II. Проверка домашнего задания | Проверка умения учащихся составлять предложения по данному заданию, выполнять морфемный, морфологический и фонетический разборы. | 1.Прочитайте предложения, составленные с предлогами, предложенными в упр.301. 2.В каком четверостишии использовано одиночное деепричастие, а в каком – деепричастный оборот? (упр.291)(Слайды 2,3). 3. Морфемный, морфологический, орфоэпический разборы. | Читают предложения, называют условия обособления обстоятельств. 3 человека у доски выполняют разборы. |
III. Орфографическая «дуэль» | Повторение орфограмм. | Запишите словосочетания в тетрадь. (Побеждает тот, кто не ошибётся ни разу.) Ввиду приближения шторма, ненастье в продолжение месяца, иметь в виду, несмотря на дождь, вышла из берегов вследствие дождей; шли, не смотря по сторонам; в следствии по делу, пребывание в походе в течение десяти дней. Слова, в которых ошибки, записать ещё раз, графически обозначить орфограмму, надписать часть речи. | Записывают слова, проверяют, слав , в которых ошиблись, записывают ещё раз, надписывают часть речи. |
IV. Изучение нового материала | Актуализация опорных знаний, формирование умения определять смысловые отношения между уточняющими словами и предшествующими их словами. | 1.(Слайд 4). Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания, воспользовавшись материалом § 35. (Слайды 5-6). - Далеко, в лес, раздавались удары топора. - Поздно вечером, часов в одиннадцать, я вышел в сад. - Он наивно, по-детски, в вытер пальцами глаза. (Л.Толстой.) - Длинная, в несколько верст, тень ложилась от гор на степи. (Л.Толстой.) - Это был Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавший из Москвы. (А.Чехов.) - Озеро было широкое, более пятисот метров. -Чем отличаются уточняющие члены предложения от обособленных? (Уточняющими могут быть любые члены предложения, даже главные.) -Почему эти члены предложения называются уточняющими? (Они добавляют уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения и т.д.) -Какие случаи обособления уточняющих членов не нашли отражения в таблице? -Назовите их, приведите примеры. (Уточняющие дополнения с предлогами кроме,..) (Слайд 7.) - Я ничего не слышал, кроме шума леса. - Наряду с изучением английского языка, он занимался ещё и французским. - Мы, помимо судовых работ, занимались ещё погрузкой угля. (М.Г.) - За исключением отдельных учеников, все в нашем классе учатся хорошо. Уточняющие дополнения могут стоять как после уточняемого слова, так и перед ним. В предложении уточняющие дополнения и уточняемые слова могут быть разными членами предложения. 2. Упр.308 Прочитайте предложения, соблюдая интонацию обособления. -Объясните, в чем состоит смысловая роль уточняющих членов в каждом примере? Сделайте вывод. 3. (Слайд 8-9.) Распространите предложения, вставив уточняющие члены. Распространенные предложения прочитайте дважды: 1) придавая второму обстоятельству значение уточнения; 2) не выделяя его интонацией как уточняющее. - Что меняется в постановке знаков препинания? - На опушке леса я нашла гриб. (На опушке леса, возле трухлявого пня, я нашла гриб. - На рассвете, около пяти часов, подул сильный ветер. - Внизу, в глубоком овраге, виднелись заросли кустарника и молодых деревьев. - Наверху, под крышей, раздался шум. 4. (Слайды 10,11.)Запишите предложения. -Являются ли выделенные слова уточняющими членами предложения? Почему? -Проверьте записанный текст. ( Отвечают на разные вопросы. Весьма распространенная ошибка, которую допускают школьники.) - Вчера на хуторе произошло нечто странное. - Вдруг за поворотом появился грузовик. - Около полудня на левом берегу реки мы заметили избушку и решили устроить здесь привал. - В начале лета в России Отмечают день рождения А.С.Пушкина. | Читают предложения, объясняют постановку знаков препинания, записывают предложения. Отвечают на вопросы. Работают с таблицей, приводят примеры. Составляют предложения, записывают их, сравнивают с примерами в таблице. Читают предложения, указывают смысловую роль уточняющих членов в каждом примере. Читают предложения, распространяют уточняющими членами, записывают в тетрадь, читают с интонацией. Записывают предложения, комментируя. Проверяют текст, отвечают на вопросы. |
VI. Закрепление материала | Отработка умения применять полученные знания, сопоставлять. | Запишите под диктовку текст, объясните графически постановку знаков препинания. Мы выехали на высокий, крутой берег реки. Внизу, под обрывом, через неё был перекинут дощатый мостишко. За рекой, за мостом, к которому, сползая с обрыва зигзагами, вела проселочная дорога, лежало большое селение. За ним, далеко по равнине, тянулись поля. А на обрыве, над рекой, стояло другое большое селение. Заречное село называлось Заречье. Село над обрывом называлось Заборовьем потому, что ехать к нему надо через вековой сосновый лес, через бор. (По В. Кочетову) -Проверьте записанный текст (Слайд13.) -Почему в предложениях 2,3,4,5,7 стоят запятые? | Записывают текст, подчеркивают уточняющие члены предложения. Проверяют текст, объясняют постановку знаков. |