СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. а. жуковский. «светлана»: черты баллады

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать детям, что в былине присутствует фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, предсказания и приметы.

Просмотр содержимого документа
«В. а. жуковский. «светлана»: черты баллады»

Тема урока: В. А. ЖУКОВСКИЙ. «СВЕТЛАНА»: ЧЕРТЫ БАЛЛАДЫ

Основное содержание урока

Развитие представлений о балладе. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады. Баллада в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение баллады. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика сюжета баллады, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания. Устный или письменный ответ на вопрос. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие баллада.

I. Развитие представлений о балладе
Обобщающая беседа:


Какие чувства вызывают эти баллады у читателя?

Что объединяет эти баллады? Докажите, что эти баллады имеют западноевропейские черты.

Работа со словарём литературоведческих терминов.

Выявление характерных черт баллады в прочитанных произведениях.

II. Сообщение учащегося об истории создания и о содержании баллады «Людмила» с включением выразительного чтения фрагментов баллады.

III. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского:
сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти

IV. Чтение и обсуждение статьи учебника «Жанр баллады у В. А. Жуковского. „Людмила“ (1808)»  1. Почему современники называли Жуковского балладником? В чём его вклад в развитие жанра русской баллады?

2. В чём сходство и различия жанра западноевропейской баллады и русской исторической песни?

3. Как в балладе «Людмила» ощущается присутствие судьбы и вмешательство сверхъестественных, роковых сил?

4. Как Жуковский изменяет финал баллады Бюргера «Ленора» в балладе «Людмила»? Какие черты жанра проявились в балладе «Людмила»?

5. Найдите в балладе «Людмила» элементы сюжета.

6. Какую роль играют в балладе черты фантастики и фольклора? Укажите роковые предсказания и приметы, предупреждающие Людмилу о гибели.

7. В чём символическая роль сна, мотивов дороги и смерти?

8. Вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

9. Изучите перечень характерных черт баллады как жанра:
— наличие сюжетной основы; — напряжённый, драматический, таинственный или фантастический сюжет; — рассказ о поражении или победе человека в его борьбе с судьбой;
— непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил; — символический характер пространства и времени;
— нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала.

10. Продолжите этот список дополнительными чертами жанра баллады.

V. «Светлана» как пример преображения традиционной фантастической баллады.

Баллада в актёрском исполнении

Прослушивание баллады «Светлана» в актёрском исполнении.

Ответы на вопросы 1—4 и выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Аналитическая беседа:

— Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какие черты русского фольклора отразились в балладе?

— В чём особенности поэтического языка баллады?
В. Г. Белинский писал: «„Светлана“, оригинальная баллада Жуковского, была признана его chef d'oeuvre (лучшим произведением), так что критики и словесники того времени титуловали Жуковского певцом Светланы». (Сочинения Александра Пушкина. Статья 2.)

В чём оригинальность баллады «Светлана» и её отличие от западноевропейских баллад?

VI. Практическая работа.

Составление плана письменного высказывания
 на тему «Черты баллады в „Светлане“ В. А. Жуковского».

Групповая работа:

Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Черты баллады в 
„Светлане“ В. А. Жуковского»

Группы

Задания

Цитаты

Выводы

Группа 1. Элементы сюжета

Найдите в балладе «Светлана» элементы сюжета и объясните их смысловую роль

    ‎    

    ‎    

Группа 2. Фантастические картины

Найдите фантастические картины и объясните их смысловую роль. В чём символическое значение сна?

    ‎    

    ‎    

Группа 3. Мотив судьбы

Найдите фрагменты, показывающие вмешательство сверхъестественных сил. Какие предсказания героиня преодолевает в борьбе с судьбой?

    ‎    

    ‎    

Группа 4. *Роль пространства и времени

В чём символический характер времени и пространства в балладе? Зачем автор изображает пугающий пейзаж, рисует утренние и вечерние сумерки?

    ‎    

    ‎    

Группа 5. *Мотивы дороги и смерти

Какова символическая роль образа дороги и мотивов смерти? Почему финал баллады носит оптимистический характер?

    ‎    

    ‎    


Заполнение двух последних столбцов таблицы завершается дома.

Примерный план анализа баллады:

1. Трансформация жанра баллады в русской литературе.
2. Черты баллады в «Светлане» В. А. Жуковского:
— элементы сюжета; — фантастические картины;
— мотив судьбы;
— роль пространства и времени;
— мотивы дороги и смерти.
3. Новаторство Жуковского в развитии жанра баллады.

Итоговый вопрос:

Как В. А. Жуковский изменяет традиционную фантастическую балладу?

Домашнее задание

Завершить заполнение цитатной таблицы.

Выучить наизусть фрагмент баллады и письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Индивидуальные задания.

Выполнить задания 4—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Подготовить сообщение о прототипе Светланы (см. материал ниже):


УРОК 19
В. А. ЖУКОВСКИЙ. «СВЕТЛАНА»:
ОБРАЗ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ


Основное содержание урока.
Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам. Развитие представлений о фольклоризме литературы.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Характеристика героини. Устный или письменный ответ на вопрос. Составление плана. Определение роли фольклорных мотивов, образов, поэтических средств.

I. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры

Индивидуальные сообщения учащихся:


— Жанр баллады в творчестве Жуковского (по балладе «Светлана»).

— Новаторство поэтического языка Жуковского.

— Прототип Светланы из одноимённой баллады Жуковского.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «„Светлана“ (1808—1812)» (см. статью ниже):

1. Какие мотивы традиционных баллад Жуковский окрашивает русским колоритом?
(Мотив ожидания суженого, мотив дороги, зимний русский пейзаж, мотивы дня и ночи, мотивы яви и сна.)

2. Какими чертами национального характера наделена Светлана? Приведите примеры её верности, сердечности, кротости, доброты, нежности.

3. Что спасает Светлану от гибели? Чем её поведение не похоже на поведение традиционных балладных героинь?

4. Как автор относится к неотступной вере героини в помощь Бога? Почему в балладе торжествуют народно-религиозные начала?

5. Почему героиню Жуковского ждёт счастливый финал?

6. В чём проявилось новаторство поэта в изображении человека?

III. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам

Составление плана характеристики Светланы
:

ТАБЛИЦА
План характеристики Светланы

Средства характеристики героини

Цитаты

1. Смысл имени героини

    ‎    

2. Роль первого появления героини в балладе

    ‎    

3. Черты портрета героини; авторская оценка её внешности

    ‎    

4. Пейзажи, время года и суток, связанные с героиней

    ‎    

5. Предметы и ритуалы, характеризующие героиню

    ‎    

6. Черты характера героини

    ‎    

7. Поступки, раскрывающие её внутреннюю сущность

    ‎    

8. Отношение героини к любви, жениху, подругам

    ‎    

9. Характерные для героини художественные детали

    ‎    

10. Героиня в авторской оценке

    ‎    



Заполнение таблицы цитатами может быть завершено дома.

IV. Развитие представлений о фольклоризме литературы

Групповая практическая работа.


Подбор цитат на тему «Черты фольклора в балладе „Светлана“:

ТАБЛИЦА
«Черты фольклора в балладе „Светлана“

Черты фольклора

Цитаты

Группа 1. Фольклорный сюжет о предстоящем замужестве

    ‎    

Группа 2. Народные гадания и подблюдные песни

    ‎    

Группа 3. Мистические предметы и существа (кольцо, зеркало, гроб, голубь, ворон)

    ‎    

Группа 4. Мотив вещего сна. Вера в Бога и его защиту

    ‎    

Группа 5. Фольклорный пейзаж (вьюга, луна, ночь и др.)

    ‎    

Группа 6. Фольклорный язык (постоянные эпитеты и сравнения, краткие прилагательные и др.)

    ‎    

Выводы

    ‎    


Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Выполнение задания из раздела учебника «Развиваем дар слова».

V. Чтение и обсуждение статей учебника «Сюжеты баллад» и «В творческой лаборатории В. А. Жуковского» (см. статьи ниже):

— Где В. А. Жуковский находил сюжеты для своих баллад?

— Прокомментируйте формулу Жуковского: «Жизнь и поэзия — одно».

— В чём заслуга Жуковского перед русской поэзией?

Итоговые вопросы:

Какой характер придают балладе элементы русского фольклора?

*Какие особенности поэзии русского романтизма (на уровне композиции, языка, образа времени и пространства, образа романтического героя) проявились в балладе «Светлана»?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или выполнить одно из заданий повышенной сложности из разделов учебника «Творческое задание» и «Опыт литературоведческого исследования» (по выбору учащихся).

Прочитать комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Индивидуальные задания.

Сопоставить баллады В. А. Жуковского «Людмила» и «Светлана» (сюжет, изображение героев, авторская позиция, ритмическая организация).

Подобрать материалы об интересных фактах жизни и творчества А. С. Грибоедова, его портретах и памятниках писателю, истории создания комедии «Горе от ума», прототипах её героев с использованием практикума «Читаем, думаем, спорим…», справочной литературы и ресурсов Интернета (см. следующий урок).

Подготовить сообщения о биографии А. С. Грибоедова:
1. Грибоедов и 1812 год.
2. Грибоедов и декабристы.
3. Герои комедии и их прототипы.
4. Любовь Нины Чавчавадзе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!