СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устное народное творчество бурят

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество бурят»

МАОУ « СОШ №50 г.Улан-Удэ»



Урок литературного чтения

2 класс



Тема: Устное народное творчество бурят.

Педагогические цели :

1.Продолжить работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством бурятского народа( таабаринууд, онтохоны ). Познакомить детей с литературным жанром – урел.

2. Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям. Выражать свое отношение к прочитанному, к героям.

3.Воспитывать любовь к родной земле.

Планируемые результаты :

Предметные: заучивают наизусть стихотворения, осознанно, правильно читают целыми словами вслух и про себя; понимают смысл заглавия произведения.

Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; выражают свои эмоции.

Метапредметные:

Регулятивные : определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учатся высказывать свои предположения.

Познавательные : извлекают информацию из текста и иллюстрации; находят ответы на вопросы в тексте произведения. осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. объясняют смысл пословиц.

Коммуникативные : вступают в беседу на уроке; слушают и понимают речь других ; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других ; выразительно читают текст.





Сценарий урока

1.Мотивирование к учебной деятельности.( организационный момент)

Вот звонок нам дал сигнал :

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы !

Согласны с такими условиями ? Пожелаем друг другу удачи. Вперед !

2.Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке мы читали стихи бурятских поэтов о Байкале. И некоторые ребята захотели выучить понравившееся стихотворение. Давайте их послушаем. ( Получают шапочку )

Для того ,чтобы написать такие красивые стихи, как вы думаете, каким нужно быть человеком ? ( наблюдательным, любознательным, внимательным)

Эти стихотворения написал замечательный бурятский поэт Дамба Жалсараев. Он еще является автором гимна Бурятии.

Если у стихотворения есть автор, как оно называется ?

А кто еще сочиняет ? ( народ )

3.Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с устным народным творчеством .

Вспомните, что относится к жанрам устного народного творчества ?

(К жанрам устного народного творчества относятся - песни, - былины, - сказки, - загадки, - легенды, - пословицы и поговорки. )

На уроках литературного чтения мы читали загадки, былины, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни.

Я сегодня на урок принесла куклы.

Какому народу они принадлежат ?

А что вам подсказало ? ( костюмы )

Значит, тема урока какая у нас будет ? ( устное народное творчество бурят )

Какие цели поставим ?

4.Итак, открываем первую страничку .Она называется « Что такое? Откуда? Почему?».

На этой страничке мы познакомимся с урелами.

Урел – бурятское слово. Благопожелание, устное маленькое поэтическое произведение, в котором выражено доброе пожелание человеку. Урелы родились очень давно. Издавна люди желали друг другу добра, богатства, счастья. Произносили их в праздники, в дни торжеств, на свадьбах, дне рождения. В основном, урелы произносятся в стихотворной форме. Люди верят, что эти пожелания обязательно сбудутся.

У вас на столах лежат благопожелания ,

5.Работа в парах.

Прочтите их.

Подумайте и скажите, какой из этих урелов подходит для друга, говорит нам о дружбе ?

Найдите благопожелания – наставления молодым.

Прочитайте урелы для хозяев дома.

Попробуйте придумать свое благопожелание для наших гостей или одноклассников.

Итак, какой литературный жанр вы открыли для себя ? Что такое урел ?

6. Физминутка

7. Перенесёмся во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту,

затерявшуюся в степном просторе.

А над юртой восьмистенной

золотится луч по скату.

Неспеша старик согбенный

нам рассказывает сказку.

Как в семье простой и бедной

смелый воин вырастает,

и врагов земли рассветной

он бесстрашно побеждает.

Мы сидим, в душе ликуя,

всё за правду принимаем.

На всю жизнь свою земную

сказку ту запоминаем,

словно нам она открыла

веру в суть добра и света.

Как давно всё это было -как чудесно было это.

-Вы представили юрту, старика … А что старик рассказывает детям?

- Что такое сказка? ( это один из жанров устного народного творчества, вымысел, в нем есть волшебство, счастливый конец )

Какие виды сказок вы знаете?( волшебные, бытовые, о животных, богатырские )

8. Мы закончили чтение разделов « Сказка мудростью богата», « Сказка – ложь, да в ней намек». Прочитали сказки многих народов. Обратите внимание на выставку книг.

Сказки каких народов вам известны. ( татарская « Мудрый старик»,киргизская « Мудрая девушка», русская « Мудрая дева», корейская сказка « Честный мальчик», японская « Ивовый росток», Африканская «Похождения дикого кота Симбы» .)

О чем могут рассказать эти сказки ? ( обычаи, одежда, каким трудом занимались ? )

Чему учат сказки разных народов ? ( Уважению к старшим, Быть честным, добрым )

У бурятского народа тоже есть свои сказки.

Следующая страница - Онтохоны – сказки.

Сегодня мы прочитаем бурятскую народную сказку .

Но прежде ,чем мы начнем читать сказку , отгадайте загадки. На бурятском языке -Таабаринууд – загадки.

Посмотрите на доску прочитайте загадки.

1. У болота притаилась, лентой черною скрутилась. Зашипела страшно : ши-и… Берегитесь малыши. Будьте осторожны, я ядовитая … ( змея )

2. На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.

( муравьи)

Молодцы ! Я неслучайно подобрала для вас эти загадки. Как вы думаете ?

Давайте проверим.

Прочитайте название на с.12. « Змея и муравьи».

– Что можно узнать из заглавия ?

9.Постановка проблемы.

- Рассмотрите иллюстрацию на с.12.

- Кто герои этой сказки ? Какого героя нет в заглавии ?

- Что можно предположить , каковы отношения между героями сказки ?

10.Открытие детьми нового знания.

Прочитайте про себя. Ответьте на вопросы, записанные на доске ?

- Какая беда приключилась с муравьем ?

Найдите этот эпизод и прочитайте.

- Кто помог муравью ?

Прочитайте место, где описывается борьба утки со змеей ?

- Как удалось муравью помочь утке, ведь он такой маленький ?

Работа в парах.

На листочке соедините, какими были по характеру герои сказки ?

Оцените свою работу в парах. Поднимите кружок.

11.Повторение пройденного

- Какими словами заканчивается сказка ?

- Чему учит ?

- К какому виду относится сказка ? ( о животных )

Что общего со сказками других народов ?

Работа в группе.

Восстановите последовательность событий в сказке.

Оцените работу в группах. Поднимите кружок.

12. На доске записаны бурятские пословицы. В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Они короткие, точные, образные. Пословица имеет поучительный смысл.

Если браться дружно, то и богатства не нужно.

Ради друга и в яму попадают.

Дружные сороки и дракона заклюют.

Друг в беде – настоящий друг.

Какая пословица подходит к нашей сказке. Почему ?

13. Итог. Рефлексия.

А теперь вернемся к началу урока.

Какая тема урока ? Какие цели ставили ? Все ли удалось ?

- Что узнали нового ?

Оцените свою работу на уроке.

Спасибо за урок.

А я вам хочу прочитать свое благопожелание :



Создайте жизнь свою,
С ясной мыслью,
Со светлым разумом,
С красным словцом,
С чистой душой!