СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал к неделе математике

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал к неделе математике»

Устный журнал



Предмет математики настолько серьёзен,

что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”

Б. Паскаль















Дорогие ребята!

Предстоящая неделя в нашей школе посвящена самой древней и самой юной, вечно молодой науке – математике.

Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Систематические занятия математикой обогащают человека, облагораживают его. Тот, кто хоть раз испытал радостное чувство от решения трудной задачи, познал радость пусть маленького, но всё же открытия, так как каждая задача в математике – это проблема, к решению которой человечество порою шло долгие сто и тысячелетия, - тот будет стремиться познать ещё и использовать полученные знания в жизни.

Математика развивает у человека важные качества личности. А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение, ведут к великим открытиям в науке.

«В любом открытии есть 99% труда и потения и только 1% таланта и способностей»,- говорил Л.Магницкий.

«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых», - заметил он.

Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!

Леонтий Магницкий в 1703 г. издал первый русский учебник «Арифметика – сиречь наука числительная». На крышке учебника он изобразил храм наук. На троне – царица Математика, колонны храма – прикладные науки: астрономия, алгебра, физика, геология, геометрия, тригонометрия, география, а арифметика – это начальные ступени всего храма: сложение, вычитание, деление, умножение.

С 1 по 6 классы в школе вы изучаете арифметику – те ступени, на которых стоит трон царицы Математики, т. е. вы вошли по этим ступеням в храм наук. В 7 классе вы начинаете изучать алгебру, геометрию, физику, и оттого, насколько прочны ваши ступени, будут зависеть ваши успехи в новых науках, в каждой из которых незримо присутствует математика.





«Математика – царица всех наук, а арифметика – царица математики» ( Карл Гаусс , 18 век)

Математика всегда сопровождала человека в жизни. Она помогает развитию других наук. Во многих современных профессиях нужны математические знания: агроному и инженеру, рабочему и доярке, космонавту и дипломату, продавцу и кассиру. Даже домохозяйке – для ведения домашнего хозяйства, для ремонта квартиры, для посещения магазина, почты, телеграфа и т. д. Все предметы, изучаемые в школе, неразрывно связаны с математикой.

Слово предоставляется Физике

Математика – это язык, на котором говорят все точные науки, особенно физика и астрономия. Все физические законы записаны математическими формулами. Все законы движения планет, звёзд и галактик подчиняются математическим законам.

Слово имеет Биология.

Роль математики в биологии состоит в том, что все исследования опираются на логические выводы. От простого наблюдения к абстрактному мышлению. Математические методы анализа и синтеза, установления связей между явлениями помогают открывать законы развития живой природы. Этому служит новая наука – математическая биология.

У нас в гостях наука Химия.

Химиктехнолог наших дней в своей практической работе использует аппарат высшей математики. Появились такие разделы науки, как: физическая химия, химическая термодинамика и другие.

Слово просит География.

География – интересный предмет, но немыслимый без математики. До второго века нашей эры география была наукой описательной, затем древнегреческий учёный Птолемей впервые использовал градусы круга и, применив градусную сеть, начертил карту, которой пользовались несколько веков. В море люди терпят бедствие. Их голос услышан, но как их найти? Потерпевшие сообщают свои координаты. Что это такое? А это азимуты. Опять на помощь пришла математика, ведь азимут не что иное, как сектор круга. Графики и диаграммы, которыми так богата география, - это сравнительные величины. На карте нельзя измерить расстояние не прибегнув к математике.



Предоставляем слово Литературе.

Многие из вас слышали о машинном переводе, о стихах, сочинённых машинами, о расшифровке математиками языков исчезнувших народов. Это новая наука – математическое языковедение. Есть много фактов соединения художественного и математического талантов некоторых авторов. А. Грибоедов, автор «Горе от ума», учился в университете на трёх факультетах, в том числе на физико – математическом. Известный советский математик А. Я. Хинчин не стал профессиональным поэтом, хотя ещё в юности издал четыре книги своих стихов. А выдающаяся русская женщина – математик С. В. Ковалевская написала и издала книги «Воспоминания детства», «Нигилистка» и другие.

Слово предоставляется Истории.

В Сиракузах, в Греции есть площадка Архимеда. Он был не только великий учёный, но и великий патриот. Свои изобретения он использовал для защиты родного города от римлян. Архимед сжигал их корабли с помощью огромных увеличительных стёкол, которые сам сконструировал. История помнит многих учёных не только за их математические открытия, но и гражданскую позицию, их душевную щедрость и красоту.

Слово имеет Иностранный язык.

В юности Карлу Гауссу одинаково нравились древние языки и математика. И если бы не правильный семнадцатиугольник, который построил он с помощью циркуля и линейки в 19 лет, может быть, знали бы Гаусса не как математика, а как лингвиста. После знакомства с работами Н. И. Лобачевского, Гаусс на 62-м году жизни занялся изучением русского языка. И через 2 года уже свободно читал русскую научную и художественную литературу. Сейчас переводами с иностранных языков занимаются специальные машины.

У нас в гостях Рисование.

Великий Леонардо да Винчи в 16 веке разработал математическую теорию живописи. В своих картинах он использовал законы «золотого сечения», законы перспективы, законы параллельного и прямоугольного проектирования. Его великие картины «тайная вечеря», портрет Моны Лизы ( так называемая «Джоконда») и другие украшают лучшие музеи мира. В числе важнейших предметов при обучении художника является математика.





Слово просит Физкультура.

Ещё в 1660 году великий мастер фехтования испанец Луис Пачена де Нарваес развил теорию фехтования, основанную на математических принципах, в книге «Великие шаги». Сегодня математика настойчиво стучится в спорт. Это и анализ оценок в спорте, и анализ способностей будущих спортсменов, и расчёт допустимых нагрузок и т. д.

Слово предоставляется Музыке.

Музыка тоже имеет свою теорию. Первая теория возникла ещё у древних греков. Она основана на математике. Все звуки располагаются строго очерёдно по ступеням натурального ряда в двенадцатеричной системе. Наша теория музыки основана на дробных числах 1, , , , которые обозначают длительность любой ноты. Эти дроби можно перевести в двоичную систему, которая лежит в основе языка вычислительных машин. Поэтому музыку могут писать и математические машины.



























Стихи и песни о математике.

Математика достойна того, чтобы о ней слагали стихи и пели песни.

В. З. Треба НАШ ЮНЫЙ ДРУГ!

Сегодня вспомнишь формулу Герона,

Какую ты не раз писал.

Ты вспомнишь также и Ньютона,

Бином которого познал.

Пусть в памяти твоей воскреснет Архимед,

Сражённый за великие творенья.

Пусть вспомнится известный всем Виет,

Открывший формулу для уравненья.

Тебе знаком талантливый Декарт –

Систем координат создатель.

Ты знаешь Лобачевского, он, брат,

Коперник геометрии, творец, ваятель.

Велик и ныне Чебышев – титан,

А Софья Ковалевская – чудесная «русалка»!

Талант могучий им был дан,

Дана была им гениальная смекалка.

Запомни то, что Гаусс всем сказал:

«Наука математика – царица всех наук»,

Не зря поэтому он завещал –

Творить в огне трудов и мук.







Безмерна роль её в открытии законов,

В создании машин, воздушных кораблей,

Пожалуй, трудно нам пришлось бы без Ньютонов,

Каких дала история до наших дней.

Пусть ты не станешь Пифагором,

Каким хотел бы, может быть!

Но будешь ты рабочим, может, и учёным,

И будешь честно Родине служить!



ГИМН МАТЕМАТИКЕ.( Песня на мотив «Чему учат в школе?».

Уравнения решать, радикалы вычислять –

Интересная у алгебры задача!

Интегралы добывать,

Дробь делить и умножать

Постараешься – придёт к тебе удача!



Геометрия нужна, но она ведь так сложна!

То фигура, то тела - не разберёшься.

Аксиомы там нужны,

Теоремы так важны,

Их учи – и результата ты добьёшься!



Все науки хороши

Для развития души.

Их и сами все вы знаете, конечно,

Для развития ума математика нужна,

Это было, это будет, это вечно.



О, математика земная, гордись прекрасная, собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

Твои расчёты величаво ведут к планетам корабли,

Не ради праздничной забавы, а ради гордости Земли!

В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил.

Тебя царицей величавой недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава, стройна в полёте, как стрела

Твоя немеркнувшая слава в веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук!



















Занимательная викторина

(для 6 «б» класса)

Какой ключ не отмыкает замок?

Какую траву и слепой узнает?

Из какой посуды не едят?

Сколько яиц можно съесть натощак?

Петух, стоя на одной ноге весит 5кг. Сколько он будет весить, стоя на двух ногах?

На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?

У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье?

Тройка лошадей пробежала путь 30км. Сколько пробежала каждая лошадь?

Какое число приказывает?

Сколько единиц в дюжине?

Сколько разных букв в названии нашей страны?

Когда сутки короче: зимой или летом?

Катались 2 сына на трёхколёсных велосипедах, и их отец – на двухколёсном велосипеде. Сколько всего было колёс?(

Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянули-тянули и вытянули репку. Сколько глаз смотрело на репку?

Какие два числа, если их перемножить, дают такой же результат, что и при их сложении?

Из-под забора видно 6 пар лошадиных ног. Сколько этих животных во дворе?

К однозначному числу приписали такую же цифру. Во сколько раз увеличилось число?

Чтобы дойти Ивану Васильевичу до работы требуется 1,5 часа. С работы, торопясь домой, он возвращается по той же дороге за 90 минут. Чем вы объясните такую разницу?

Сколько лет двадцатилетнему человеку было 4 года назад?

Каким по счёту является “Ь” в названии последнего месяца осени?

- Сколько рогов у трех коров?

- Сколько музыкантов в квартете?

- Наименьшее двузначное число?

- Чему равен пуд?

Отрывок из стихотворения К.И.Чуковского “Мойдодыр”.

Одеяло убежало, улетела простыня,

И подушка, как лягушка, ускакала от меня.

Я – за свечку, свечка – в печку,

Я – за книжку, та – бежать

И вприпрыжку под кровать.

Я хочу напиться чаю, к самовару подбегаю,

Но пузатый от меня убежал, как от огня!

Что такое? Что случилось? Отчего же всё кругом

Завертелось, закружилось и помчалось колесом?

Утюги за сапогами, сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами, кочерга за кушаком.

Всё вертится, всё кружится и несётся кувырком!..

Вопрос: сколько предметов убежало от грязнули?











Веселая викторина

для 8 «а» и «б» классов



1. К серой цапле на урок прилетело 7 сорок.

А из них лишь 3 сороки приготовили уроки.

Сколько лодырей сорок прилетело на урок ?

2. Я, Серёжа, Коля, Ванда – волейбольная команда.

Женя с Игорем пока – запасных два игрока.

А когда подучатся, сколько нас получится?

3. Мы – большущая семья, самый младший – это я.

Сразу нас не сосчитать!

Юра, Шура, Клаша, Саша и Наташа тоже наша.

Мы по улице идём, говорят, что детский дом.

Сосчитайте поскорей, сколько нас в семье детей?

4. Сидят рыбаки, стерегут поплавки.

Рыбак Корней поймал 13 окуней,

Рыбак Евсей – 4 карасей,

А рыбак Михаил двух сомов изловил.

Сколько рыб рыбаки натаскали из реки?

5. Что за цифра акробатка? Если на голову встанет –

Ровно на 3 меньше станет.

6. Он давно знакомый мой, каждый угол в нём прямой,

Все 4 стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад. Как зовут его?





7. Разделите число 1888 пополам, чтобы получилось два раза по 1000.

8. Зайцы пилят бревно. Они сделали 10 распилов. Сколько получилось чурбачков?

9. Мальчик лёг спать в 8 часов вечера, поставив будильник так, чтобы он прозвенел в 9 часов утра. Сколько времени проспит мальчик?

10. Когда Коля и Толя были маленькими, они часто пугались, и от страха у них по спинам бегали мурашки. У Коли по спине бегало 27 мурашек, а у Толи на 3 мурашки больше. Сколько всего мурашек бегало по спинам у мальчиков?

11. Первое – цифра – она в середине,

Буква сначала и буква с конца.

В целом – леса, города и равнины,

К целому – полны любовью сердца.

12. Я приношу с собою боль, в лице – большое искаженье

А “Ф” на “П” заменишь коль, то превращусь я в знак сложенья.

13. Со звуком “С” я невкусна, но в пищу каждому нужна.

С “М” берегись меня, не то – я съем и платье, и пальто.

14. Часто знает и дошкольник, что такое треугольник!

А уж вам- то, как не знать, ну совсем другое дело.

Быстро, точно и умело треугольники считать.

Например, в фигуре этой - сколько разных, посмотри.

Всё внимательно исследуй и по краю и внутри.









Математическая игра «Умники и умницы

( для самых творческих учеников школы- учащихся 11 класса)



1) Придумайте и запишите задачи в стихах с «подвохом».

Например:

Всем известно в целом мире: Вот пять ягодок в траве.
Три плюс два равно… (не 4, а 5) Съел одну. Осталось … (не 2, а 4)



Вышел зайчик погулять, У меня собачка есть,
Лап у зайца ровно… (не 5, а 4) У нее хвостов аж… (не 6, а 1)



2). «Рисуем цифрами и формулами»

Изобразите рисунок с помощью цифр, формул.

Например,





3)Замените слова в скобках так, чтобы «равенство» было верным:

(мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево)= ПОРОДА СОБАКИ

(любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = ГОЛОВНОЙ УБОР

(то, против чего нет приема) + (нервное подергивание) = КУСОЧЕК

(нота) + (конечность) = РЫБА

(наказание) + (неглубокое место) = СОРТ КОНФЕТ

(главная песня страны) + (часть света) = УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

С + (занятие) = ГРЫЗУН Д + (часть окна) = ТЕАТРАЛЬНЫЙ ЖАНР

А + (часть собрания сочинений) = ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ЧАСТИЦА

М + (суп) = НАСЕКОМОЕ Г + (цветок) = АТМОСФЕРНОЕ ЯВЛЕНИЕ

М + (музыкальный инструмент) = ИМЯ

Э + (подъемник) = ОТРАЖАЮЩАЯ ПОВЕРХНОСТЬ

Л + (имя) = МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ







Веселые станции для всех любителей математики









Станция « Ребусная»

Разгадайте ребусы

Ви3на; 1ум; 2д; Ш3х;

За1ка; о5; 1очка; 1бор;

Ш1а; Ф1а; По2л; 3умф;

Л+100пад; на; зз+т.



С танция «Фигурная»

Сколько всего треугольников на рисунке?























Сколько всего

прямоугольников на рисунке?













Сколько треугольников на рисунке?

























На схеме решетка из восемнадцати палочек, образующих девять одинаковых треугольников. Какие три палочки убрать, чтобы осталось всего 7 треугольников?













Станция «Следопыт»

Н айдите различия:









Станция «Блиц-турнир»

1. 1 % от 1000 рублей?

2. Единица скорости на море?

3. Большой любитель чужих секретов в Интернете?

4. Математик, именем которого названа теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения?

5. Книзу летит капельками, а кверху – невидимкой?

6. Фигура, образующая при пересечении двух прямых?

7. Результат математического действия?

8. Я увидел свой портрет, отошел – портрета нет

9. Иногда эту глобальную систему называют Сетью …

10. Как называется утверждение, принимаемое без доказательств?

11. Дерево даешь – съедает, от воды же умирает.

12. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур в пространстве?

13. Как называется сотая часть числа? (

14. Назовите единицу массы драгоценных камней (

15. Игрок-профессионал и ценитель компьютерных игр (

16. Основная часть Интернета – Всемирная … (

17. Угол, на который поворачивается солдат по команде «кругом» (

18. Над водою - ушко, под водою – брюшко (

19. Направленный отрезок? ( )

20. Древнегреческий математик, астроном, философ, именем которого названа теорема об отрезках, лежащих на двух прямых, пересекаемых параллельными прямыми? (

21. К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!

Это … (

22. Как называется утверждение, требующее доказательства? (теорема)

23. Ты за ней – она от тебя,

Ты от нее – она за тобой (

24. Раздел геометрии, изучающий свойства фигур на плоскости? (

25. На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (





Станция «Курьезная»

С помощью цифр, арифметических действий, возведения в степень и любого количества скобок записать:

  1. Единицу тремя пятерками;

  2. Двойку тремя пятерками;

  3. Четыре тремя пятерками;

  4. Пять тремя пятерками;

  5. Нуль тремя пятерками;

  6. Единицу, употребив все 10 цифр;

  7. Четырьмя 2 каждое из чисел от 1 до 10, кроме 7.



Например, записать с помощью трех пятерок числа 0, 4, 5:

0 = 5 х (5 – 5); 4 = 5 – 5 : 5; 5 = 5 + 5 – 5





Станция «Черный ящик»

Назовите предмет, лежащий в черном ящике, используя подсказки

1. (

  • придуман был он Морзе и мог передавать только звуковой сигнал, это была такая роскошь, чтобы использовать его нужно было пройти не один метр, иногда даже километр, так как он был не у каждого в доме;

  • этот предмет может быть любого цвета и размера, его можно потрогать и передать другому. Если он тебе надоел, то можешь его поменять;

  • когда он рядом мы можем не беспокоиться засвоих близких, можем разговаривать целые сутки, выбирать удобные условия. Сейчас он есть у каждого человека и с каждым днем он все совершенней. Раз и услышал человека, раз и сказал ему все, что хочешь.

  1. )

  • в древние времена этот предмет заменяли шаги человека, животного. Затем его модифицировали и он стал использоваться при построении зданий, при расчетах, но был очень большим и неудобным. Далее уменьшили его размеры и смогли с его помощью считать, вычислять;

  • он может быть длиной до метра. Сделан из любого материала, даже из бумаги. Мы очень часто использовали его в младших классах для счета;

  • сегодня мы его берем для того, чтобы начертить отрезок, прямую, многие дети его используют для счета до 30.

  1. )

  • в истории древнего мира, особенно в неандертальский период, этот предмет заменяла особая кость, у индейцев и многих других древних народов использование этого предмета считалось тайным ритуалом, и происходил он один раз – перед сном;

  • в эпоху А.С. Пушкина этот предмет был роскошью и не у каждого человека, мужчины его почти не использовали, а во дворцах его даже украшали драгоценными камнями;

  • сегодня он есть в каждом доме, человек не представляет себе жизни без него. У каждого этот предмет свой, а то и не один. Ни одна из девочек, женщин не может без него обойтись и справиться со своими волосами. На Руси он назывался гребень.

  1. )

  • этот предмет был изобретен в Китае в 725 году. Про него существует много загадок. На одном из аукционов в этом году за него давали цену 3 500 млн. долларов, так как он являлся одним из содержательных предметов и имел в себе: карту звездного неба, секундомер, барометр и еще много других механизмов;

  • в Египте пока не был придуман этот предмет, использовали палку и солнце. Раньше носили на золотой или серебряной цепочке. Как пользоваться этим предметом вас специально обучают;

  • бывает электрическим, механическим, электронным и даже может работать от батареек и зарядки. Если у нас его нет, то мы всегда и везде опаздываем.

По изображению с помощью подсказок отгадайте предмет (изображения на листах формата А4вывешиваются на доске)

1 ) его длина больше человеческого роста;

2) зимой он бесполезен;

3) одни на нем работают, другие отдыхают;

4) любит воду;

5) если не дырявый, то не тонет. (лодка)





1) тяжелый;

2 ) имеет не менее трех отверстий;

3) не используется для человека;

4) встречается в сельской местности;

5) его вешают на счастье. (подкова)



1) тяжелый;

2) одному нести его неудобно;

3) взрослые его любят, так же как и дети;

4) некоторые без него жить не могут;;

5) показывает интересные программы

(телевизор)










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!