочная лексика,
прилагательные и др.)
2. Не допускается использование говорящим односложных фраз. Предложения должны включать различные синтаксические конструкции:
- однородные члены, причастные, деепричастные, сравнительные обороты;
- вводные слова со значением порядка изложения мыслей (во-первых, во-вторых), с оценкой говорящего ( конечно, к сожалению, я надеюсь
и т.д. );
- вопросительные и восклицательные предложения, риторические вопросы и предложения.
3. Оценка говорящим обсуждаемой темы :
- У меня этот вопрос тоже вызывает интерес…
- Мне бы хотелось поразмышлять над следующей стороной вопроса.
4.В заключение высказывания выступающий подводит итог:
- о чём напомнила картина;
- какие ассоциации вызвала, какие планы возникли.
Описание картины или фотографии
- Передний и задний план
- Перспектива
- Цветовой ряд: краски, оттенки, настроение
- Предметный ряд
- Персонажи и предметы
Речевой этикет
- Обратить внимание на соблюдение речевого этикета в диалоге и монологе.
- Предлагаем для сравнения два текста в качестве образца и «антиобразца» при подготовке к составлению монологического высказывания.
- Приложение 1
- Наша гимназия – одно из старейших учебных заведений страны и имеет богатое прошлое. Она появилась в Пензе еще в 1786 году. Здесь побывали императоры Александр Первый, Николай Второй. По этим ступеням бегали юный Белинский и Тухачевский…. В гимназии преподавали лучшие учителя. Многие преподаватели имели научные труды. В 1918 году гимназии было присвоено имя ее воспитанника Виссариона Григорьевича Белинского. Среди выпускников гимназии такие известные личности, как Ф.И. Буслаев, В.Г. Белинский и другие. В годы Великой Отечественной войны в стенах нашего учебного заведения располагался военный госпиталь. В 1992 году школе вернули статус классической гимназии. Уже в этом статусе мы отмечаем в этом году 225-летие нашего учебного заведения.
Приложение 2 Как нельзя составлять высказывание
- Даже не знаю, с чего начать… Ну…, наша гимназия- одна из самых старых. Образовалась гимназия в 1786 году. Ну…, еще что? …А, вспомнил! Образовалась гимназия по указу Екатерины Великой. Вот. Сначала гимназия была в литературном музее, а потом здесь. Ну, вернее, в здании литературного музея. Много раз менялагимназия статус, а потом все-таки осталась гимназией. Я точно не помню, кажется в 1992 году. Точно... Вспомнил. Много знаменитых выпускников вышли из стен гимназии. А еще праздник скоро 225 лет. Все!
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи
а ) придумывание заголовка и его обоснование;
б) описание картины или карикатуры;
в) составление ситуации с опорой на жизненный опыт или ранее прочитанное;
г) обоснование собственного суждения или отношения к фактам;
д) характеристика действующих лиц (места действия, эпохи и т.д.);
- е) оценка прослушанного и прочитанного;
- ж) составление кратких объявлений и текстов открыток.
Речевые упражнения для неподготовленной монологической речи
1. Ответить на вопрос, употребив образцы.
2.Заменить в предложении выделенные слова синонимами/антонимами.
3.Преобразовать повествовательные предложения в вопросительные.
4. Расширить/сократить указанные предложения.
5.Описать предмет/явление двумя-тремя фразами.
6.Восстановить в предложении/тексте пропущенные слова, опираясь на контекст.
- 7.Составить ассоциограмму на указанную тему,
- например, «Любимая профессия», «Экология »;
-
- Для формирования навыков неподготовленной речи можно использовать дискуссию, спор или совместное решение какой-то задачи. Один из приёмов- обсуждение на уроке какого-либо лаконичного высказывания:
- Эпиграф
- Пословица
- Фразеологизм
- Афоризм
- Высказывания выдающихся личностей по разным проблемам.
Оразец1 Обсуждение высказывания. (Задание для работы на уроке в 7-8, классах)
Если у человека нет ни одного подлинного увлечения, он подобен деревянному идолу, который стоит там, где его поставили. Хун Цзычен
Алгоритм выполнения :
1.Как вы поняли высказывание китайского мыслителя?
2.Подберите синоним к слову увлечение
2. Чтобы точно понять смысл фразы, нужно выделить ключевые слова . Находим их и объясняем значение ( подлинное увлечение; стоит там, где поставили ; идол ).
Не забываем называть образные средства (если они присутствуют) и объяснять их роль в раскрытии смысла фразы .
3. Строим фразу, соблюдая речевые нормы.
- 4.Строим всё высказывание, соблюдая композиционную стройность (трёхчастную композицию).
1) Вступление .
Высказывание китайского мыслителя заинтересовало меня. Конечно же, оно очень точно передаёт суть хобби.
2) Тезис .
Я разделяю мнение автора. Подлинное увлечение- это увлечение, которое не просто занимает время, а учит чему-то новому, развивает человека, облагораживает его. Если же человек ничем не интересуется, он останавливается на одном уровне, он равнодушен ко всему, подобно деревяшке.
3) Вывод.
Я думаю, что хобби может сделать жизнь человека более интересной, поэтому каждый должен найти себе занятие по душе.
- После того, как ответ проговорили устно, предлагаем детям записать его в тетради, оформив как сочинение- миниатюру, обязательно выделяя абзацы (композиционная стройность) и соблюдая орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые нормы.
Прием ассоциаций
На первых этапах обучения неподготовленной речи можно проводить игру «Ассоциации». Учитель пишет слово, а учащиеся называют свои ассоциации, связанные с ним, при этом объясняя, почему именно такие связи.
- Таким образом, работая над заданиями такого типа, мы не только развиваем речевые навыки, но и повторяем многие разделы языкознания (лексику, ИВС, синтаксис и др.). Отрабатывая на каждом уроке составление текста, попутно готовимся к написанию сочинения.
- Такой текст по задачам и структуре подобен зкзаменационному, его можно взять за основу, увеличив объём.