Открытое внеклассное занятие
День птиц
(ролевая игра)
Дата проведения: 23.05.2013
Место проведения: Библиотека п. Мурмино
Участники: 3б класс
Ведущий: Головастова Н.А.
Присутствовали: Загребнева Л.Н. (библиотекарь), родители учащихся.
Цели:
в игровой форме познакомить с птицами родного края;
воспитывать у учащихся бережное отношение к пернатым;
развивать творческие способности детей.
Оборудование:
плакаты;
костюмы (маски) птиц;
рисунки птиц;
скворечники;
музыкальное оформление
К месту праздника школьники направляются небольшими колоннами (классами) с воздушными шариками, синичниками и транспарантами «Привет, пернатые друзья!» и др., у многих из них на голове короны с изображением птиц.
Ведущий:
Дети! До чего же вы сегодня нарядные и красивые! Но по-другому и не может быть, ведь у нас сегодня замечательный праздник – праздник прихода весны. От долгого зимнего сна пробуждается вся природа: распускаются листья на деревьях, пробиваются первые цветы, от зимнего сна просыпаются животные: пчелы и бабочки, лягушки и змеи, ежи и медведи. И конечно же мы встречаем верных спутников весны, ее посланцев – птиц. Это событие в жизни года не раз воспевали поэты.
Еще леса стоят в дремоте,
Но тем слышнее в каждой ноте
Пернатых радость и задор.
А.Фет
Ученик:
Оттепель после метели.
Только утихла пурга,
Разом сугробы осели
И потемнели снега.
Падают, плавятся, льются
Льдинки, втыкаясь в сугроб.
Лужи, как тонкие блюдца,
Светятся около троп.
Ученика:
Пусть молчаливой дремотой
Белые дышат поля,
Неизмеримой работой
Занята снова земля.
Скоро проснутся деревья,
Скоро, построившись в ряд,
Птиц перелетных кочевья
В трубы весны затрубят.
Н. Заболоцкий
Ведущий:
У нас сегодня гости!
Выходит ученик в костюме снегиря.
Посмотрите, кто это?
Снегирь.
Снегирь:
Каждый год я к вас лечу – зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой ярко-красный галстук мой.
Ведущий:
Догадались? Правильно – это снегирь! Это самая обычная и всем хорошо известная птичка, но этот год для нее был знаменательный. Снегирь в России признан птицей 2008 года. Ежегодно одна из птиц становится символом года. И необязательно из числа редких, часто это самые обычные птицы. Так настоящие любители природы стараются привлечь внимание людей к птичьим проблемам. И поэтому сегодня на нашем празднике именно снегирь откроет волшебный шлагбаум для всех птиц, летящих к нам из дальних стран.
Снегирь подходит к волшебному шлагбауму и поднимает его. Сразу после этого в центр поляны в народных костюмах выходят два ученика – участники сценки «Встречаем птиц» - и громко говорят: «Летят, уже близко…»
Ведущий:
Что за шум?
Птицы, птицы к нам с юга летят!
С солнышком да птицами весна краше.
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи,
Вы по воле полетайте,
Вы на воле поживите,
К нам весну скорей зовите.
Вбегает Синичка.
Синичка:
Видела, видела!
1-й ученик:
Кого?
Синичка:
Черный, носатый, кричит «кра», на поле червяков из земли вытаскивает, а как его зовут – забыла.
Ведущий: Ребята, напомните синичке имя этой птицы. (Грач)
Появляется Грач.
2-й ученик:
Здравствуй, Грач! Заждались мы тебя, а с тобой и весну-красну! Ты первый дорогу весне в наши края показываешь, тебя первого и чествовать будем! Принеси урожай в наш счастливый добрый край!
Грач:
Спасибо, уважили. Но меня догоняет еще одна птица. Отгадайте, какая?
На сосне дворец,
Во дворе певец,
А зовут его… (скворец).
Грач:
Конечно, это скворец!
1-й ученик:
Несется клич со всех концов,
Несется клич во все концы:
- Весна пришла! Даешь скворцов!
Добро пожаловать, скворцы!
Появляется Скворец.
Скворец:
По синему небу, по синему небу
Из Африки к нам возвратился скворец.
Я целую зиму на родине не был.
Не пел под окошком знакомый певец.
Снегирь:
Как я рад весне! Мы, снегири, зимуем дома. Ох, и не сладко нам приходится в зимнюю стужу. Как я рад теплу и нашей встрече! Я знаю, что в старые времена на Руси, ожидая прилета птиц, люди пекли сладкое печенье в виде птичьих фигурок. И сегодня я хочу всех вас угостить таким печеньем.
Участники сценки выносят большой поднос с печеньем.
Ешьте на здоровье да про пташек лесных не забывайте.
Все хлопают.
В это время подкрадываются Баба-Яга и ее помощники – Водомут, Птицегуб и Крепкосвист, крадут Снегиря и печенье и убегают. В это время волшебный шлагбаум закрывается. Обнаружив пропажу, ведущий и все участники сценки в замешательстве.
Ведущий:
Случилось ужасное! Похищены Снегирь и печенье, закрылся волшебный шлагбаум, и птиц нам теперь не дождаться.
Все:
Что же делать? Как быть?
Появляются похитители.
Баба-Яга:
Ха-ха-ха! Ну что, голубчики, попраздновали?
Все:
Верните нам птицу года! Верните Снегиря! Верните праздничное печенье!
Птицегуб (кривляясь):
А что вы так нервничаете? Тоже мне любители природы! Все равно птицы гибнут. Я слышал, что многие из них вымирают или вовсе исчезли с лица земли. Обойдетесь и без Снегиря!
Водомут:
А еще заводы, фабрики и автомобили загрязняют воздух, люди вырубают леса и рощи. Так что птицам все равно нечем дышать и негде жить. А им одного Снегиря, видите ли, жалко стало!
Крепкосвист:
Да и я люблю пострелять в птиц из рогатки. Мальчишки и девчонки, которых сегодня здесь так много, уж наверняка знакомы с этим удовольствием! А сами тут изображают из себя любителей птиц, хотя, как и я, и названий-то птичьих не знаю!
Ведущий:
Нет, все это неправда. Ребята, которые сегодня здесь, очень любят природу и, чтобы доказать это, готовы на любые испытания.
Баба-Яга.
Не верю! Мальчишки и девчонки, как и мы, умеют только разрушать, ломать и издеваться над животными!
Ведущий:
А если мы докажем, что любим, знаем птиц и умеем их охранять, то вы вернете нам Снегиря и печенье?
Баба-Яга (задумывается):
Так, ладно, посостязаемся. Но у вас ничего не выйдет. У меня есть средство проверить, на что вы способны! (Потирает руки.) Оно вам точно не по зубам.
Грач:
Согласны, если мы выдержим испытание, то вы не только вернете все, что похитители, но и не будете больше хулиганить в вместе с нами будете любить и охранять природу.
Баба-Яга:
Согласны. Ха-ха-ха! Но вам не победить. Итак, испытание первое! Готовы? Разных птиц на свете много. И вы всех их знаете?
Все:
Знаем!
Баба-Яга:
Сейчас проверю. Ну-ка, что это за птица?
Показывает большие рисунки птиц. По очереди выходят ученики с коронами, изображающими этих птиц.
1-й ученик:
Не подумай, будто спичка
Загорелась под кустом.
Это птичка-невеличка
Под кустом трясет хвостом.
Перья огненного цвета
Солнце ярко озарит –
Сразу кажется, что это
Горихвостки хвост горит.
2-й ученик:
В чаще лесной, у полянки,
Рада вечерней поре,
Птичка лесная – зарянка
Песню запела заре.
3-й ученик:
По ухабистой дороге,
Громыхая, едут дроги.
А на дрогах сена воз
Мужичок куда-то вез.
Желтогрудая овсянка,
Что на веточке сидит,
Тонко-тоненько звенит:
«Зинь-зинь-зиии да зинь-зинь-зиии,
Сено с воза не тряси,
Аккуратнее вези».
4-й ученик:
Спинка серо-голубая,
Рыженький бочок.
Пташка шустрая такая,
Будто челночок!
То вверх бежит по ели,
А то вниз головой.
Заглянет во все щели.
Ух, поползень какой!
5-й ученик.
Свирири, свирири – что за чудеса?
Серебристо-нежно льются птичьи голоса,
В красненьком беретике с рыжим хохолком,
В оперении праздничном с зимним ветерком
С севера далекого птахи прилетели,
Лакомиться ягодами на рябину сели.
Песенки волшебные в воздухе звенят,
Птички напевают, словно говорят,
Что пройдут морозы, отшумят метели.
О весне уж близкой пели свиристели.
Баба-Яга:
Надо же, знают! Продолжаем! Я сейчас буду называть только птиц, но если я вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать. Начинаем игру. Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи, стрижи…
Дети хлопают.
Баба-Яга:
Что неправильно?
Дети:
Мухи!
Баба-Яга:
А мухи – это кто?
Дети:
Насекомые.
Баба-Яга:
Правильно. Ну что ж, продолжим. Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны…
Дети хлопают.
Баба-Яга:
Прилетели птицы: голуби, курицы…
Если дети не замечают ошибок, ведущий должен им помогать.
Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, аисты, кукушки, даже совки-сплюшки, лебеди, скворцы… (Удивленно.) Все вы молодцы!
Водомут:
А вот загадки про птиц вы ни за что не отгадаете!
Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Соловей)
Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крохи собирает, в Полях ночует, коноплю ворует. (Воробей)
Спереди – шильце,
Сзади – вильце,
Сверху – синее суконце.
Снизу – белое полотенце. (Ласточка)
Мать, отца не знаю, но часто называю,
Детей знать не буду – чужим сбуду. (Кукушка)
Вертится, стрекочет, весь день хлопочет. (Сорока)
Крепкосвист:
Ой-ой-ой! Они все знают! Что-то и мне захотелось узнать о птицах побольше и заботиться о них. Вот я, например, знаю как вести себя, если окажешься у птичьего гнезда. Вот вы, первоклашки, об этом знаете?
Выбирает из зрителей трех первоклассников, ведет их на сцену и им поучительно рассказывает.
Можно тихо подойти и посмотреть, как птичка вьет гнездо! Правильно?
1-й первоклассник (очень громко и четко):
А вот и неправильно! Если посмотришь, как птичка вьет гнездо, она испугается и улетит с этого места навсегда, не достроив гнезда.
Крепкосвист:
А вот это правильно. Я тихо подойду и только взгляну, как птичка высиживает птенцов! Правильно?
2-й первоклассник.
Неправильно! Взглянул, напугал, птичка улетит и не вернется в гнездо, а птенцы не вылупятся.
Крепкосвист:
Ладно, знаю. Можно лишь поглядеть, какого цвета в гнезде яйца. Правильно?
3-й первоклассник:
Неправильно! Поглядел, птичка крик подняла. Услышала ворона и, когда птичка улетит ненадолго подкрепиться, съест яйца.
Крепкосвист:
Ну, это уж наверняка правильно. Можно лишь сосчитать в гнезде птенчиков!
1-й первоклассник:
Неправильно! Станешь считать, показывать пальцем, птенчики испугаются и выбросятся из гнезда раньше срока.
Крепкосвист:
Я только подержу лесного цыпленочка-тетеревеночка и отпущу! Правильно?
2-й первоклассник:
Неправильно! Пока подержал, погладил цыпленка, а мама-тетерка других цыплят уже далеко увела. Потерялся твой тетеревенок!
3-й первоклассник.
Я, ребята, птиц люблю,
Никогда их не ловлю
Ни ловушками, ни в сети,
Не держу их дома в клетке.
Никогда гнезда не трону.
Ни сороки, ни вороны,
Ни скворца, ни воробья
Обижать не стану я.
Птицегуб:
Я тоже исправился. Вот посмотрите, какой я сделал домик для птиц (показывает, очень некрасивый и неправильно сделанный домик). Только вот почему-то скворец не занял его.
Для него я так старался, но скворца я не дождался!
Ну когда же наконец прилетит ко мне скворец?
Скворец:
А правильно ли ты сделал скворечник? Щелей в нем нет?
Птицегуб:
я не посмотрел.
Скворец:
Если в скворечнике щели, то даже воробьи не станут в нем жить. Мы не любим сквозняков. А отверстие в него ты правильно сделал? Леток 0 это отверстие в птичьем домике.
Птицегуб:
Правильно, конечно: даже мой кулак в него проходит.
Синица:
И это ошибка. Если отверстие большое, то птицам опасно вить гнездо в твоем домике – кошки и вороны туда легко проникнут и перетаскают всех птенцов.
Птицегуб:
Я все понял, пойду и сделаю все, как надо, дождусь наконец своего скворца.
Баба-Яга:
Ну вот и мои помощники стали любить птиц. Ну что ж, ваша взяла, сдаюсь! Возвращаю вам вашего Снегиря, а печенье не отдам – оно вкусное!
Первоклассник:
Берегите эту землю, эти воды,
Даже каждую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Баба-Яга:
Ну, убедили! Если и такие крошки любят природу, то уж и мне старухе, по-другому никак нельзя! Забирайте и печенье!
Ведущий:
И снова мы все вместе.
Все:
Только вместе, только дружно
Помогать природе нужно!
Лишь тогда всем повезет –
Радуйся, лесной народ!
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Будем птицам помогать!
Снегирь:
Спасибо вам, ребята, своими знаниями вы спасли не только меня. Я должен скорее открыть волшебный шлагбаум, чтобы наконец-то пришла весна и прилетели птицы.
Дети хлопают.
А теперь нужно сделать самое главное! Как и в старину, давайте все вместе позовем птичек и развесим птичьи домики.
Птички, птички, прилетите,
Красну-весну нам принесите,
На своем хвосте,
На сохе, броне,
На овсяном снопе.
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое – коровье,
Второе – овечье,
Третье – человечье.
Скворец и Синица всех угощают печеньем.
Дети исполняют песню о птицах.
Не дразните собак, не гоняйте кошек,
Не жалейте для птиц ни зерна, ни крошек.
И тогда воробьи песенкой разбудят,
А царапать и кусать вас никто не будет.
Если очень шуметь около берлоги,
То придется потом уносить вам ноги.
И пчела просто так тоже не пристанет.
Ведь и жалить, и рычать зря никто не станет.
Ни к чему обижать бабочку на ветке,
Веселее в лесу от ее расцветки.
Не пугайте жуков с длинными усами,
И поверьте, что жуки вас не тронут сами.
Если вам по душе красота земная,
Берегите ее, устали не зная.
Непременно тогда станем мы друзьями,
А про кошек и собак пойте вместе с нами!