МАОУ « СОШ №50 г.Улан-Удэ»
Урок литературного чтения
2 класс
Тема: Устное народное творчество бурят.
Педагогические цели :
1.Продолжить работу по ознакомлению детей с устным народным творчеством бурятского народа( таабаринууд, онтохоны ). Познакомить детей с литературным жанром – урел.
2. Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрациям. Выражать свое отношение к прочитанному, к героям.
3.Воспитывать любовь к родной земле.
Планируемые результаты :
Предметные: заучивают наизусть стихотворения, осознанно, правильно читают целыми словами вслух и про себя; понимают смысл заглавия произведения.
Личностные: высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам; выражают свои эмоции.
Метапредметные:
Регулятивные : определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя. Учатся высказывать свои предположения.
Познавательные : извлекают информацию из текста и иллюстрации; находят ответы на вопросы в тексте произведения. осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. объясняют смысл пословиц.
Коммуникативные : вступают в беседу на уроке; слушают и понимают речь других ; высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других ; выразительно читают текст.
Сценарий урока
1.Мотивирование к учебной деятельности.( организационный момент)
Вот звонок нам дал сигнал :
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы !
Согласны с такими условиями ? Пожелаем друг другу удачи. Вперед !
2.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы читали стихи бурятских поэтов о Байкале. И некоторые ребята захотели выучить понравившееся стихотворение. Давайте их послушаем. ( Получают шапочку )
Для того ,чтобы написать такие красивые стихи, как вы думаете, каким нужно быть человеком ? ( наблюдательным, любознательным, внимательным)
Эти стихотворения написал замечательный бурятский поэт Дамба Жалсараев. Он еще является автором гимна Бурятии.
Если у стихотворения есть автор, как оно называется ?
А кто еще сочиняет ? ( народ )
3.Актуализация знаний.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с устным народным творчеством .
Вспомните, что относится к жанрам устного народного творчества ?
(К жанрам устного народного творчества относятся - песни, - былины, - сказки, - загадки, - легенды, - пословицы и поговорки. )
На уроках литературного чтения мы читали загадки, былины, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни.
Я сегодня на урок принесла куклы.
Какому народу они принадлежат ?
А что вам подсказало ? ( костюмы )
Значит, тема урока какая у нас будет ? ( устное народное творчество бурят )
Какие цели поставим ?
4.Итак, открываем первую страничку .Она называется « Что такое? Откуда? Почему?».
На этой страничке мы познакомимся с урелами.
Урел – бурятское слово. Благопожелание, устное маленькое поэтическое произведение, в котором выражено доброе пожелание человеку. Урелы родились очень давно. Издавна люди желали друг другу добра, богатства, счастья. Произносили их в праздники, в дни торжеств, на свадьбах, дне рождения. В основном, урелы произносятся в стихотворной форме. Люди верят, что эти пожелания обязательно сбудутся.
У вас на столах лежат благопожелания ,
5.Работа в парах.
Прочтите их.
Подумайте и скажите, какой из этих урелов подходит для друга, говорит нам о дружбе ?
Найдите благопожелания – наставления молодым.
Прочитайте урелы для хозяев дома.
Попробуйте придумать свое благопожелание для наших гостей или одноклассников.
Итак, какой литературный жанр вы открыли для себя ? Что такое урел ?
6. Физминутка
7. Перенесёмся во времена минувшие, в старинную бурятскую юрту,
затерявшуюся в степном просторе.
А над юртой восьмистенной
золотится луч по скату.
Неспеша старик согбенный
нам рассказывает сказку.
Как в семье простой и бедной
смелый воин вырастает,
и врагов земли рассветной
он бесстрашно побеждает.
Мы сидим, в душе ликуя,
всё за правду принимаем.
На всю жизнь свою земную
сказку ту запоминаем,
словно нам она открыла
веру в суть добра и света.
Как давно всё это было -как чудесно было это.
-Вы представили юрту, старика … А что старик рассказывает детям?
- Что такое сказка? ( это один из жанров устного народного творчества, вымысел, в нем есть волшебство, счастливый конец )
Какие виды сказок вы знаете?( волшебные, бытовые, о животных, богатырские )
8. Мы закончили чтение разделов « Сказка мудростью богата», « Сказка – ложь, да в ней намек». Прочитали сказки многих народов. Обратите внимание на выставку книг.
Сказки каких народов вам известны. ( татарская « Мудрый старик»,киргизская « Мудрая девушка», русская « Мудрая дева», корейская сказка « Честный мальчик», японская « Ивовый росток», Африканская «Похождения дикого кота Симбы» .)
О чем могут рассказать эти сказки ? ( обычаи, одежда, каким трудом занимались ? )
Чему учат сказки разных народов ? ( Уважению к старшим, Быть честным, добрым )
У бурятского народа тоже есть свои сказки.
Следующая страница - Онтохоны – сказки.
Сегодня мы прочитаем бурятскую народную сказку .
Но прежде ,чем мы начнем читать сказку , отгадайте загадки. На бурятском языке -Таабаринууд – загадки.
Посмотрите на доску прочитайте загадки.
1. У болота притаилась, лентой черною скрутилась. Зашипела страшно : ши-и… Берегитесь малыши. Будьте осторожны, я ядовитая … ( змея )
2. На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.
( муравьи)
Молодцы ! Я неслучайно подобрала для вас эти загадки. Как вы думаете ?
Давайте проверим.
Прочитайте название на с.12. « Змея и муравьи».
– Что можно узнать из заглавия ?
9.Постановка проблемы.
- Рассмотрите иллюстрацию на с.12.
- Кто герои этой сказки ? Какого героя нет в заглавии ?
- Что можно предположить , каковы отношения между героями сказки ?
10.Открытие детьми нового знания.
Прочитайте про себя. Ответьте на вопросы, записанные на доске ?
- Какая беда приключилась с муравьем ?
Найдите этот эпизод и прочитайте.
- Кто помог муравью ?
Прочитайте место, где описывается борьба утки со змеей ?
- Как удалось муравью помочь утке, ведь он такой маленький ?
Работа в парах.
На листочке соедините, какими были по характеру герои сказки ?
Оцените свою работу в парах. Поднимите кружок.
11.Повторение пройденного
- Какими словами заканчивается сказка ?
- Чему учит ?
- К какому виду относится сказка ? ( о животных )
Что общего со сказками других народов ?
Работа в группе.
Восстановите последовательность событий в сказке.
Оцените работу в группах. Поднимите кружок.
12. На доске записаны бурятские пословицы. В пословицах и поговорках заключена народная мудрость. Они короткие, точные, образные. Пословица имеет поучительный смысл.
Если браться дружно, то и богатства не нужно.
Ради друга и в яму попадают.
Дружные сороки и дракона заклюют.
Друг в беде – настоящий друг.
Какая пословица подходит к нашей сказке. Почему ?
13. Итог. Рефлексия.
А теперь вернемся к началу урока.
Какая тема урока ? Какие цели ставили ? Все ли удалось ?
- Что узнали нового ?
Оцените свою работу на уроке.
Спасибо за урок.
А я вам хочу прочитать свое благопожелание :
Создайте жизнь свою,
С ясной мыслью,
Со светлым разумом,
С красным словцом,
С чистой душой!