СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Утренник (ролевая игра) "День птиц"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое внеклассное занятие "День птиц". Ролевая игра. Место проведения: библиотека п. Мурмино.

Просмотр содержимого документа
«Утренник (ролевая игра) "День птиц"»

Открытое внеклассное занятие


День птиц

(ролевая игра)




Дата проведения: 23.05.2013

Место проведения: Библиотека п. Мурмино

Участники: 3б класс

Ведущий: Головастова Н.А.

Присутствовали: Загребнева Л.Н. (библиотекарь), родители учащихся.


Цели:

  • в игровой форме познакомить с птицами родного края;

  • воспитывать у учащихся бережное отношение к пернатым;

  • развивать творческие способности детей.


Оборудование:

  • плакаты;

  • костюмы (маски) птиц;

  • рисунки птиц;

  • скворечники;

  • музыкальное оформление




К месту праздника школьники направляются небольшими колоннами (классами) с воздушными шариками, синичниками и транспарантами «Привет, пернатые друзья!» и др., у многих из них на голове короны с изображением птиц.


Ведущий:

Дети! До чего же вы сегодня нарядные и красивые! Но по-другому и не может быть, ведь у нас сегодня замечательный праздник – праздник прихода весны. От долгого зимнего сна пробуждается вся природа: распускаются листья на деревьях, пробиваются первые цветы, от зимнего сна просыпаются животные: пчелы и бабочки, лягушки и змеи, ежи и медведи. И конечно же мы встречаем верных спутников весны, ее посланцев – птиц. Это событие в жизни года не раз воспевали поэты.


Еще леса стоят в дремоте,

Но тем слышнее в каждой ноте

Пернатых радость и задор.

А.Фет


Ученик:

Оттепель после метели.

Только утихла пурга,

Разом сугробы осели

И потемнели снега.

Падают, плавятся, льются

Льдинки, втыкаясь в сугроб.

Лужи, как тонкие блюдца,

Светятся около троп.


Ученика:

Пусть молчаливой дремотой

Белые дышат поля,

Неизмеримой работой

Занята снова земля.

Скоро проснутся деревья,

Скоро, построившись в ряд,

Птиц перелетных кочевья

В трубы весны затрубят.

Н. Заболоцкий


Ведущий:

У нас сегодня гости!


Выходит ученик в костюме снегиря.


Посмотрите, кто это?


Снегирь.

Снегирь:

Каждый год я к вас лечу – зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой ярко-красный галстук мой.


Ведущий:

Догадались? Правильно – это снегирь! Это самая обычная и всем хорошо известная птичка, но этот год для нее был знаменательный. Снегирь в России признан птицей 2008 года. Ежегодно одна из птиц становится символом года. И необязательно из числа редких, часто это самые обычные птицы. Так настоящие любители природы стараются привлечь внимание людей к птичьим проблемам. И поэтому сегодня на нашем празднике именно снегирь откроет волшебный шлагбаум для всех птиц, летящих к нам из дальних стран.


Снегирь подходит к волшебному шлагбауму и поднимает его. Сразу после этого в центр поляны в народных костюмах выходят два ученика – участники сценки «Встречаем птиц» - и громко говорят: «Летят, уже близко…»



Ведущий:

Что за шум?

Птицы, птицы к нам с юга летят!

С солнышком да птицами весна краше.


Синички-сестрички,

Тетки-чечетки,

Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи,

Вы по воле полетайте,

Вы на воле поживите,

К нам весну скорей зовите.


Вбегает Синичка.


Синичка:

Видела, видела!


1-й ученик:

Кого?


Синичка:

Черный, носатый, кричит «кра», на поле червяков из земли вытаскивает, а как его зовут – забыла.


Ведущий: Ребята, напомните синичке имя этой птицы. (Грач)


Появляется Грач.


2-й ученик:

Здравствуй, Грач! Заждались мы тебя, а с тобой и весну-красну! Ты первый дорогу весне в наши края показываешь, тебя первого и чествовать будем! Принеси урожай в наш счастливый добрый край!


Грач:

Спасибо, уважили. Но меня догоняет еще одна птица. Отгадайте, какая?


На сосне дворец,

Во дворе певец,

А зовут его… (скворец).


Грач:

Конечно, это скворец!


1-й ученик:

Несется клич со всех концов,

Несется клич во все концы:

- Весна пришла! Даешь скворцов!

Добро пожаловать, скворцы!


Появляется Скворец.


Скворец:

По синему небу, по синему небу

Из Африки к нам возвратился скворец.

Я целую зиму на родине не был.

Не пел под окошком знакомый певец.


Снегирь:

Как я рад весне! Мы, снегири, зимуем дома. Ох, и не сладко нам приходится в зимнюю стужу. Как я рад теплу и нашей встрече! Я знаю, что в старые времена на Руси, ожидая прилета птиц, люди пекли сладкое печенье в виде птичьих фигурок. И сегодня я хочу всех вас угостить таким печеньем.


Участники сценки выносят большой поднос с печеньем.


Ешьте на здоровье да про пташек лесных не забывайте.


Все хлопают.


В это время подкрадываются Баба-Яга и ее помощники – Водомут, Птицегуб и Крепкосвист, крадут Снегиря и печенье и убегают. В это время волшебный шлагбаум закрывается. Обнаружив пропажу, ведущий и все участники сценки в замешательстве.


Ведущий:

Случилось ужасное! Похищены Снегирь и печенье, закрылся волшебный шлагбаум, и птиц нам теперь не дождаться.


Все:

Что же делать? Как быть?


Появляются похитители.


Баба-Яга:

Ха-ха-ха! Ну что, голубчики, попраздновали?


Все:

Верните нам птицу года! Верните Снегиря! Верните праздничное печенье!


Птицегуб (кривляясь):

А что вы так нервничаете? Тоже мне любители природы! Все равно птицы гибнут. Я слышал, что многие из них вымирают или вовсе исчезли с лица земли. Обойдетесь и без Снегиря!


Водомут:

А еще заводы, фабрики и автомобили загрязняют воздух, люди вырубают леса и рощи. Так что птицам все равно нечем дышать и негде жить. А им одного Снегиря, видите ли, жалко стало!


Крепкосвист:

Да и я люблю пострелять в птиц из рогатки. Мальчишки и девчонки, которых сегодня здесь так много, уж наверняка знакомы с этим удовольствием! А сами тут изображают из себя любителей птиц, хотя, как и я, и названий-то птичьих не знаю!


Ведущий:

Нет, все это неправда. Ребята, которые сегодня здесь, очень любят природу и, чтобы доказать это, готовы на любые испытания.


Баба-Яга.

Не верю! Мальчишки и девчонки, как и мы, умеют только разрушать, ломать и издеваться над животными!


Ведущий:

А если мы докажем, что любим, знаем птиц и умеем их охранять, то вы вернете нам Снегиря и печенье?


Баба-Яга (задумывается):

Так, ладно, посостязаемся. Но у вас ничего не выйдет. У меня есть средство проверить, на что вы способны! (Потирает руки.) Оно вам точно не по зубам.


Грач:

Согласны, если мы выдержим испытание, то вы не только вернете все, что похитители, но и не будете больше хулиганить в вместе с нами будете любить и охранять природу.


Баба-Яга:

Согласны. Ха-ха-ха! Но вам не победить. Итак, испытание первое! Готовы? Разных птиц на свете много. И вы всех их знаете?


Все:

Знаем!


Баба-Яга:

Сейчас проверю. Ну-ка, что это за птица?


Показывает большие рисунки птиц. По очереди выходят ученики с коронами, изображающими этих птиц.


1-й ученик:

Не подумай, будто спичка

Загорелась под кустом.

Это птичка-невеличка

Под кустом трясет хвостом.

Перья огненного цвета

Солнце ярко озарит –

Сразу кажется, что это

Горихвостки хвост горит.


2-й ученик:

В чаще лесной, у полянки,

Рада вечерней поре,

Птичка лесная – зарянка

Песню запела заре.


3-й ученик:

По ухабистой дороге,

Громыхая, едут дроги.

А на дрогах сена воз

Мужичок куда-то вез.

Желтогрудая овсянка,

Что на веточке сидит,

Тонко-тоненько звенит:

«Зинь-зинь-зиии да зинь-зинь-зиии,

Сено с воза не тряси,

Аккуратнее вези».


4-й ученик:

Спинка серо-голубая,

Рыженький бочок.

Пташка шустрая такая,

Будто челночок!

То вверх бежит по ели,

А то вниз головой.

Заглянет во все щели.

Ух, поползень какой!


5-й ученик.

Свирири, свирири – что за чудеса?

Серебристо-нежно льются птичьи голоса,

В красненьком беретике с рыжим хохолком,

В оперении праздничном с зимним ветерком

С севера далекого птахи прилетели,

Лакомиться ягодами на рябину сели.

Песенки волшебные в воздухе звенят,

Птички напевают, словно говорят,

Что пройдут морозы, отшумят метели.

О весне уж близкой пели свиристели.


Баба-Яга:

Надо же, знают! Продолжаем! Я сейчас буду называть только птиц, но если я вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем игру. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи, стрижи…


Дети хлопают.


Баба-Яга:

Что неправильно?


Дети:

Мухи!


Баба-Яга:

А мухи – это кто?


Дети:

Насекомые.



Баба-Яга:

Правильно. Ну что ж, продолжим. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…


Дети хлопают.


Баба-Яга:

Прилетели птицы: голуби, курицы…


Если дети не замечают ошибок, ведущий должен им помогать.


Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совки-сплюшки, лебеди, скворцы… (Удивленно.) Все вы молодцы!


Водомут:

А вот загадки про птиц вы ни за что не отгадаете!

Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)

Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)

Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает, в Полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце.

Снизу – белое полотенце. (Ласточка)

Мать, отца не знаю, но часто называю,

Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)



Крепкосвист:

Ой-ой-ой! Они все знают! Что-то и мне захотелось узнать о птицах побольше и заботиться о них. Вот я, например, знаю как вести себя, если окажешься у птичьего гнезда. Вот вы, первоклашки, об этом знаете?


Выбирает из зрителей трех первоклассников, ведет их на сцену и им поучительно рассказывает.


Можно тихо подойти и посмотреть, как птичка вьет гнездо! Правильно?


1-й первоклассник (очень громко и четко):

А вот и неправильно! Если посмотришь, как птичка вьет гнездо, она испугается и улетит с этого места навсегда, не достроив гнезда.


Крепкосвист:

А вот это правильно. Я тихо подойду и только взгляну, как птичка высиживает птенцов! Правильно?


2-й первоклассник.

Неправильно! Взглянул, напугал, птичка улетит и не вернется в гнездо, а птенцы не вылупятся.


Крепкосвист:

Ладно, знаю. Можно лишь поглядеть, какого цвета в гнезде яйца. Правильно?


3-й первоклассник:

Неправильно! Поглядел, птичка крик подняла. Услышала ворона и, когда птичка улетит ненадолго подкрепиться, съест яйца.


Крепкосвист:

Ну, это уж наверняка правильно. Можно лишь сосчитать в гнезде птенчиков!


1-й первоклассник:

Неправильно! Станешь считать, показывать пальцем, птенчики испугаются и выбросятся из гнезда раньше срока.


Крепкосвист:

Я только подержу лесного цыпленочка-тетеревеночка и отпущу! Правильно?


2-й первоклассник:

Неправильно! Пока подержал, погладил цыпленка, а мама-тетерка других цыплят уже далеко увела. Потерялся твой тетеревенок!


3-й первоклассник.

Я, ребята, птиц люблю,

Никогда их не ловлю

Ни ловушками, ни в сети,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону.

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Обижать не стану я.


Птицегуб:

Я тоже исправился. Вот посмотрите, какой я сделал домик для птиц (показывает, очень некрасивый и неправильно сделанный домик). Только вот почему-то скворец не занял его.

Для него я так старался, но скворца я не дождался!

Ну когда же наконец прилетит ко мне скворец?


Скворец:

А правильно ли ты сделал скворечник? Щелей в нем нет?


Птицегуб:

я не посмотрел.


Скворец:

Если в скворечнике щели, то даже воробьи не станут в нем жить. Мы не любим сквозняков. А отверстие в него ты правильно сделал? Леток 0 это отверстие в птичьем домике.


Птицегуб:

Правильно, конечно: даже мой кулак в него проходит.


Синица:

И это ошибка. Если отверстие большое, то птицам опасно вить гнездо в твоем домике – кошки и вороны туда легко проникнут и перетаскают всех птенцов.


Птицегуб:

Я все понял, пойду и сделаю все, как надо, дождусь наконец своего скворца.


Баба-Яга:

Ну вот и мои помощники стали любить птиц. Ну что ж, ваша взяла, сдаюсь! Возвращаю вам вашего Снегиря, а печенье не отдам – оно вкусное!


Первоклассник:

Берегите эту землю, эти воды,

Даже каждую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.


Баба-Яга:

Ну, убедили! Если и такие крошки любят природу, то уж и мне старухе, по-другому никак нельзя! Забирайте и печенье!


Ведущий:

И снова мы все вместе.


Все:

Только вместе, только дружно

Помогать природе нужно!

Лишь тогда всем повезет –

Радуйся, лесной народ!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Будем птицам помогать!


Снегирь:

Спасибо вам, ребята, своими знаниями вы спасли не только меня. Я должен скорее открыть волшебный шлагбаум, чтобы наконец-то пришла весна и прилетели птицы.


Дети хлопают.


А теперь нужно сделать самое главное! Как и в старину, давайте все вместе позовем птичек и развесим птичьи домики.


Птички, птички, прилетите,

Красну-весну нам принесите,

На своем хвосте,

На сохе, броне,

На овсяном снопе.

Летите в поле,

Несите здоровье:

Первое – коровье,

Второе – овечье,

Третье – человечье.


Скворец и Синица всех угощают печеньем.

Дети исполняют песню о птицах.


Не дразните собак, не гоняйте кошек,

Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.

И тогда воробьи песенкой разбудят,

А царапать и кусать вас никто не будет.


Если очень шуметь около берлоги,

То придется потом уносить вам ноги.

И пчела просто так тоже не пристанет.

Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.


Ни к чему обижать бабочку на ветке,

Веселее в лесу от ее расцветки.

Не пугайте жуков с длинными усами,

И поверьте, что жуки вас не тронут сами.


Если вам по душе красота земная,

Берегите ее, устали не зная.

Непременно тогда станем мы друзьями,

А про кошек и собак пойте вместе с нами!