УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Допуск к основному государственному экзамену в 2018 году
Четыре задания для собеседования
№
Содержание задания
1
Прочитать вслух текст
2
Время на подготовку
3
Пересказать текст из задания 1 и дополнить его высказыванием
2 минуты
Время на ответ
2 минуты
Выбрать один вариант монолога: – описать фотографию; – подготовить повествование на основе жизненного опыта; – подготовить рассуждение по проблеме
1 минута
4
3 минуты
1 минута
Поучаствовать в диалоге по теме предыдущего задания
3 минуты
0 минут
3 минуты
выпускник 9 класса вправе готовиться и отвечать
15
минут
Что обязательно надо помнить ученику
8 баллов
14 баллов
Необходимо набрать, чтобы получить "зачет"
Максимальное количество за собеседование
ЗАДАНИЕ 1. Чтение текста
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт.
Выразительно прочитайте текст о Ю.А. Гагарине вслух
2 минуты на подготовку
Текст для задания 1
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль "Восток" с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое "Поехали!".
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!
(176 слов)
Оценка выполнения задания 1
Критерии оценивания чтения вслух
Баллы
Критерий 1. Интонация чтения
Интонация учащегося соответствует пунктуационному оформлению текста
1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста
0
Оценка выполнения задания 1
Критерии оценивания чтения вслух
Баллы
Критерий 2. Темп чтения
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче
1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче
0
2 балла – максимум за задание 1
Задание 2. Пересказ текста
Полёт Юрия Гагарина по околоземной орбите стал возможен благодаря усилиям Cергея Павловича Королёва – выдающегося конструктора и учёного, работавшего в области ракетной и ракетно-космической техники. Именно он создал первый пилотируемый космический корабль "Восток-1", доставивший Гагарина на орбиту.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва о Юрии Гагарине:
"Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…"
1 минута на подготовку
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования
Оценка выполнения задания 2
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
Баллы
Критерий 1. Сохранение при пересказе микротем текста
Все основные микротемы исходного текста учащийся сохранил
1
Учащийся упустил или добавил одну или более микротем
0
Оценка выполнения задания 2
Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания
Баллы
Критерий 2. Работа с высказыванием
Высказывание учащийся включил в текст во время пересказа уместно, логично
1
Высказывание включил в текст при пересказе не уместно и не логично,
ИЛИ высказывание не включил в текст при пересказе
0
2 балла – максимум за задание 2
Дополнительная оценка выполнения заданий 1 и 2
Критерии оценивания правильности речи в заданиях 1 и 2
Баллы
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки, искажения слов отсутствуют
2
Учащийся допустил не более 3 ошибок и/или искажений слов
1
Допустил более 3 ошибок и/или искажений
0
2 балла – максимум за правильность речи
Общий балл за выполнение заданий 1 и 2
2 балла
Чтение текста вслух
Задание 1
Пересказ текста
Задание 2
2 балла
6 баллов - максимум
2 балла
Правильность речи
Задания 1 и 2
ЗАДАНИЕ 3. Монологическое высказывание Выберите одну из тем для бесед ы
Темы для монолога
Тема 1
- Праздник. Описание фотографии
- Праздник. Описание фотографии
Тема 2
- Поход (экскурсия), который запомнился больше всего. Повествование на основе жизненного опыта
- Поход (экскурсия), который запомнился больше всего. Повествование на основе жизненного опыта
1 минута на подготовку
Тема 3
- Всегда ли нужно следовать моде? Рассуждение по вопросу
- Всегда ли нужно следовать моде? Рассуждение по вопросу
Карточка поможет ученику рассказать о празднике
Задание
- Опишите фотографию
- Опишите фотографию
Не забудь описать
- Место и время проведения праздника Событие, которому посвящён праздник Присутствующих на празднике Общую атмосферу праздника и настроение участников
- Место и время проведения праздника
- Событие, которому посвящён праздник
- Присутствующих на празднике
- Общую атмосферу праздника и настроение участников
3 минуты на монолог
Карточка поможет ученику рассказать о походе
Задание
- Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию)
- Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию)
Не забудьте рассказать
- Куда и когда Вы ходили в поход или на экскурсию С кем ходили в поход или на экскурсию Как готовились к походу или экскурсии Почему Вам запомнился этот поход или экскурсия
- Куда и когда Вы ходили в поход или на экскурсию
- С кем ходили в поход или на экскурсию
- Как готовились к походу или экскурсии
- Почему Вам запомнился этот поход или экскурсия
3 минуты на монолог
Карточка поможет ученику высказаться о моде
Задание
- Всегда ли нужно следовать моде?
- Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте ответить на вопросы
- Что значит следовать моде? Для Вас важно следовать моде и почему? Следовать моде можно только в одежде? Как Вы понимаете выражение "хороший вкус"?
- Что значит следовать моде?
- Для Вас важно следовать моде и почему?
- Следовать моде можно только в одежде?
- Как Вы понимаете выражение "хороший вкус"?
3 минуты на монолог
Оценка выполнения задания 3
Критерии оценки монолога
Баллы
Критерий 1. Выполнение коммуникативной задачи
Учащийся справился с коммуникативной задачей. Ответил на все вопросы. Фактические ошибки отсутствуют
1
Предпринял попытку справиться с коммуника-тивной задачей, но не на все вопросы ответил,
и/или допустил фактические ошибки
0
Оценка выполнения задания 3
Критерии оценки монолога
Баллы
Критерий 2. Речевое оформление
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью: логические ошибки отсутствуют, последовательность не нарушена
1
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (1 или более)
0
2 балла – максимум за монолог
Задание 4. Диалог
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы: – праздник;
– поход; – мода. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором
0 минут на подготовку
3 минуты на диалог
Диалог "Праздник": вопросы экзаменатора
1
- Чем полезны походы и экскурсии?
- Чем полезны походы и экскурсии?
2
- Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход или на экскурсию?
- Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход или на экскурсию?
3
- Что самое важное в походе или экскурсии?
- Что самое важное в походе или экскурсии?
Диалог "Поход": вопросы экзаменатора
1
- Что означает, по Вашему мнению, слово "модный"?
- Что означает, по Вашему мнению, слово "модный"?
2
- Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
- Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
3
- Приведите пример отрицательного влияния моды
- Приведите пример отрицательного влияния моды
Диалог "Мода": вопросы экзаменатора
Оценка выполнения задания 4
Критерии оценивания диалога
Баллы
Учащийся справился с коммуникативной задачей. Ответил на вопрос в диалоге
1
Не ответил на вопрос в диалоге или ответ односложный
0
Максимум баллов за ответ на 1 вопрос
1
Максимум баллов за диалог
3
Дополнительная оценка выполнения заданий 3 и 4
Критерии оценивания речевого оформления в заданиях 3 и 4
Баллы
Критерий 1. Грамотность речи
Грамматические, речевые, орфоэпические ошибки отсутствуют
2
Учащийся допустил меньше 3 ошибок
1
Допустил больше 3 ошибок
0
Дополнительная оценка выполнения заданий 3 и 4
Критерии оценивания речевого оформления в заданиях 3 и 4
Баллы
Критерий 2. Речевое оформление
Словарь богатый и точный, учащийся использует разнообразные синтаксические конструкции
1
Словарь бедный и/или неточный
и/или ученик использует однотипные синтаксические конструкции
0
2 балла – максимум за речевое оформление
Общий балл за выполнение заданий 3 и 4
2 балла
Монолог
Задание 3
Задание 4
3 балла
8 баллов - максимум
Диалог
3 балла
Речевое оформление
Задания 3 и 4
УСТНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Допуск к основному государственному экзамену в 2018 году