Устный журнал «Я и планета Земля »
Цель:
- формировать представление детей о многообразии России;
- развивать экологическую культуру;
- воспитывать чувство любви и гордости к родному краю, бережное отношение к природе.
Ход мероприятия
Видео « Природа России»
Ведущий.
- Как можно не любить природу? Она похожа на сказку, в которой происходят чудеса.
-Огромный месяц висит в воздухе так близко над землёй, что кажется можно дотронуться до него рукой.
- Сверкающая лунная дорожка на поверхности зеркальной глади реки. Слайд Причудливые облака тают в воздухе и снова преображаются в диковинные фигуры.
- Пробивающиеся лучи солнца сквозь траву и ветки деревьев.
- Завораживающий восход солнца и ослепительный закат. Разве это не чудо?
Ученик 1.Мы любим лес в любое время года.
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа.
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного света
Такие, что светлей на свете жить,
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить.
Летят, звеня, дождинки с небосвода,
Клубится на заре тумана дым.
Все это называется природа.
Давайте же сердца ей отдадим.
Ученик 2.
Посмотрите!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
- это все вокруг – природа.
Ученик 3.
Посмотрите, какая красивая наша Земля ( Глобус)
синий цвет – вода,
зеленый цвет – леса,
бежевый цвет – пустыни,
коричневый цвет – горы,
белый цвет – ледники.
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы поучись,
А трудолюбию у пчелки.
Ведущий 1.
Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди мало задумываются о том, что все богатства Земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.
Ведущий 2.
В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь.
За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряют свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле.
Видео.
«Экологические проблемы современности»
Ведущий.
Вы посмотрели видео, назовите, пожалуйста, основные экологические проблемы.
( ответы детей)
Ведущий 1.
Мы хотим, чтобы каждый из нас задумался над тем, что он может сделать в решении экологических проблем. Ведь ни леса, ни реки, ни озёра, ни луга не могут сами позаботиться о себе. Не могут защитить себя ни птицы, ни насекомые, ни животные.
Ведущий 2.
Оставшись один в лесу, в степи, на реке, в поле, на болоте, человек остается наедине со своей совестью. Она для человека - единственный контролер. И может быть, одна из самых важных задач, которая стоит перед тем, кто хочет спасти природу на планете, - пробудить в людях совесть, понимание того, что можно делать и чего делать нельзя.
И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".
И первая страница нашего устного журнала «Лес»
Слайд «Лес»
Ведущий 1.
Лес называют « лёгкими нашей планеты».
И не зря. Лесные растения выделяют огромное количество кислорода, и поглощают очень много углекислого газа.
Ведущий 2.
Лес – защитник водоёмов. Люди давно заметили: реки, по берегам которых вырублен лес, мелеют.
Лес – защитник почвы. Ветер и потоки воды быстро разрушают почву в тех местах, где вырублен лес.
Ведущий 1.
Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес!
Но не всегда люди ценят эту красоту.
Видео. «Облысение лесов»
-Ребята, что является главной экологической проблемой лесов?
Сценка «Однажды в лесу»
Выбегают четыре туриста.
1-ый турист:
Сегодня мы пришли гулять.
Благо лес – рукой подать!
Закупили все подряд:
Пищу, спички, лимонад.
2-ой турист:
Свежий ветер возбудит
Наш здоровый аппетит!
А пакеты, банки, склянки
Лес большой, он все вместит!
Лес он чей?
Ничей!
1-ый и 2-ой туристы (хором):
Ничей!
3-ий турист:
Расположимся скорей!
Тут уж нам не помешают
Жги и лей, руби и бей!
4-ый турист:
Урны нет! Неси в кусты!
Мы с природою на "ты”!
1-ый турист:
Банки в землю закопаем,
Мусор птицам разбросаем,
В речку скинем все бутылки,
В море пусть плывут посылки!
2-ой турист:
Мы - цари! Молчи природа!
Все здесь наше – лес и воды!
Туристы разбрасывают мусор.
Появляется Царица природа
Царица природа
Что за шум в лесу моем?
Что случилось, не поймем.
Кто здесь все переломал?
Разбросал и не собрал?
За такое поведенье
Вас судить – мое решенье!
Нужно сберечь и лес, и сад, и речку, и все, что нас окружает, и нужно усвоить ряд несложных правил поведения на природе.
Я научу горе – туристов, как нужно вести себя в лесу.
.
Игра «Сорви лепесток»
( Ребята по очереди срывают лепесток с цветка, читают по очереди правило поведения в природе и договаривают правило до конца)
В лесу ходи по тропинкам и дорожкам. Помни...
(в траве обитает много маленьких животных, которых можно нечаянно раздавить. Кроме того от ходьбы уплотняется почва, оголяются корни деревьев, погибают редкие растения).
2) Не рви цветы охапками... (сорванные растения быстро погибнут и не дадут семян. Не будет семян - не будет и цветущих растений).
3) Не разрушай муравейники… (муравьи по хвоинке, по соломинке, долго строят свой дом, любой труд надо уважать. Муравьи - санитары леса, они не дают сильно размножаться насекомым-вредителям).
4) Не оставляй мусор в лесу. Помни... (это дом для животных, в нем должно быть чисто. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки).
Правила поведения в лесу.
1.Не рви цветы.
2.Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
3.Не разводите костер в лесу.
4.Не сбивайте грибы, даже несъедобные.
5.В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум
6.Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
1-ый турист: Спасибо, тебе, царица природы. Мы навсегда запомним эти правила и будем их выполнять.
3-ий турист: Ребята! Давайте уберем все за собой и приведем в порядок лесную поляну.
Ведущий 2.
Как прекрасны э творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Следующая страница нашего журнала «Красная книга»
Слайд «Страницы Красной книги»
Ведущий 1. Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись!
Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности.
- Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.
- Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.
Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.
- На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.
- Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.
- На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.
Слайд.
Моа – гигантские бескрылые птицы, вымершие по вине человека в XVI веке. Обитали в Новой Зеландии. Некоторые виды имели гигантские размеры – до 3,6 метра в высоту. Моа были травоядными. Питались плодами, листьями и побегами. Вымерли в начале XVI века.
Слайд.
Квагга – истребленный вид зебр. Животное квагга является непарнокопытным. Квагги населяли обширные пространства степей Южной Африки. Зебра квагга имеет необычный для своего вида окрас. Голова и шея у нее полосатые, как у зебры, а однотонный гнедой круп делает ее похожей на лошадь. Но вместе с приручением этой зебры началось и ее истребление. Сначала квагги начали добывать из-за прочной шкуры, потом животных стали вытеснять территориально, занимая дикие угодья зебр под фермы и пастбища. Но решающим фактором в истреблении послужила война между европейцами и коренным населением Африки. Последняя дикая квагга была убита в 1878 году. Последняя квагга в мире умерла в зоопарке Амстердама в 1883 году.
Слайд.
Байцзи, известные как белые дельфины или дельфины реки Янцзы, весят от 180 до 230 кг и достигают длины 2,5 м. У них длинная морда и маленькие глаза, белые бока и бледно-голубая сероватая спина. В декабре 2006 года дельфин реки Янцзы стал первым китообразным, который был объявлен «функционально» вымершим – это означает, что вид не может обновиться, даже если особь или две всё ещё существуют.
Ведущий 2.
Что бы узнать следующую страницу нашего журнала, отгадайте загадку
Слайд .
-Через нос проходит в грудь и обратный держит путь,
Он невидимый и что же, без него мы жить не можем.
(Правильно – воздух.)
И следующая страница нашего журнала. « Воздух»
На языке химиков воздух – это смесь нескольких газов, а на языке поэтов воздух – это жизнь, свежесть, свобода.
-Для чего нужен воздух?
-Как дышат растения?
-Через какой орган люди дышат?
-Кто-нибудь видит сейчас воздух?
-В каком случае мы его видим воздух ? ( когда он загрязненный, пример- дым)
Ведущий 1.
Проблема чистого воздуха – это мировая проблема. Загрязненный воздух плохо пропускает ультрафиолетовые лучи, которые необходимы для нормального функционирования человеческого организма. Травы, растущие вдоль дорог, не пригодны на корм скоту. Продолжительность жизни хвойных деревьев в городах сокращена по сравнению с теми, которые растут в естественных условиях. Так, липа в парках живет 125-150 лет, а в природе – 300-400 лет!
В атмосферу выбрасывается сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд. тонн, что может привести к потеплению, к частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана.
Большое значение в охране воздуха имеет установка очистных оборудований, чтобы уменьшить выбросы в атмосферу вредных промышленных отходов.
Ведущий 2.
Отгадайте, пожалуйста, загадку.
"А ну, скорей снимите шляпу!
Я дочь космического папы!
Я вездесуща и легка, -
Я лёд, я пот, я - облака,
Я иней, чай, бульон, туман,
Река, ручей и океан.
Когда я злюсь - я закипаю,
Когда мороз - я застываю".
- О каком веществе идёт речь?
И следующая страница нашего журнала –«Вода»
Слайд «Вода»
Ведущий1.
День 22 марта объявлен Международным днем воды. И этот день отмечается потому, что вода все чаще требует защиты.
Жизнь человека тесно связана с водой и зависит от неё. Вода - обязательный компонент живой клетки. Мышцы человека содержат 75%, стекловидное тело глаза - 99%, кости - 25%, зубная эмаль и та содержит воду - 0,2%. Слёзы, слюна, желудочный сок - так же содержат воду.
А всякая ли вода годится для наших нужд. Ведь большую ее часть составляют моря и океаны – это соленая вода.
Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает всего лишь полстакана. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите воду рек и озёр.
Ведущий.
- Какой вклад можете внести вы в охрану воды?
( ответы учащихся)
Мы с вами участвовали в акции «Чистый берег»
Я предлагаю вам викторину « Реки, озера, моря и океаны».
1.Сколько на нашей планете океанов? (4)
2.Какой океан самый большой? (Тихий) Какой самый маленький? (Северный Ледовитый океан)
3.Белое, Красное, Жёлтое – что это? (названия морей)
4.Какая река является самой длинной на земле? (Нил)
5.Какая река занимает самую большую площадь? (Амазонка)
6.В каком озере находится 80 % всей пресной воды нашей страны? (Байкал)
Ведущий 2
- А что такое экология? (Ответы детей)
Экология - это наука о законах жизни природы. В переводе с греческого языка это слово означает "экос" - дом, "логос" - наука. То есть экология - наука о доме, природе.
Ведь природа – это и есть наш большой общий дом.
Песня «Гимн экологии»
Ведущий 1.
-Представьте себе
только за 90 лет разлагается в земле консервная банка, за 2-10 лет – бумага, , за 200 лет – полиэтиленовый пакет, стекло -100 лет Пластик разлагается более 450 лет. Но некоторые ученые считают, что пластик
вообще не разлагается – он просто распадается на кусочки, которые, со
временем, становятся всё меньше.
Игра
«Что в чёрном ящике?»
1. У детей очень много игрушек сделано из этого.
2.Это бывает разного цвета, и это очень трудно сломать.
3. Предметы, изготовленные из неё, мало весят.
4. Если это поджечь, то появляется много чёрного дыма, который плохо пахнет.
5. Это нельзя выбрасывать, так как оно само по себе в природе не разлагается. (Пластмасса.)
1. Её изобрели китайцы.
2. У нас её получают из дерева.
3. Она легко горит.
4. Из неё получается очень много мусора.
5. На ней обычно рисуют или пишут. (Бумага.)
1. Его делают из песка.
2. Чаще всего оно прозрачное.
3. Когда падает, оно разбивается.
4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара. (Стекло.)
1. Это получается, когда становится старым или ломается.
2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Из этого можно сделать что – то новое.
5. Это бывает цветным, и за него можно получить деньги. (Металлолом).
1. Это то, чего много в городе, но мало в деревне.
2. Особенно много этого в промышленном городе, где много заводов и фабрик.
3. От этого люди болеют, много нервничают, громче кричат, и этого становится ещё больше.
4. Его издают разные приборы, машины.
5. Он вызывает загрязнение воздуха и окружающей среды, если этого много, то это вызывает опьянение и действует как наркотик. (Шум).
Вопросы:
-Человек - часть природы или ее властелин?
-Согласны ли вы, что миру угрожает экологическая катастрофа? Если да, то может ли человечество ее предотвратить?
-Что можно произвести из старых шин в результате переработки? (Нефть.)
-Что можно делать из старых полиэтиленовых бутылок после переработки? (Мебель, посуду, бутылки, игрушки, одежду.)
Итог.
-Почему Земля нуждается в помощи и защите людей?
- Почему все люди должны быть благодарны Земле?
-А какая неповторимая, уникальная природа нашей малой родины - Крыма.
Поэтому и закончить сегодняшнее мероприятие мы хотим песней
Песня «Крым»