Тема «Распределитель»
Цель задания — изучить на практике принцип действия источников электрической энергии и ее потребителей на примере устройства сборочных единиц электрооборудования автомобилей, уяснить правила эксплуатации, регулирования зазора между контактами прерывателя; освоить приемы разборки-сборки генераторов, реле-регуляторов, стартеров, аккумуляторных батарей, системы зажигания для автомобилей 3M3-53 и ЗИЛ-130.
Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —распределители Р13-Д, Р4-Д; лапный съемник для снятия подшипников с вала ротора, съемник специальный для снятия крышек и шкива генераторов, верстак, тиски, выколотка, крючок из проволоки, комплект инструментов и дополнительно двусторонний ключ гаечный 8х10 мм.
1.Изучить устройство распределителя Р13-Д.
2.Разобрать распределитель Р13-Д в следующем порядке:
•отстегнуть защелки и снять крышку;
•снять ротор (бегунок);
•снять тягу вакуумного регулятора со штифта подвижного диска;
•снять вакуумный регулятор;
•вывернуть из крышки вакуумного регулятора штуцер, извлечь через отверстие в крышке регулировочную шайбу и пружину;
•снять клемму, предварительно отвернув гайку крепления провода к клемме;
•вывернуть два винта крепления неподвижного диска к корпусу, снять диск в сборе с подвижным диском и деталями прерывателя;
•извлечь из втулки кулачка фетровую шайбу;
•снять с приводного валика запорную пружину, две шайбы, кулачок с втулкой и пластиной;
•вынуть приводной валик из корпуса, предварительно выбив штифт вместе с центробежным регулятором.
3.Собрать распределитель Р13-Д в последовательности, обратной его разборке.
4.Проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами прерывателя:
•отстегнуть защелки и снять крышку;
•вращая валик привода, установить наибольший контакт;
•проверить щупом зазор между контактами — должен быть 0,3...0,4 мм;
Распределитель Р13-Д (а) и регулировка зазора между его контактами (б):
1 — крышка; 2 — ротор; 3 — стойка неподвижного контакта; 4 — рычаг с подушкой; 5 — контакты; 6 — фильтр; 7 — неподвижный диск; 8 — кулачок с втулкой и пластиной; 9 — приводной валик; 10 — грузики; 11 — пластина грузиков; 12, 22 — пружины; 13 — корпус; 14 — защелка; 15 — подшипник; 16 — нижняя пластина октан-корректора; 17 — втулка; 18, 33 — штифты; 19 — гайка октанкорректора; 20 — масленка; 21 — вакуумный регулятор; 23 — штуцер; 24 — тяга; 25 — запорная пружина; 26 — регулировочная шайба; 27 — штуцер трубки от карбюратора; 28 — трубка; 29 — крышка вакуумного регулятора; 30 — диафрагма; 31 — корпус вакуумного регулятора; 32 — винт; 34 — подвижной диск; 35 — винт крепления стойки; 36 — щуп; 37 — эксцентрик
•при несоответствии зазора требуемому ослабить винт крепления стойки неподвижного контакта и, поворачивая эксцентрик, довести зазор до необходимого размера;
•закрепить стоику винтом и повторно проверить зазор между контактами (при необходимости регулировку повторить);
•проверить зазор между контактами при размыкании их другими выступами кулачка;
•установить и закрепить крышку распределителя.
5.Установить зажигание на двигателе:
•установить поршень первого цилиндра в ВМТ;
а) на двигателе ЗMЗ-53:
•привод распределителя вставить в гнездо блока цилиндров так, чтобы паз в валике привода был направлен вдоль оси двигателя и смещен влево по ходу автомобиля, а кронштейн с резьбовым отверстием на корпусе привода — назад и влево на 23° относительно продольной оси двигателя;
•закрепить корпус привода держателем и гайкой;
б) на двигателе ЗИЛ-130:
•поворотом валика привода добиться параллельного расположения паза на валике привода и риски на верхнем фланце корпуса и со смещением в сторону передней части двигателя;
•вставить привод в сборе в гнездо блока цилиндров, следя за тем, чтобы к моменту начала зацепления шестерни привода с шестерней распределительного вала отверстия в нижнем фланце корпуса привода находились против резьбовых отверстий в блоке цилиндров;
•закрепить корпус привода болтами;
•проверить и при необходимости совместить стрелку верхней пластины октан-корректора с меткой «0» на нижней пластине;
•снять крышку распределителя с корпуса, а ротор с кулачка;
•установить распределитель так, чтобы выступ на приводном валике совпал с пазом на валу привода; поворачивая корпус, добиться того, чтобы контакты прерывателя замкнулись;
•установить контакты прерывателя на начало размыкания при помощи переносной лампы, для чего подключить «+» к немаркированной клемме катушки зажигания, а «-» к «массе» и поворачивать корпус распределителя против часовой стрелки при включенном зажигании;
•выключить зажигание, закрепить корпус распределителя на двигателе;
•поставить на место крышку распределителя;
•установить на место свечу, подсоединить к ней провод высокого напряжения;
•пустить двигатель, проверить работу двигателя и электрооборудования.
Метки для регулировки клапанов и установки зажигания:
а — на двигателях ЗMЗ-53; б — на приводе распределителя двигателя ЗMЗ-53; в, г — то же, что а и б, для двигателя ЗИЛ-130; 1 — указатель установки зажигания; 2 — метки на шкиве коленчатого вала; 3 — паз на валу привода распределителя; 4 — нижний фланец корпуса; 5 — риска на верхнем фланце корпуса; 6 —верхний фланец корпуса
Инструкционно-технологическая карта «Разборка-сборка распределителя Р13-Д»
Последовательность операций | Инструмент, приспособление | Технические условия и указания |
1. Разборка распределителя Р13-Д |
1. Отстегнуть защелки, снять крышку | | Крышку нельзя ставить на перекос |
2. Снять ротор (бегунок) | | |
3. Вывернуть два винта крепления вакуумного регулятора | Отвертка | |
4.Снять тягу вакуумного регулятора со штифта | | |
5. Снять вакуумный регулятор | Ключ гаечный 22 мм | |
6. Вывернуть из крышки вакуумного регулятора штуцер | | |
7. Извлечь через отверстие в крышке регулировочную шайбу и пружину | | |
8. Отвернуть гайку крепления провода к клемме | Ключ гаечный 8 мм | |
9. Снять клемму | | |
10.Вывернуть два винта крепления неподвижного диска к корпусу | Отвертка | Проверить контакты прерывателя |
11.Снять неподвижный диск в сборе с подвижным диском и деталями прерывателя | | |
12. Извлечь из втулки кулачка фетровую шайбу | | |
13. Снять с приводного валика запорную пружину, две шайбы, кулачок с втулкой и пластиной | | |
14. Выбить штифт крепления приводного валика | Молоток, бородок | |
15. Вынуть приводной валик из корпуса вместе с центробежным регулятором | | Проверить исправность пружины центробежного регулятора |
2. Сборка распределителя Р13-Д |
1. Установить приводной валик в корпус вместе с центробежным регулятором | Молоток, бородок | |
2. Забить штифт крепления приводного валика | | |
3.Установить на приводной валик пластину, втулку с кулачком, две шайбы, запорную пружину | | Смазать втулку кулачка, ось рычага прерывателя, фальц моторным маслом —1—2 капли из масленки |
4.Установить во втулку кулачка фетровую шайбу | | |
5. Установить неподвижный диск в сборе с подвижным диском и деталями прерывателя | Отвертка | |
6. Завернуть два винта крепления неподвижного диска к корпусу | | |
7.Установить клемму и завернуть гайку крепления провода | Ключ гаечный 8 мм | |
8. Установить через отверстие в крышке вакуумного регулятора пружину и регулировочную шайбу | | |
9.Ввернуть в отверстие крышки штуцер | Ключ гаечный 22 мм | |
10.Установить на штифт подвижного диска тягу вакуумного регулятора | Отвертка | |
11.Установить вакуумный регулятор | | |
12. Завернуть два винта крепления вакуумного регулятора | | |
13.Установить ротор (бегунок) | | |
14.Надеть крышку и застегнуть защелки | | Крышку устанавливать без перекоса |